Часть 4.Не исчезай, мое село. История деревень Граинского края(бывшего Граинского сельского совета)
Деревенька моя
Колыбель спокойная
Поле бесконечное
И березка стройная.
За озером светлый бор
С синей поволокой
С красной сладкой земляникой
С ежевикой колкою.
Журавлиный разговор
На вечерней зорьке.
И не сыщешь ты нигде
В мире счастья столько.
В солнечном луче цветет
Холод капли росяной.
А в душе моей живет
Любовь к сторонушке родной.
Дмитриев В.
С каждой исчезнувшей деревней утрачивается часть духовной культуры народа, и пока еще не поздно, мы должны вслушаться в голоса былого.
Граинский сельский совет как самостоятельный существует с 1966 г. До революции 1917г. край входил в состав Опочецкого уезда. Раньше он принадлежал Граинской губе, которая входила в состав Велейской волости. До Октябрьской революции на территории Граинской волости действовало несколько школ.Это теперь все история давно минувших дней. В 1924 г. входил в состав Красногородской волости. Как самостоятельная единица Граинский сельский совет существовал до 2010г., когда из пяти волостей в Красногородском районе были образованы три. Граинскую волость присоединили к Красногородской волости.
В 1926г. в волости насчитывалось 121 населенный пункт, количество жителей- 3936 человек. В 1998 г., в год 70-летия района, насчитывалось 30 деревень, а жителей 673 человека.
В 2008г.- 25 деревень, жителей- 420 человек.
Вот некоторые деревни нашей волости, которые исчезли совсем, хотя их названия остались: Барбашино, Бельково, Бачахново, Вересовка, Горивицы, Дубовик, Ежово, Жигали, Ивково, Малиахново, Пестово, Осиновки, Лушнево, Кобылино, Кондрашенки, Трибесово, Терешино.
В Граинской волости до сих пор сохраняются традиции и обряды наших предков. С ними связано поминовение усопших на кладбищах, посещение родственников – «ездят по родне». Беседуя с людьми об их жизни, неоднократно упоминалось о праздниках – ярмарках, в которых они принимали участие. В настоящее время ярмарки не проводятся. Немного истории. Для престольных праздников характерны уличные гулянья в определенных местах: у церкви или часовни, «на крестах» (перекрестках дорог). Артели парней и девушек с музыкантами ходили по деревенской улице, пели припевки, плясали. В дни престольных праздников проходили ритуально - праздничные состязания парней и мужиков, драки. О кулачных боях или как их называли в красногородских деревнях – драках, шутили: «Что ярманка без драки?», «Был на ярманке без драки и не подрался – значит, не был на ярманке». Нередко зачинщиками были подростки.
Ярманка – возможность посетить своих родственников и знакомых. «Хозяева» заранее готовились, подкапливали деньжат, забивали скот, гнали самогон, варили ячменное пиво. В каждом доме, при желании, можно было хорошо угоститься. У каждого застолье кипело. Гость не гость – садись за стол и угощайся. Так ходили из дома в дом, угощались, пели песни.
Если говорить о каждой конкретной деревне, то везде отмечался свой престольный праздник:
Бельково – Иван цветной (7 июля)
Зайцы – Фрол (31 августа)
Ершово – Покров (14 октября) и Фомино (неделя после Пасхи)
Морозово – Егорий (6 мая, 9 декабря)
Мехово – Егорий (2 день)
Платишино, Равгово – Покров (14 октября)
Рогали – Фрол (31 августа)
Яшково – Богородица (28 августа)
Обычно на таких праздниках гулянья длились 3 дня.
Частушки, которые пелись:
У залетки моево вторая появилася,
Подружка, я не ревновала, просто удивилася.
На окошке два цветочка – голубой и синенький.
О любви никто не знает, только я и миленький.
Меня люди осуждают, что люблю женатого,
Если он жену не любит, я не виноватая.
Были частушки и с подтекстом.
На Морозовском мосту перилы обвалилися,
Гуляйте мальчики потише, морозы явилися.
Самогонка нам не водка, но и пиво - не вино,
Если хочите …, приходите в Лукино.
По платишинскому полю бегла сивая овца,
У платишинских мальчишек нету левого ...
Если говорить о сегодняшнем дне, то праздники по-прежнему остаются. О них помнят, к ним заранее готовятся. Ждут в гости детей и родственников. Самыми почитаемыми остаются Пасха, Троица, Покров, Егорий.
Люди старшего поколения до сих пор придерживаются определенных традиций. Если это воскресный день, то стараются не работать дома и в огороде. А если это престольный праздник, то говорят: «Каждый праздник стоит самого себя и нужно его встретить и провести достойно», «Любой праздник больше нас».
Разыграева Г.Н Ярмарочные гулянья в Красногородских деревнях/Г.Н.Разыграева, О.Соловьева// Думы: альм. Вып.3.- Красногородск, 2007 .-С.82-90.
Разыграева Г. Из истории Красногородских ярмарок /Г.Н.Разыграева, О.Соловьева//Заря.-2007.-18 мая.
То же.// Наша газета. - Спец. вып.-2007.-С.3.
Фамилии земляков, оставивших след в истории нашей Родины, Псковщины, Красногородска:
Ермолаев Никандр Андреевич родился в д. Сидорово. Мастер музыкальных инструментов.
Ефимов Анисим Иванович родился в д. Барбашино. Работал директором МП «Опочецкий хлебокомбинат», заслуженный работник сельского хозяйства.
Жукова Ефимия Ивановна. Награждена орденом «Мать-героиня». Вырастила 11 детей.
Исаков Ефросин Александрович родился в 1922г. в д. Ежово. Был заведующим Цыбинской начальной школы. Заслуженный учитель школы РСФСР.
Полуэктов Василий Кириллович. Родился в д. Соснивица. Полковник МВД.
Семенова Валентина Петровна родилась в д. Платишино. Мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта СССР. Чемпионка СССР по гребле.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 692.