VI. Согласование прилагательных с существительными
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Детям предлагается правильно произнести и запомнить следующие словосочетания: зеленый лист, забавная обезьянка, лесная земляника.

2. Дети заканчивают предложения данными словосочетаниями, употребляя слова в нужной грамматической форме, затем произносят предложения полностью.

Примерные предложения: В клетке сидели… (забавные обезьянки.) Весной на осине появились… (зеленые листья.) В июне поспевает… (лесная земляника.)

Вариант.

Ответы на вопросы по тексту, заучивание текста: Зимой. Наступает зима. В саду много снега. Зоя и Соня идут в сад. Зоя возит Соню на санках. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.

Вопросы к тексту: «Какое время года наступает? Чего много в саду? Куда идут Зоя и Соня? Кого возит Зоя на санках? Кто бегает за ними? Как зовут собаку?» Вопросы задает логопед, а затем дети.

VII. Подведение итогов занятия.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки мы сегодня учили?» (С и з.)

Дети самостоятельно придумывают по одному слову сначала с глухим звуком с, затем со звонким звуком з. При этом подбираемые детьми слова не должны повторяться.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’

Звук с

Сани, сова, сок, сом, сук, суп, соль, сумка, совок, самолет, самокат, сливы, свиньи, стакан, свисток, станок, спутник, скамейка, усы, коса, мясо, весы, лиса, кусок, песок, фасоль, лес, нос, маска, миска, ослик, пастух, пояс, овес, компас, аист, киоск, куст, мост, соска, сосна, пылесос

Звук c'

Сито, сено, сетка, семь, селедка, пасека, восемь, осень, лисенок, лисята, василек, письмо, сосиски.

Слова собака, сундук, судак, сапоги, сандалии, стадо, посуда, стадион, поднос, автобус, гуси, беседка, наседка используются при закреплении правильного произношения звуков с и с’ применительно к тем детям, которые произносят звонкие звуки.

Учитывая, что дети нередко неправильно образуют множественное число, например стаканы вместо стакáны, подбираются картинки с изображением одного предмета и группы предметов.

Звук з и з’

Зонт, закат, замок, завод, змей, змея, звонок, ваза, язык, коза, тазы, фазан, козлик; зима, земляника, изюм, обезьяна, вазелин, бузина.

Звуки с, с’ и з, з’

Для подбора существительных к прилагательным мужского и женского рода логопеду рекомендуется подобрать картинки с изображением предметов синего и зеленого цвета.

Синий: автобус, пылесос, василек, станок, пояс, поезд.

Синяя: беседка, коляска, скамейка, ваза, незабудка.

Зеленый: лист, куст, самолет, зонт, змей.

Зеленая: капуста, сосна, миска, звезда, занавеска.

 

 

Буквы с, с’ и з, з’

Зоя пускает змей.

Вася везет сани.

Под кустом змея.

На небе сияют звезды.

В лесу земляника.

Звуки с и с’

Потешки, загадки, стихи

Са-са-са – летает оса,

Су-су-су – поймали осу,

Сы-сы-сы – у осы усы.

У лисы усы.

У осы усики.

Воды не бойся.

До пояса мойся.

Усатый кот,

Ленивый кот.

Он спит весь день,

Вставать ему лень,

Вот и думает кот:

- Ко мне миска подойдет.

Загадка

Кто на себе дом носит? (Улитка.)

Сосна

В саду стоит высокая сосна. Сосна сухая. Вася и Саня спилили сухую сосну.

Собака

Сима и Валя сидели в саду на скамейке. Они увидели собаку и испугались.

Лиса и гусята

Гуси и гусята спали на поляне. А тут лиса. Гуси не видят лисы. Лиса хватает одного гусенка и убегает в лес. Несет лиса гусенка своим лисятам.

Сад

Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду липы и сосны. В липовой аллее стоят скамейки. У скамеек васильки и маки. Люся и Соня гуляют в саду. Они сами поливают васильки и маки.

Кот Васька

Сеня и Сема поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили его на скамейке. Кот Васька тут как тут. Васька хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.

Звуки с, с’ и з, з’

Потешки, скороговорки

Осень

Наступает осень. С кленов падают на землю сухие листья. Аллеи сада усыпаны сухими листьями. Дети гуляют в саду. Они поднимают с земли сухие листья. Из листьев будет букет. Дети поставят букет в вазу.

Зима

Зима. В саду много снега. Зоя и Саня идут в сад. У Зои санки. Зоя возит Саню. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.

В лесу

Зина и Зоя гуляли в лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили в кусте змею. Дети испугались змеи.

В зоомагазине

Зина и Лиза в зоомагазине. Они видят в клетке обезьянку. Зоя покупает обезьянку.

Коза

У Зои есть коза. Козу зовут Забавка. Летом Зоя пасет козу в лесу, а зимой коза ест сено и сухие листья.

Весна

Наступает весна. Снег тает. Булькает вода в канавках. С домов свесились сосульки. Звенит капель.

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Во втором периоде обучения (13 – 17-я недели обучения) закрепляется произношение звуков б, б’, т’, д, д’, г, г’. Заканчивается дифференциация взрывных звуков, отличающихся глухостью-звонкостью. Особенно тщательно надо подготовить к этим занятиям тех детей, которые вовсе не произносили взрывных звонких звуков, произносили их с недостаточным окончанием или взаимозамещали звонкие и глухие звуки. Применительно к этим детям постановка звуков (или их уточнение) б, б’, т’, а затем д, д’, г, г’ происходит уже в начале обучения.

Закреплению правильного произношения и особенно дифференциации звуков по звонкости-глухости много времени уделяется на подгрупповых занятиях с таким расчетом, чтобы к описываемому времени все дети овладели правильным произношением, различением и употреблением в речи всех пар взрывных звонких и глухих звуков как в твердом, так и в мягком звучании. Проводимые во втором периоде обучения фронтальные занятия по произношению являются итоговыми, они проводятся на усложненном речевом материале.

За этот же период времени детьми усваиваются буквы б, в, д, э, г. Работа по овладению звуками и буквами строится, как и до сих пор, таким образом, чтобы одновременно с упражнениями в произношении того или иного звука детьми усваивался соответствующий графический знак. (Исключение составляют буквы в и э.) Так, например, если в понедельник проводится первое фронтальное занятие на звуки б и б’, то во вторник дети знакомятся с буквой б (буква п из упражнений временно исключается). Устанавливается и закрепляется связь между звуками б и б’ и буквой б. В среду – второе занятие по произношению на звуки б и б’ (напомним, что 4 – 5 минут отводится на чтение) и подгрупповое занятие по грамоте с детьми, испытывающими те или иные затруднения. В четверг – второе занятие по грамоте. В пятницу – подгрупповые занятия по усмотрению логопеда. Таким образом, всю неделю в той или иной форме дети усваивают, что звуки б и б’ обозначаются знаком б.

Приведем примерный план фронтального занятия, во время которого дети упражняются в дифференциации звуков п и б.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 304.