Программный продукт 1С:Бухгалтерия 8 включает технологическую платформу 1С:Предприятие 8 и конфигурацию (прикладное решение) «Бухгалтерия предприятия».
Конфигурация «Бухгалтерия предприятия» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчётности в организации, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Основным способом отражения хозяйственных операций в учёте является ввод документов программы, соответствующих первичным бухгалтерским документам. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок.
Заметим, что для решения несложных экономических задач подготовленный пользователь может использовать доступные офисные программы, например, табличный процессор Microsoft Office Excel, принципы работы с которым рассмотрены в главе 4.
Работа юриста – во многом работа с информацией и документами. Сегодня специалисты в области юриспруденции и права должны не только владеть технологиями работы с электронными документами, но также эффективно и грамотно работать с прикладным программным обеспечением, владеть способами и методами поиска документов в компьютерных базах данных [4].
Основными источниками нормативной информации для юриста являются:
печатные периодические издания и сборники;
услуги консультационных фирм;
автоматизированные информационные системы по законодательству (АИСЗ).
Основная трудность применения АИСЗ состоит в том, что каждый юридический процесс должен базироваться на печатных источниках информации. При упоминании документа возможны ссылки только на официальные издания. Электронные формы документов юридической силы не имеют. Поэтому специалист пользуется ими как справочными, но если принимается решение, которое влечёт за собой финансовую или иную ответственность, необходимо применение официального источника.
Автоматизированные информационные системы по законодательству – часть следующих типов юридических информационных систем [2, 18]:
1) справочных правовых систем (СПС), предусматривающих доступ пользователей любой профессиональной ориентации к нормативно-правовым актам;
2) глобальных информационных служб (хост-систем), предоставляющих доступ удаленным пользователям к библиографической, полнотекстовой или другой информации:
- система LEXIS (США);
- JURIS Gmb (ФРГ);
- ITALGIURE/FIND (Италия);
- WESTLAW (США);
3) систем информационной поддержки деятельности правотворческих органов (законодательных и исполнительных органов государственной власти). Особенность таких систем – необходимость хранения и поиска многих версий и редакций нормативно-правовых документов с учётом вносимых поправок и изменений;
4) систем информационной поддержки деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. Такие системы строятся, как правило, на базе структурированных локальных вычислительных сетей (ЛВС), включающих автоматизированные рабочие места отдельных специалистов;
5) автоматизации юридических библиотек и вузов, консультационных пунктов.
Основными особенностями юридических автоматизированных информационных систем являются:
• необходимость предоставления адресного доступа к полным текстам;
• потребность учёта в информационных языках для поиска в БД по законодательству контекстных связей, возможность использования в запросе предлогов и частиц (и, или, не), регламентированных прилагательных (например, «обязательный», «произвольный» и пр.), что отличает их от обычных документальных АИСЗ;
• необходимость юридической обработки текстов нормативных актов, при которой тексту приписываются не только классификационные индексы, ключевые слова или дескрипторы индексирования, но и комментарии специалистов, ссылки на предшествующие версии, связанные документы, решения судов и пр.
На рынке справочных правовых систем (СПС) работает много компаний. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании [12]:
«КонсультантПлюс» (Закрытое акционерное общество «КонсультантПлюс – Новые Технологии» (Москва));
«Гарант» (Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис» (Москва));
«Кодекс» (Закрытое акционерное общество «Кодекс» (Санкт-Петербург));
«Референт» ((Закрытое акционерное общество «Референт-Сервис» (Москва)).
В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует, прежде всего, назвать:
«Эталон» при Министерстве юстиции РФ;
«Система» при ФСО РФ;
Государственную автоматизированную систему (ГАС) Российской Федерации «Правосудие», обеспечивающую информационную и технологическую поддержку деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [8].
Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:
«ЮСИС» (фирма «Интралекс»);
«Юридический Мир» (издательство «Дело и право»);
«Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);
системы «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);
система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Приёмы эффективной работы в наиболее распространённых в России СПС («КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс») рассмотрены в главе 3 данного издания.
Наряду с перечисленными выше программными системами представляют интерес разработки других компаний, направленных на автоматизацию деятельности отдельных специалистов и аспектов юридической деятельности.
Так, фирма «Technical Sovt Group» предлагает автоматизированную информационная систему «Претензионно-исковая работа» и программный комплекс «АРМ юриста (адвоката)», ведёт разработку АИС «Предварительное расследование» [15].
