Под ИТ экономической направленности подразумевают под собой в первую очередь создание, развитие и эксплуатацию бухгалтерских информационных систем. В условиях рынка информация – ценный ресурс, вид собственности. Её хранят, используют и защищают. Бухучёт предприятия обеспечивает регистрацию, хранение и обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
При классификации современного программного обеспечения бухгалтерского учёта выделяют следующие классы программ [12]:
мини-бухгалтерия;
интегрированные бухгалтерские системы;
бухгалтерский конструктор;
бухгалтерский комплекс;
бухгалтерия-офис;
системы учёта международного уровня;
международные системы.
Отличительными чертами систем класса мини-бухгалтерия являются отсутствие инструментов для организации учёта по различным участкам (учёт заработной платы, товарно-материальных ценностей и т.д.), а также небольшой объём учётных операций. Мини-бухгалтерии позволяют оформлять небольшой набор первичных документов и форм отчётности и предназначены для бухгалтерий численностью в один-три человека.
Интегрированные бухгалтерские системы (ИБС) предоставляют пользователям более широкие возможности и обеспечивают ведение учёта по всем основным участкам. Их отличительной особенностью является возможность организации учёта на нескольких компьютерах с объединением данных в одной базе, на основе которой формируется отчётность. ИБС позволяют организовать работу и в локальной сети. При этом на каждом компьютере, как правило, работает вся система, а для разделения учёта используются лишь определённые её возможности.
Программы класса бухгалтерский конструктор отличаются наличием развитых средств настройки, что позволяет адаптировать их к особенностям учёта на любом предприятии: изменять методику учёта; корректировать учётную политику предприятия, в частности, правила оценки запасов товарно-материальных ценностей.
Бухгалтерский комплекс представляет собой систему из отдельных взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (например, «Финансы», «Заработная плата», «Склад», «Торговый зал» и др.), каждое из которых предназначено для автоматизации отдельного участка бухгалтерского учёта. Работа отдельных АРМ может быть организована как на одном компьютере, так и на разных машинах, объединённых в локальной вычислительной сети. Совместная работа различных АРМ обеспечивается чаще всего через АРМ главного бухгалтера. Такая организация работы системы позволяет сосредоточиться на отдельных участках учёта и требует меньшей доработки системы конечными пользователями.
Программы класса бухгалтерия-офис помимо учётных функций решают аналитические задачи, оптимизируют сбыт продукции, управляют закупками сырья, обеспечивают организацию делопроизводства на предприятии, а в некоторых системах и правовую поддержку бизнеса (благодаря возможности совместной работы со справочными правовыми системами, которые поставляются отдельно от основного модуля). Система предоставляет широкие возможности в области менеджмента и маркетинга, поэтому бухгалтерская составляющая здесь может не быть главенствующей. Больше внимания уделяется взаимосвязи составных частей системы и возможности эффективного управления предприятием.
Системы учёта международного уровня позволяют организовать учёт и проводить анализ в соответствии с некоторыми международными стандартами учета (GAAP, IAS). Поскольку совместить отечественные методики с международными сложно, такие системы позволяют сформировать лишь наиболее распространенные формы внутрифирменной отчётности (Income Statement, Cash Flow) и произвести анализ хозяйственной деятельности по набору ограниченных показателей с использованием несложных методик (например, Break Event Point). Интерфейс таких программ организован, как правило, на русском и английском языках.
Международные системы поставляются на отечественный рынок программных продуктов иностранными фирмами. Первой отличительной особенностью этих программ является многоязычность (10-15 языков), другая особенность – модульность программ, что предполагает наращивание возможностей программы посредством новых модулей, приобретаемых за дополнительную плату. Кроме возможностей, характерных для программ класса бухгалтерия-офис, такие системы могут предоставлять дополнительные сервисные возможности. Например, работа программы по таймеру позволяет выполнить длительную обработку данных, резервное копирование и формирование объёмных ежедневных отчётов в ночное и нерабочее время.
В настоящее время на российском рынке программного обеспечения бухгалтерского учёта предлагается множество программ разных производителей.
Приведём перечень наиболее известных и популярных российских разработчиков автоматизированных бухгалтерских систем [12]:
«1С» (серия программ «1С:Бухгалтерия»);
«Интеллект-Сервис» (серия «БЭСТ»);
«ДИЦ» («Турбо-Бухгалтер»);
«Информатик» («Инфо-Бухгалтер»);
«Инфософт» (система «Флагман»);
«Омега» (серия ABACUS, AF7);
«Инфин» (серия программных продуктов от «мини» до «макси»);
«Гектор» («Гектор: Бухгалтер»);
«Галактика-Парус» (серии программ «Галактика» и «Парус»).
Ограничимся краткой характеристикой одной из наиболее развитых систем автоматизации учёта – системы программ 1С:Предприятие 8 [13]. Характеристики других систем можно прочитать на сайтах приведённых выше компаний или в печатных изданиях, например, в [12, 19].
Система программ 1С:Предприятие 8 включает в себя платформу и прикладные решения для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Функциональные области прикладных решений для российских предприятий на данной платформе представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Дата: 2019-02-02, просмотров: 404.