Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Революция Мэйдзи. К середине XIX в. в Японии капиталистические отношения только начали складываться. Началось разложение феодальных отношений, о чем говорило разорение многих феодалов, массовое обнищание крестьян, усиление классовой борьбы. Широкое недовольство народа вызвала и неспособность режима сегуна (военного министра, фактически являвшегося главой государства) противостоять внешней угрозе. В 1864 г. Англия, Франция, США, Голландия силой навязали Японии кабальные торговые договоры, грозившие ей потерей независимости. В этих условиях устранение сегуната и восстановление законной власти императора становится главной целью большинства крупных и мелких феодалов, буржуазии, широких народных масс. В ходе вооруженной борьбы в конце 1867- начале 1868 гг. оппозиция одержала победу, добилась отставки сегуна, и восстановлению власти японского императора. Эти события получили название революция Мэйдзи .

В стране была проведена серия буржуазных реформ. Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа 1872-1873 гг. Были ликвидированы все феодальные права на землю. Земля превращалась в частную собственность. Крестьяне - наследственные держатели земли получали ее в собственность, а крестьяне-арендаторы (подавляющее большинство) никаких прав на землю не получили. У крестьян была изъята и общинная земля - луга, леса, пустоши. Реформа способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию крестьян.

Князья получили крупную денежную компенсацию за землю от государства. Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами.

Военная реформа привлекала низшие сословия к военной службе. В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности. Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Однако от воинской повинности можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные плательщики. В 1871 г. провозглашено «равенство всех сословий». Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессии. Самураям было разрешено заниматься торговлей и ремеслом. Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя государственные кредиты и дотации на строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр. В 1872 г. был принят закон о всеобщем образовании, стимулировавший распространение европейских знаний в стране. В преддверии конституционных реформ происходит организационное оформление политических партий. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средней городской и сельской буржуазии, к ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства. Партия конституционных реформ (Кайсинто), созданная в 1882 г., в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, стала другой умеренной партией оппозиции. Программные требования обеих партий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижение налогов, пересмотр неравноправных договоров и др. После начала работы парламента в 1890 г. роль партий Дзиюто и Кайсинто стала постепенно снижаться. В 80-х гг. создаются первые рабочие организации, а в рабочее движение проникают социалистические идеи. На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто).

В 1885 г. создаются отдельные министерства и кабинет министров европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. В 1886 г. вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должности.

Реформа судебной и правовой системы В 70-80-е гг. XIX в. японцы стали активно изучать и заимствовать судебный и правовой опыт Запада, отменять архаичные правовые нормы. В 1872 г. были запрещены пытки и кровная месть, признается формальное равенство сословий перед законом. В 1880 г. были приняты Законы об организации судов и о дисциплинарной ответственности судей, которые объявили о независимости и несменяемости судей. Однако фактически они находились под контролем министра юстиции. Судебную систему Японии составили местные окружные и апелляционные суды, над которыми стоял Большой суд правосудия. В 1890 г. была создана прокуратура, а в 1893 г. - адвокатура, также находившиеся под жестким контролем министра юстиции. В 1898 г. под прямым влиянием германского и французского права был принят Гражданский кодекс Японии, построенный по пандектной системе. Он закрепил незыблемость частной собственности, юридическое равенство лиц, свободу собственности и договора и т.п. Однако сохранялось неравноправие женщин и другие архаичные нормы. Торговый кодекс (1899 г.) регулировал вопросы внешней и внутренней торговли, торговых сделок и торговых товариществ и т.д. Уголовные кодексы Японии 1880 и 1907 гг. были характерны широта судебного усмотрения, суровые наказания за преступления против государства и собственности, что позволяло жестко преследовать рабочее и революционное движение. В 1890 г. вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс Японии, определивший основные принципы судебного процесса: гласность, устность, состязательность. Конституция 1889 г.

Особое, привилегированное положение при императоре занимали Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство императорского двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящая верхушка армии. Все они были независимы как от парламента, так и от кабинета министров. Внеконституционный орган Генро, оказывающий решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств. В конституции были закреплены права и свободы подданных (слова, печати, вероисповедания, собраний и союзов, петиций, перемещения, выбора места жительства), правда, в «установленных законом пределах». Но на первом месте в этом разделе были поставлены их обязанности: платить налоги и нести военную службу.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 381.