Зиккурат при храме, посвященный богам Ану и Ададу в Ашуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хорошо сохранились храмы и дворцы при:

Тикульти-Нинурте 1 (13 в )

Ашшурнацирапале 2 в Кальху (883-859)

Саргоне 2 в Дур-Шаррукине  (722-705)

Ашшурбанапале (668-626)

 

Ашшур – всегда был культовой столицей, а резиденциями были Калах в 9в, Дур-Шаррукин в 8 в, Ниневия в 7 в.

Сначала отталкивались от аккадской традиции (нарративность, прокламативность), позже – от работ времени Саргона Великого. Темы побед А. с культовым адресом

В 1 тыс создали свой стиль – синтез: очень детальный, отталкивается от гравировки чеканки по Ме,

Интересна торевтика и глиптика с финикийским орнаментом. Балаватские ворота – обшивка с из-ем армянского похода .

Алтарь Тикульти-Нинурти – 50 см, аккадский типаж при наличии 2х финикийских розетт,, 2 разных правителя

Алтарь Ашшурнацирапала 1 в Калахе из слоновой кости, Исида, лев,

 

Дворец Саргона 2 в Дур-Шаррукине (Хорсабаде) к 8 в до н.э. площадь 10 ГА, как и город четко спланирован, построен на краю города на искусственной 14 м террасе, облицованной каменными глыбами. Ассиметричное расположение дворца в цитадели: часть дворца выступает за оборонит стену, более 200 помещений (парадные, приемные, служебные, жилые), которые группируются вокруг открытых дворов по шумерской традиции. Помещения узкие, длинные и высокие. 3 храма с 1 зиккуратом из 7 уступов. В качестве несущих опор деревянные колонны с каменными базами, дерев перекрытия из кедра. Входы перекрывают арки, по сторонам которых 5ногие быки шеду в технике горельефа и круглой скульптуры. В кладку стен введены полосы изразцов (глазурованных кирпичей с многоцветными символическими изо-ми розеток и деревьев жизни. В нижней части стен парадных покоев – рельефные фризы. Новое: центр комплекса не храм, а дворец!

Дворец Ашурбанипала в Ниневии  подобная планировка и декор оформление. Здесь была библиотека

Дворец Ашурнацирапала 2 в Кальху

 

Рельефы:

Высечены на алебастровых плитах-ортостатах, облицовывали понизу кладку стен, соединялись в многометровые композиции, подобно панно. Сцены культового хар-ра (Ашурнацирапал 2, предстояние у древа жизни), война, охота. Общая изо. Система складывается со времен Ашурнацирапала 2: нерелигиозный канон прекрасного физически мощного человека, воина-победителя, идеализация и типизация фигур и лиц ассирийцев с правильными чертами, густыми вьющимися волосами. Раскраска рельефов почти не сохр, по белому фону чер, крас, син, зел, желт, контуры фигур черно-коричневые, голубые и синие лошади, красные одежды всадников.

Ашурнацирапал 2, сидящий с чашей в руке, плоскостно-декоративная трактовка, голова и ноги – в профиль, глаз и плечо – в фас

Ворота Салманасара 3 то же самое

Надписи из дворца Ашурнацирапала 2 полосы клинообразных надписей, рассказы об осаде крепостей, преследовании врагов

Ортостаты «Большая львиная охота» из царского зверинца раненый лев и львица

Дворцовые шествия и культовые сцены замедленность, статичность движений и поз

 

Монументальная живопись

Росписи из дворца Саргона 2 процессия царь, приближенные, воины

Росписи дворца ассирийского наместника Шамшинлу в Тер-Борсипе разновременные, дворцовые шествия с участием царедорцев, воины, побеждающие врагов, колесницы. Стиль плоскостный, декоративный, основан на локальных цветосмешениях

 

Скульптуры меньше, в основном рельеф, торжественное предстояние/сидение

Статуя Ашурнацирапала 2

Статуя Салманасара 2

Статуя Ашурнацирапала 2 из янтаря. Культового хар-ра

 

 

Урарту

Кон 9 в – небольшое, но сильное гос-во на Армянском нагорье, постоянные войны: 593-591 – с Мидией, потом ахеменидской Персией

Памятники не отличаются своеобразием, но есть интересные сочетания с традициями соседних народов.

Мощные города-крепости Тейшебанни и Эребуни (знание хеттской и ассирийской арх-ры).

Росписи влияние Ассирии, но в композицию включается чисто урартский орнамент. Фрагменты из Эребуни

ДПИ:

Статуэтки, похожие на шеду, но в маленьком масштабе из бронзы, с инкрустацией, многокрасочной раскраской крыльев

Львы на щитах и ювелирных изделиях

Всадники на колесницах и футлярах для стрел

Основная черта урартского худ мышления – любовь к цвету: сочные яркие краски, эффектные сочетания цветов (густой красный + темно-синий + позолота), любовь к комбинациям разных техник и материалов в рамках 1 произведения.

Божества, демоны, чудовища уже не устрашают, а притягивают и защищают, даже из военных сцен убрали азарт схватки, акцент на декоративность

 

 

Нововавилонское искусство

Небопаласар и Навуходоносор 2: завоевательная политика, большое храм, оборонит и ирригационное строительство

Вавилон: вытянут в плане и разделен рекой на 2 части. Старый город – в вост части. Оборона: 4 комплекса зубчатых стен с башнями-контрфорсами из сырца и обожженного кирпича с каменной кладкой + ров, 3 км внутренняя стена, 18 км – внешняя, 8 ворот бастионов, посвященных разным богам, регулярно-спланированные улицы, жилища из сырца, помещения вокруг центр двора

Святилище бога Мардука-Эсагила религиозный центр, 53 крупных храма, много небольших святилищ и алтарей, священный участок 16 ГА, 2ная крепостная стена с 12 воротами, главные – ворота Иштар выходят к гл прецессионной дороге, на другой стороне дороги:

Зиккурат Экеменанки (Вавилонская башня), арх-р Арадахешу основание 91,5 на 91,5, из сырц кирпича, поверхность обложена обожженным кирпичам на битуме, 7 ступеней, членящихся лопатками, увенчан святилищем бога Мардука, облицованным голубым глазурованным кирпичам с золотыми бычьими рогами наверху (символ плодородия). 3-ная лестница, затем 2 2ных, затем спиралевидная. Разрушен в кон 6 в до н.э.

Храм бога Мардука с золотой статуей Мардука южнее священного участка, небольшое прямоугольное здание 7,7 на 8,6 м. стена креп облика с башнями, многоцветная окраска

Ворота богини Иштар 4 массивные башни с арочными переходами, облицованы синими изразцами (глазурованный кирпич) с фигурами быков, драконов бело-желтого цвета, невысокий рельеф с символами богини Иштар и Мардука, фризы розеток. Отличие от Ассирии: нет сцен прославления царей, войны и охоты!

Главная прецессионная дорога замкнута глухими стенами с зубцами

Южный дворец Вавилона в плане – группировка помещений вокруг открытых дворов, сад на иск террасах - Висячие сады

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 344.