Промышленный переворот в Германии начинался в условиях политической раздробленности, за долго до революции, при этом сохранялся феодальный уклад жизни населения. Достижение государственного единства стало одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 года. Чтобы преодолеть экономическое отставание Германии необходимо было уничтожить феодальные порядки и утвердить национальное единство. В таких переменах было заинтересовано большинство населения, кроме крупных монархов и высшего дворянства, которые отстаивали свои привилегии. Выделяются различные идейно-политические течения.
Либеральная буржуазия отстаивала идею создания конституционной монархии под покровительством Пруссии или Австрии. Мелкая буржуазия требовала неограниченной свободы ассоциаций, вооружение народа, полную свободу слова и печати, уничтожение привилегий дворянства. К. Маркс и Ф. Энгельс отстаивали единую демократическую республику.
Кульминацией революции стало массовое восстание в Берлине в 1848 году. Чтобы погасить революцию король Пруссии Фридрих Вильгельм 4 подписывает серию указов, навстречу демократическим требованиям. Были признаны конституционная монархия, провозглашены права и свободы личности, но последующие выступления и разгром революции заставили Вильгельма отказаться от указов. Революция не прошла бесследно. Произошли изменения во всех сферах общественной жизни. Теперь предприниматели могли пользоваться либеральным законом о концессиях, о горной промышленности. В 1850 г. Вышли законы о выкупе крестьян, отмене феодальных повинностей. Во время революции был создан первый общегерманский парламент — Франкфуртское национальное собрание и была отменена цензура.
В 1850 году принята Конституционная хартия Пруссии., она позволила создать первые буржуазные оппозиционные партии. В 1851 году король принимает Закон об осадном положении , на основании которого он получал право вводить в стране режим военного правления, если существовала угроза порядкам.
Прусская Конституция 1850 г.в Конституции Пруссии также декларируются права и свободы, перечень которых был более обширным, чем в прежних конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов (сопровождаемые ссылками на необходимость "соблюдения общественной безопасности" и возможность их временного запрещения) и пр.
Провозглашалась свобода "науки и преподавания", бесплатное обучение в публичных начальных школах. Государство при этом гарантировало выделение необходимых средств для их содержания.
Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю (ст. 46). В ст. 34-39 закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской дисциплине. Было постановлено также, что статьи Конституции, посвященные основным правам и свободам, будут применяться в войсках лишь настолько, насколько они "не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины" (ст. 39).
Личность короля провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и прежде всего министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат).
Конституция Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета (ст. 99), взимания налогов, податей, займов только на основании законов.
Все избиратели нижней палаты (верхняя "палата господ" формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков (ст. 71), которые в свою очередь и выбирали депутатов.
66. Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце 19 века Конституция 1871 года.
Борьба Пруссии за гегемонию в Германии началась задолго до династийных войн. Пруссия начала ее с утверждения своего лидерства в создании единого немецкого экономического пространства.
Образование Германского союзав 1815 г. не решило проблемы экономического и таможенного объединения Германии.
Пруссия в 1818 г. приняла новый таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями.
С 1819 по 1833 г. Пруссия добилась заключения целого ряда таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом объединительной политики Пруссии стало создание в 1834г. Таможенного союза германских государств, в который вошли 20 членов Германского союза.
В 1847 г. на очередной конференции Таможенного союза, проходившей в Лейпциге, был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота - важнейшей части всего кредитно-денежного обращения
Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения в политически раздробленной стране стало беспрецедентным событием. Оно окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии.
Впоследствии в Пруссия объединяет земли, присваивая их военными завоеваниями. Так были присоединены Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли Германии
Победоносная война с Францией в 1871 г. привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд. франков в пользу Германии.
18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I.
Так, в Германии XIX в. была решена главная задача буржуазной революции - объединение страны, способствовавшее ее бурному развитию по пути экономического прогресса, развитию капиталистического предпринимательства, созданию множества акционерных компаний, банков, новых отраслей промышленности. Имперский банк с этого времени становится мощным рычагом осуществления экономической политики правительства. Вводятся единые мера и вес, таможенные тарифы, патентное законодательство и пр. В течение двух-трех десятилетий страна превращается в одну из самых передовых и индустриально развитых стран Европы и мира.
Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти
Преобладающая роль в системе государственных органов у Бундесрата, который состоял из членов, назначаемых партиями отдельных государств, субъектов. Совет обладал законодательной властью, и имел права помимо Рейхстага издавать указы с силой законы.
Вместе с Императором Союзный совет мог распустить Рейхстаг. Бундесрат работал в закрытых заседаниях. Через него Пруссия могла проводить любые законы.
Председатель Бундесрата – Канцлер, назначался императором. Если у членов Бундесрата мнения по какому либо вопросу разделялись, то его голос был решающий.
Рейхстаг – избирался путем всеобщих выборов тайным голосованием, на 5 лет.
Депутаты Рейхстага не получали жалование, в отличие от членов Бундесрата
Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы, но почти им не пользовался
Его заседания носили гласный характер. Власть была незначительной.
Императорское правительство было представлено в единственном лице – канцлера Бисмарка. Кабинета министров нет, только начальники императорских ведомство - подчинение.
Форма государственного устройства – федерация.
Отличия германской федерации:
1. Члены федерации лишены суверенитета ( в США члены федерации имеют ограниченный суверенитет в законодательстве, исполнительной власти) . В Германии центры присваивали себе почти всю законодательную власть. Федеральная власть в Германии могла быть расширена, так что автономия государств не могла быть исчезнуть.
2. Не было правового формального равенства, частей федерации. Пруссия имела безусловный перевес над всеми вместе остальными частями, под видом федерации создавалось Прусско-германкое централизованное государство.
Конституция Германской империи 1871 г. В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же “жесткую” модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету — бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что “имперские законы имеют преимущество перед законами земельными” (гл. II, ст. 2). В статьи третьей главы Конституции 1871 г. “Союзный совет” (Bundesrat) включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название “союза неравных”. Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств. Конституция 1871 г. не знала принципа “ответственное правительство”, ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против “мнимого конституционализма” Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности. Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа “народного суверенитета”, который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 904.