Хорошо сохранились храмы и дворцы при:
Тикульти-Нинурте 1 (13 в )
Ашшурнацирапале 2 в Кальху (883-859)
Саргоне 2 в Дур-Шаррукине (722-705)
Ашшурбанапале (668-626)
Ашшур – всегда был культовой столицей, а резиденциями были Калах в 9в, Дур-Шаррукин в 8 в, Ниневия в 7 в.
Сначала отталкивались от аккадской традиции (нарративность, прокламативность), позже – от работ времени Саргона Великого. Темы побед А. с культовым адресом
В 1 тыс создали свой стиль – синтез: очень детальный, отталкивается от гравировки чеканки по Ме,
Интересна торевтика и глиптика с финикийским орнаментом. Балаватские ворота – обшивка с из-ем армянского похода .
Алтарь Тикульти-Нинурти – 50 см, аккадский типаж при наличии 2х финикийских розетт,, 2 разных правителя
Алтарь Ашшурнацирапала 1 в Калахе из слоновой кости, Исида, лев,
Дворец Саргона 2 в Дур-Шаррукине (Хорсабаде) к 8 в до н.э. площадь 10 ГА, как и город четко спланирован, построен на краю города на искусственной 14 м террасе, облицованной каменными глыбами. Ассиметричное расположение дворца в цитадели: часть дворца выступает за оборонит стену, более 200 помещений (парадные, приемные, служебные, жилые), которые группируются вокруг открытых дворов по шумерской традиции. Помещения узкие, длинные и высокие. 3 храма с 1 зиккуратом из 7 уступов. В качестве несущих опор деревянные колонны с каменными базами, дерев перекрытия из кедра. Входы перекрывают арки, по сторонам которых 5ногие быки шеду в технике горельефа и круглой скульптуры. В кладку стен введены полосы изразцов (глазурованных кирпичей с многоцветными символическими изо-ми розеток и деревьев жизни. В нижней части стен парадных покоев – рельефные фризы. Новое: центр комплекса не храм, а дворец!
Дворец Ашурбанипала в Ниневии подобная планировка и декор оформление. Здесь была библиотека
Дворец Ашурнацирапала 2 в Кальху
Рельефы:
Высечены на алебастровых плитах-ортостатах, облицовывали понизу кладку стен, соединялись в многометровые композиции, подобно панно. Сцены культового хар-ра (Ашурнацирапал 2, предстояние у древа жизни), война, охота. Общая изо. Система складывается со времен Ашурнацирапала 2: нерелигиозный канон прекрасного физически мощного человека, воина-победителя, идеализация и типизация фигур и лиц ассирийцев с правильными чертами, густыми вьющимися волосами. Раскраска рельефов почти не сохр, по белому фону чер, крас, син, зел, желт, контуры фигур черно-коричневые, голубые и синие лошади, красные одежды всадников.
Ашурнацирапал 2, сидящий с чашей в руке, плоскостно-декоративная трактовка, голова и ноги – в профиль, глаз и плечо – в фас
Ворота Салманасара 3 то же самое
Надписи из дворца Ашурнацирапала 2 полосы клинообразных надписей, рассказы об осаде крепостей, преследовании врагов
Ортостаты «Большая львиная охота» из царского зверинца раненый лев и львица
Дворцовые шествия и культовые сцены замедленность, статичность движений и поз
Монументальная живопись
Росписи из дворца Саргона 2 процессия царь, приближенные, воины
Росписи дворца ассирийского наместника Шамшинлу в Тер-Борсипе разновременные, дворцовые шествия с участием царедорцев, воины, побеждающие врагов, колесницы. Стиль плоскостный, декоративный, основан на локальных цветосмешениях
Скульптуры меньше, в основном рельеф, торжественное предстояние/сидение
Статуя Ашурнацирапала 2
Статуя Салманасара 2
Статуя Ашурнацирапала 2 из янтаря. Культового хар-ра
Урарту
Кон 9 в – небольшое, но сильное гос-во на Армянском нагорье, постоянные войны: 593-591 – с Мидией, потом ахеменидской Персией
Памятники не отличаются своеобразием, но есть интересные сочетания с традициями соседних народов.
Мощные города-крепости Тейшебанни и Эребуни (знание хеттской и ассирийской арх-ры).
Росписи влияние Ассирии, но в композицию включается чисто урартский орнамент. Фрагменты из Эребуни
ДПИ:
Статуэтки, похожие на шеду, но в маленьком масштабе из бронзы, с инкрустацией, многокрасочной раскраской крыльев
Львы на щитах и ювелирных изделиях
Всадники на колесницах и футлярах для стрел
Основная черта урартского худ мышления – любовь к цвету: сочные яркие краски, эффектные сочетания цветов (густой красный + темно-синий + позолота), любовь к комбинациям разных техник и материалов в рамках 1 произведения.
Божества, демоны, чудовища уже не устрашают, а притягивают и защищают, даже из военных сцен убрали азарт схватки, акцент на декоративность
Нововавилонское искусство
Небопаласар и Навуходоносор 2: завоевательная политика, большое храм, оборонит и ирригационное строительство
Вавилон: вытянут в плане и разделен рекой на 2 части. Старый город – в вост части. Оборона: 4 комплекса зубчатых стен с башнями-контрфорсами из сырца и обожженного кирпича с каменной кладкой + ров, 3 км внутренняя стена, 18 км – внешняя, 8 ворот бастионов, посвященных разным богам, регулярно-спланированные улицы, жилища из сырца, помещения вокруг центр двора
Святилище бога Мардука-Эсагила религиозный центр, 53 крупных храма, много небольших святилищ и алтарей, священный участок 16 ГА, 2ная крепостная стена с 12 воротами, главные – ворота Иштар выходят к гл прецессионной дороге, на другой стороне дороги:
Зиккурат Экеменанки (Вавилонская башня), арх-р Арадахешу основание 91,5 на 91,5, из сырц кирпича, поверхность обложена обожженным кирпичам на битуме, 7 ступеней, членящихся лопатками, увенчан святилищем бога Мардука, облицованным голубым глазурованным кирпичам с золотыми бычьими рогами наверху (символ плодородия). 3-ная лестница, затем 2 2ных, затем спиралевидная. Разрушен в кон 6 в до н.э.
Храм бога Мардука с золотой статуей Мардука южнее священного участка, небольшое прямоугольное здание 7,7 на 8,6 м. стена креп облика с башнями, многоцветная окраска
Ворота богини Иштар 4 массивные башни с арочными переходами, облицованы синими изразцами (глазурованный кирпич) с фигурами быков, драконов бело-желтого цвета, невысокий рельеф с символами богини Иштар и Мардука, фризы розеток. Отличие от Ассирии: нет сцен прославления царей, войны и охоты!
Главная прецессионная дорога замкнута глухими стенами с зубцами
Южный дворец Вавилона в плане – группировка помещений вокруг открытых дворов, сад на иск террасах - Висячие сады
Дата: 2019-02-02, просмотров: 383.