Сосуд из горного хрусталя в виде утки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Толосовидные гробницы, Сокровищница Атрея – гробницы с ложным сводом, насыпной холм прорезается священной дорогой - дромос – преддверие – подкупольное прост-во – погреб камера. Свод украшен бронзовыми и позолоченными розеттами

Львиные ворота 2 льва охраняют алтарь, фигуры в профиль, головы в фас. Геральд композиция, но арх деталь – колонна – символ царского дворца

 

Дворец на вершине холма, круг гробниц А и Б, Б – за пределами акрополя

4я и 5я могила:

Ахейские золотые маски

Фигурный серебр сосуд в виде оленя

Критское сакральное оружие

Золотой ритон

Золотой перстень

Маска Агамемнона

саркофаг 15 в до н.э. с изо-ми жриц, жертвенных процессий, девушек с сосудами и муз инструментами

Юноша с серебряным ритоном

 

в 1450 г ахейцы проникли на Крит, захват Крита – Троянская война.

К ахейскому времени относится роспись Критского дворца с грифонами – охранителями трона, новый образ, линейные традиции

 

Вазы к.15 – н.14 в

Амфора из Кносса с ахейскими шлемами

Фаянсовые пластинки, посвященные культу богини-матери

Перстни

сосуд из горного хрусталя

 

Дворец в Тиринфе - крепость мощнее, чем в Микенах, циклопическая кладка, галереи с ложными сводами, камеры-кладовые, мегарон похож на микенский, вход с пандусом похож на пропилеи. Полы расписаны: шашки, внутри дельфины и осьминоги, на стенах фрески: Девушка с коробочкой

Керамика: менее изящна, но более технична, кубки, кратеры, кувшины, форма критская, но роспись грубее, условнее, выразительно и тектонично

Кубок с изо-ем наутилуса

Кратер ахейские воины

Кратер с троянскими конями

 

Живопись - фрески

Воины отправляются в поход

Дамы, похожие на критских, но другой этнический тип

Бегущие кабаны и собаки (похоже на быка с акробатами)

Выезд на охоту в колесницах стилизованные деревья

Музыкант с лирой из Пилоса (Орфей) сидит на скале, больше условности

 

Статуя Геры страшное выражение лица, на щеках выписаны розетты

 

 

Финикия

Сиро-Финикия. Центры Сидон, Тир, Библ

Палестина: запрет изо-й людей и животных. Осталась орнаментика и глиптика

Влияние Месопотамии, Египта, Эгейского мира, след-но эклектика, конгломерат культур

Арх-ра близка Критской: укрепления, прямоугольные башни, зубцы, каркасные конструкции, т.к. сейсмоопасная зона, большие дворцовые комплексы в Угарите, в Аллалахе, похожие на цитадель. Материалы: дерево, сырцовый кирпич, камень, бронза.

Новое: применение бетона, арочных конструкций, сводов, кладка со скрепами, техника литья по разъемной модели, стекло, пурпурная краска, хрисоэлефантинная техника (слоновая кость и золото)

Глиптика высокого качества: печати, амулеты, скарабеи. Изделия из драг Ме

12 – 9 в – финикийское влияние г. Тир: выразит крупные дерев статуи

 Скульптурные портреты угаритских царей, сидячая статуя царя Алалаха

 

 

Хеттское царство

Хеттами называют конгломерат народов, основавших во 2 тыс. до н.э. могущественное государство в Малой Азии. Хеттское государство было рабовладельческой монархией, с пережитками первобытно-общинного строя.

Хетты возникли в 18 в, расцвет в 14-13 в на территории Малой Азии. Наследники хеттов – грузины, хурритов - армяне

Главный бог – Тешуб – бог грома и молнии, неба, его супруга – Хебат – богиня-мать, плодородия, их сын Телепинес – возрождающаяся природа

Государство хеттов было неоднородно по составу. Областью собственно хеттов являлась долина реки Галис в Малой Азии, где государство процветало с 18 до начала 12 в. до н.э.- времени падения Хеттского царства. В 12 - 8 вв. до н.э. в ряде княжеств на территории северной Сирии произошло новое возрождение Хеттского государства.

Искусство хеттов не едино. Различают

1) малоазийское искусство хеттов (памятники Хаттушаша, Язылы - Кая), датируемое 18 - 12 вв. до н.э.,

2) искусство хеттов северной Сирии, (памятники городов Самаля, Кархемиша и др.), датируемое 12 - 8 вв. до н.э.

Своеобразием многих северносирийских хеттских городов было применение эллиптической или круглой планировки (Самаль, Кархемиш) с внутренним членением города крепостными стенами в целях усиления обороноспособности. Впервые в архитектуре Передней Азии хеттами была применена так называемая циклопическая кладка (Хаттушаш, 2 тыс. до н.э.). Характерной для хеттской архитектуры была и отдельно стоящая колонна с каменной базой. Оригинальной особенностью этой хеттской базы была трактовка ее в виде одного из двух животных (обычно львов или сфинксов), выполненных в технике высокого рельефа. Интересен также новый тип здания, так называемый «битхилани», - крытый вход перед дворцом, состоявший из портика с двумя колоннами, фланкированного двумя четырехугольными башнями.

