I. Анализ звукового состава слова (повторение пройденного)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопед дает детям задание и задает различные вопросы. Дети выполняют задание и дают ответы.

Логопед говорит: «Назовите первый звук в словах стакан, зубы. Что вы можете сказать о звуках с и з? Какие это звуки? Есть ли звук п в слове суп? На каком месте? Есть ли звук к в слове кот? Где он стоит? Где находится звук л в слове валенки? Назовите гласный звук в слове танк (мост, стук, дым, кнут). Назовите гласные звуки в слове косы (нос, зубы). Назовите согласные звуки в этом слове». И т.п.

II. Произнесение звука т’.

Детям предлагается произносить звук т’. При этом обращается внимание на мягкость.

Логопед просит детей произнести прямые и обратные слоги со звуком т’, т.е. тя, тë, ат’, ут’ и т.п.

III. Сравнение т’ с другими звуками (т, с’, д’, ч, ц).

1. Детям предлагается хлопать в ладоши, если они услышат в слове (или слоге) звук т’.

Примерные слова: тетя, диван, туфли, терка, чайник, гусята, Катя, котенок, Дима, чайка, цыпленок, телята, дядя, дым и т.п.

Примерные слоги: тя, дя, сю, ос, ат’, ач, ат, ди,, те и т.п.

2. С помощью предметных картинок дети самостоятельно выбирают слова, в которых есть звук т’. Для сравнения подбирают слова с пройденными звуками т, с, с’, например: туфли, телефон, санки; сито, паутина, василек, сети и т.п.

IV. Произнесение слов со звуком т’.

Образование множественного числа от слов котенок, утенок, теленок

Детям показывается картинка с изображением котенка. Затем их спрашивают: «Кто это?» (Котенок.) Слово котенок произносится хором и отдельными детьми. Выясняется, что мягкий звук т’ находится в середине слова.

Затем показывается картинка с изображением котят и задается вопрос: «А кто это?» (Котята.)

Хором и отдельными детьми повторяется слово котята. Выделяется звук т’. Слова котенок и котята произносятся еще раз. Так же называются картинки с изображением утенка и утят, теленка и телят.

Внимание детей привлекается к окончанию –а во множественном числе.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

1. Логопед произносит предложения, дети их дополняют, а затем произносят целиком. Приведем примерный речевой материал: На картинке нарисованы… (котята.) Около кошки три… (котенка.) Здесь нарисован один (утенок.) У утки пять… (утят.) По воде плавают три… (утенка.) Около коровы стоит… (теленок.)

2. Составление предложений из данных слов: телята, Катя, поить; Витя, котенок, у, два; утка, утята, пять, у; тахта, котенок, два, на; телята, телятница, гнать, дом, к.

VI Заучивание рассказа.

Дети заучивают такой рассказ: У тети Кати два котенка. Одного котенка она даст Пете. У Пети будет свой котенок. Петя будет любить котенка. Он назовет котенка Тяпа.

Звуки д, д’, г, г’

При изучении звуков д, д’, г, г’ и дифференциация их от звуков т, т’, к, к’ внимание уделяется как различению этих звуков по звонкости-глухости, так и по твердости-мягкости.

В частности, следует ввести ряд упражнений для закрепления правильного произношения звука д’ и его дифференциации как от звука д, так и от звука т’.

Наряду с использованием ранее упоминавшихся упражнений в это время вводится ряд новых. Внимание детей впервые привлекается к образованию с помощью приставок. В связи с этим в материал занятий включаются, кроме уже знакомых детям, предлоги к и от. Наиболее целесообразно эти упражнения сочетать с закреплением правильного произношения звуков т – д – т’ – д’. Выше говорилось, что звук т’ часто встречается в глагольных формах, в связи с чем были рекомендованы некоторые упражнения. При дифференциации звуков т и д в твердом и мягком звучании дети упражняются в образовании будущего сложного (буду лепить; будет лепить).