АИС «Претензионно-исковая работа» позволяет объединить информацию о претензионно-исковой работе целого юридического подразделения (адвокатского образования). Работа в единой АИС позволяет вести общий учёт дел и загруженности работников, предполагает использование общей информации и возможность передачи дел от одного пользователя другому. Кроме того, единый учёт дел позволяет получить цельную картину о работе всего подразделения.
Программный комплекс «АРМ юриста (адвоката)» предназначен для эффективной организации работы с информацией о делах, исках и участниках процесса (в т.ч. клиентах адвоката). Состоит из следующих программ:
«Помощник юриста (адвоката)» – программная оболочка к базе данных по делам (искам, участникам процесса);
«Органайзер юриста» – записная книга с контактной информацией, планировщик рабочего времени;
«Опись документов» – программа для составления описи документов;
«Редактор шаблонов и макросов» – программа для создания заготовок документов;
«Создатель шаблонов» – помощник при подготовке новых шаблонов из реальных документов;
«Срочный документ» – программа для оперативного создания одного или нескольких документов.
Таким образом, сложившиеся объективные тенденции развития информатизации правовой сферы позволяют сделать вывод о том, что правовая система России будет в значительной мере компьютеризированной. Большие возможности открывает создание и внедрение в практику всех звеньев права автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем, баз данных, основывающихся на применении ИТ.
Государственная политика в сфере создания и применения автоматизированных информационных систем, средств связи и телекоммуникаций определена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г., а также Федеральным законом от 7 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Её основные направления следующие:
- разработка основных мероприятий по развитию информационного общества, создание условий для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
- определение контрольных значений показателей развития информационного общества;
- обеспечение развития законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- создание благоприятных условий для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоёмких информационных и телекоммуникационных технологий;
- обеспечение повышения качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- создание условий для равного доступа граждан к информации;
- использование возможностей информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.
Правительством Российской Федерации конкретизированы основные задачи по реализации данных направлений[1]:
- создание современной сети цифрового телерадиовещания (принята государственная программа развития телерадиовещания в России[2]; к 2012 г. планируется обеспечить возможность приёма шести-восьми общедоступных каналов для 99% населения);
- создание государственной логистической и информационной сети на базе единого оператора почтовой связи (необходимо принять программу модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи и завершить структурную реформу отрасли. Будет определён перечень услуг, законодательно закрепляемых за национальным оператором федеральной почтовой связи. В 2012 г. будет обеспечен гарантированный доступ граждан на всей территории России, включая населённые пункты в сельской местности и труднодоступные районы, к широкому спектру почтовых, информационных, финансово-банковских услуг за счёт использования инфраструктуры отделений почтовой связи);
- формирование современной инфраструктуры магистральной связи (потребуется создание единой универсальной информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей получение на территории страны информации в разных форматах, в том числе в интерактивном режиме; к 2012 г. всё население страны должно быть обеспечено базовыми услугами связи, а не менее одной трети – широкополосным доступом);
- формирование электронного правительства (в 2010 г. будет завершено создание межведомственной системы электронного документооборота. При помощи использования современных информационно-коммуникационных технологий будет обеспечен доступ организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, а также предоставлена возможность полного или частичного получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет);
- стимулирование производства и распространения соответствующей приоритетам развития государства и общества информационной продукции (будет создана система поддержки производства и распространения информационной продукции, поддерживающей и развивающей традиционные морально-нравственные ценности, пропагандирующей здоровый образ жизни).
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства, помимо бесспорных положительных моментов для перехода к информационному обществу, поднимают проблемы обеспечения информационной безопасности
При переходе к информационному обществу и с обеспечением высокого уровня доступности современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в нашей стране появились такие новые явления, как кибертерроризм и киберпреступность. В этом ключе можно выделить ряд таких угроз, как незащищённость информации от искажения, распространения, незащищённость информационно-коммуникационных каналов и ряд других[3].
Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.
Контрольные вопросы
1. Особенности информации как вида ресурсов общества.
2. Понятие и цель информационной технологии.
3. Основные компоненты информационной технологии.
4. Характеристика уровней информационных технологий.
5. Классификация информационных технологий по типу обрабатываемой информации.
6. Классификация информационных технологий по степени их взаимодействия.
7. Состав основных процедур технологии обработки информации.
8. Содержание информационной технологии автоматизированного офиса.
9. Тенденции развития информатизации экономической и правовой сферы государства.
10. Общая характеристика программ экономического характера.
11. Общая характеристика программ юридического характера.
12. Основные направления государственной политики в сфере развития информационных технологий.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.