Цель занятия: закрепление правильного произношения звуков ж и з в слогах, словах и предложениях с предлогами за, из-за; анализ и синтез слогов и слов со стечением согласных (повторение).
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки ж и з. Скажите все звук ж (дети произносят звук ж), а теперь – з (дети произносят звук з)».
Затем логопед задает вопросы: «Чем похожи эти звуки?» (Звук ж звонкий и звук з звонкий.) «Какая разница между этими звуками?» (Когда мы говорим ж, язычок поднимается вверх, а когда говорим з – язычок опускается за зубки.)
II. Произнесение слоговых сочетаний из трех элементов. Развитие внимания и памяти.
Логопед говорит: «Дети, сейчас мы устроим соревнование, посмотрим, чья команда наберет больше очков. Надо внимательно слушать, я буду говорить слоги только один раз. Кто правильно повторит, тот получит очко».
Логопед вызывает отдельных детей. Каждому предлагается повторить новое слоговое сочетание, например: жба – зба – жба; зда – зда – жда; зго – жго – зго и т.п.
III. Различение слов, содержащих звуки ж и з.
С помощью предметных картинок, выставленных на наборном полотне, например: зубы, желуди, козы, жаба, лужа и др., дети выбирают слова со звуком ж, правильно их произносят, определяют место звука ж. Затем называют оставшиеся картинки. Устанавливается, что в каждом слове есть звук з, определяется место этого звука.
IV. Анализ слогов со стечением согласных (повторно, см. занятие на звук л).
На этом занятии подбираются слоги со звуками з и ж, детям предлагается дополнить примерно такие слоги: ба – зба; гу – жгу; да – жда; за – зба; т.е. звук добавляется или в начале слога или в середине.
Каждый раз после анализа и преобразования слога определяется, какой из звуков (ж и з) есть в слоге.
Упражнение может быть проведено в форме игры в «Живые звуки».
V. Образование родительного падежа множественного числа. (Проводится в форме игры в мяч.)
VI. Дифференциация предлогов за и из-за.
1. Детям предлагается класть предметы (медвежонка, обезьяну, козу, желудь, грузовик и т.п.) за шкаф (занавеску, стол, книги и т.п.) и запомнить, куда они их кладут. Действия оречевляются. (Я поставил грузовик за шкаф.)
Логопед предлагает вспомнить, куда были поставлены предметы.
2. Логопед предлагает детям вспомнить, куда поставили машину. Дети дают ответ.
Таким образом, еще раз повторяются с предлогом за (в винительном или предложном падеже).
3. Детям даются такого рода поручения: «Вынь медвежонка из-за шкафа» (т.е. давая поручения, логопед употребляет предлог из-за). Задается вопрос: «Откуда ты вынул медвежонка?» (Я вынул медвежонка из-за шкафа.) Внимание детей обращается на то, что когда предмет находится за чем-то и мы достанем его, то говорим из-за.
4. Ставятся вопросы или даются поручения в форме, требующей от детей самостоятельного использования предлогов за и из-за. Логопед говорит: «Где сидит обезьянка?» (Обезьянка сидит за шкафом.) «Дай мне обезьянку. Откуда ты ее достал?» (Я достал обезьянку из-за шкафа.) Одному из детей шепотом дается подобная инструкция. Ребенок ее выполняет. Всем детям задается вопрос: «Откуда Витя достал обезьянку?»
5. Логопед раскладывает предметы так, чтобы дети могли самостоятельно составлять предложения с предлогом из-за, например: «Я достал ежа из-за домика». (При необходимости подобные упражнения повторно проводятся на подгрупповых занятиях.)
VII. Подведение итогов занятия.
Еще раз сравниваются звуки з и ж, подбираются слова с этими звуками.
Занятие, план которого был приведен, намного сложней тех, которые проводились ранее. Дети способны самостоятельно сравнивать звуки, выполнять трудные упражнения по звуковому анализу, строить и произносить распространенные предложения с различными предлогами.
Опишем еще одно занятие. Оно посвящено дифференциации звуков с – ш – з – ж.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.