Остановимся более подробно на некоторых упражнениях этого этапа обучения.

Прежде чем провести упражнения, направленные на образование новых слов с помощью приставок, повторяются предлоги в и из, обращается внимание детей на значение предлогов к и от.

Приведем примерный материал, который может быть использован с этой целью.

Составить предложения из данных слов, например: Тема, собака, от, убегать; подлетать, к, птица, гнездо; собака, будка, вылезать, из; вбегать, дети, сад, в.

Закончить предложения недостающим словом с предлогом.

При проведении этого упражнения предлог может быть подсказан логопедом. В этом случае инструкция носит такой характер: «Закончи предложение так, чтобы было слово (называется) и «маленькое слово» - предлог (называется)». Логопед произносит такой, например, материал: Птенец выглядывает… (гнездо, из). Катя наливает воду… (лейка, в). Дети соответственно произносят предложения: Птенец выглядывает из гнезда. Катя наливает воду в лейку.

Вставить недостающий предлог.

Логопед произносит предложения с пропущенными предлогами, например: Поезд отходит (?) станции. Дина выбегает (?) дома. Дети подходят (?) детскому саду. Витя входит (?) автобус. Дети произносят предложения с предлогами.

В процессе проведения подобных упражнений детям постоянно задаются вопросы такого типа: «Какое в этом предложении «маленькое слово» - предлог? Какое «маленькое слово» - предлог ты добавил?» И т.п.

Образование новых слов с помощью приставок.

Если при проведении описанных упражнений внимание детей постоянно фиксировалось на предлогах, то теперь оно переключается на сходные по смыслу глагольные слова. Эти упражнения проводятся примерно так:

а) один из детей (назовем его Дима) производит по инструкции логопеда ряд действий, в это время остальные дети составляют предложения. Примерная инструкция: «Дима, ходи по комнате».

Одновременно логопед задает вопрос: «Что делает Дима?» (Дима ходит по комнате.) Затем последовательно Диме предлагается выходить из комнаты, входить в нее, подходить к доске, отходить от доски. Составляются предложения: Дима выходит из комнаты. Дима входит в комнату. И др.

б) детям предлагается вспомнить все составленные предложения и выделить в них слова, похожие на слово ходит. Выделяются слова: уходит, входит, подходит, отходит. Внимание детей обращается на сходство – все эти слова обозначают движение. Указывается и на их смысловое различие – все они обозначают действия разного вида.

в) далее логопед говорит: «А теперь вы сами будете образовывать новые слова, похожие на слово бегает». Детям предлагается заканчивать примерно такие предложения: Вадик из комнаты… (убегает.) Петя в сад… (вбегает.) Катя к дому… (подбегает.) Тема от гусей… (убегает.) Можно взять слово летает и предложения типа: Малиновка из клетки… (улетает.) Птица к гнезду… (подлетает.) Каждый раз логопед обращает внимание на то, что новое слово образовано путем присоединения к его началу слога или звука. В процессе проведения упражнений предложения повторяются полностью, при этом логопед требует очень четкого и правильного произнесения каждого слова.

В связи с закреплением правильного произношения взрывных звонких и глухих звуков может быть проведено упражнение, направленное на образование глаголов от существительных.

С этой целью логопед говорит примерно так: «Сейчас вы сами будете подбирать слова. Я буду называть слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос: что это? А вы будете подбирать слова-действия, отвечающие на вопрос: что делать? Если я скажу сад, то надо сказать сажать и составить с этим словом предложение. Например: Я буду сажать цветы. Каждый из вас знает, какие звуки он уже умеет произносить правильно, и поэтому может употреблять при составлении предложений».

Примерный лексический материал: клей – клеить; лейка – лить (поливать); письмо – писать; песня – петь; умывальник – умываться; мыло – мыть; пила – пилить; будильник – будить; звонок – звонить; одежда – одеваться; каток – катать(ся); завязка – завязывать и др.

Приведем примерный план занятия.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.