В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура монументального характера. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттушаш, Секче-Гезу). Эти рычащие чудовища, тела которых выполнены в рельефе, а протомы (передняя часть туловища) в технике круглой скульптуры, должны были, вероятно, производить устрашающее впечатление. Трактованы они схематично и тяжеловесно. В ином духе исполнена фигура «царя» или бога Тешуба на внутренней стороне так называемых «царских ворот» Хаттушаша, трактованная значительно более мягко и пропорционально.

Арх-ра:

Суровость, особенно внутр пространство , рано стали использовать циклопическую кладку, асимметричность, плоские перекрытия, мощные 4гранные столбы, цоколь оформлен большими каменными плитами – ортостатами с рельефами, мощные крепости, камень твердых кристаллических пород, поклонение камню, горы – часть религиозного и художественного мира. Естественная арх-ра – гармонично вписана в окружающую природу

Хатусса (Богазкёй в Турции совр) окружен с 3 сторон водой, мощная стена , 5 ворот, в центре – крепость, есть дворец, архив

Львиные ворота в крепости в Хатуссе 1350-1250 циклопическая кладка

Дворец в Телль-Халафе р 1-2 тыс Использование кариатид впервые! Фигуры стоят на спинах животных

Стела с изо-ем Тешуба бык

Скульптура:

рельефы в Язылы-Кая (13 в. до н.э.). На скалах, образующих стены открытого сверху святилища, высечены изображения двух процессий, двигающихся навстречу друг другу. Изображения находятся в нескольких помещениях, но связаны в единый ансамбль. В центральном помещении  - главная часть фриза с изображением шествующих с двух сторон второстепенных богов и идущих за ними быстрым шагом воинов. Размеры изображенных увеличиваются по мере их приближения к центру, где в наиболее крупном масштабе даны основные персонажи — мужское и женское божества, а также юный бог, сопровождающий богиню. Верховный бог изображен стоящим на головах двух людей, судя по одежде — жрецов. Богиня и юный бог помещены на пантерах. В рельефах есть стремление к передаче ритма движения (особенно в изображении воинов), к торжественной приподнятости центральной сцены.

Скальное святилище Язылы-Кайя («Расписные скалы», «место, где находится изо-е») в 3 км от Хатуссы, 2 связанных друг с другом ущелья, интересная типология святилища типа «битхилани»: преддверие и портик между 2мя башнеобразными выступами. Скальные рельефы: торжественное шествие богов, боги-воины с мечами в шлемах, сапоги с загнутыми носами, богини в длинных одеяниях. Бог грозы Тешуба и его жена Хебат. Хеттский царь молится богу меча. Монументальность, размах, суровая простота.

 

Митанни

К искусству хеттов близко искусство Митанни - хурритского государства, основанного в 17 в. до н.э. в северном Двуречье — в центре торгового пути, соединяющего южное Двуречье с Ливаном, финикийские города с Малой Азией, а также Ассирию с берегом Средиземного моря. Наивысший расцвет государства Митанни падает на 16 - 14 вв. до н.э. В это время Митанни тесно связано экономически и политически с Египтом. Во главе гос-ва стояли цари, опиравшиеся на военную аристократию. Этнический состав государства был неоднороден: оно состояло из различных племен, не связанных единой экономикой.

Дворцовый комплекс царя Капара в Тель Халафе (11-9 вв. до н.э.). Зодчество здесь тесно связано с монументальной скульптурой, имевшей, в отличие от сооружений Двуречья, не только декоративное, но и архитектурно-конструктивное значение. Статуи богов, стоявших на животных, поддерживали перекрытие входа в святилище. Фигуры, выполненные из темно-серого камня, с глазами, инкрустированными кусочками белых раковин, чрезвычайно своеобразны. Статичные, приземистые, они имеют непропорционально большие головы в высоких уборах и производят величественное и устрашающее впечатление. Теми же чертами отличаются и рельефы, покрывающие наружные стороны больших каменных блоков (ортостатов), составлявшие фриз в нижней части стены святилища. По характеру исполнения памятники искусства Митанни очень близки хеттским. Много общего, особенно в строительных приемах, есть и с зодчеством государства Урарту.

 

Ассирия 13-7 в до н.э.

В кон 1 тыс – рабовладельческое гос-во с развитой торговлей, военная держава, захватившая всю Переднюю Азию. Иск-во призвано прославлять военную мощь гос-ва, более светское назначение, но с культовым адресом, придворное иск-во, но сюжеты связаны с религией. Ведущий вид иск-ва – арх-ра

Города:

Естеств защита – высокие речные берега. В осн четкая планировка, крепостной облик: высокие стены 15-18 м, выступающие башни – контрфорсы, рвы. Следы хурритского и хеттского влияния: массивные квадр оборонные башни по сторонам ворот, система кладки стен из сырцового кирпича, с зубцами п краю на фундаменте из каменных глыб.

Ашшур (древнейший)

Кар-Тукульти-Нинурта (13 в до н.э.)

Дур-Шаррукен (2 пол 8 в до н.э.0

Кальху/Калах (9 в до н.э.)

Ниневия (7 в до н.э.)

Храмы:

Шумерского типа на высокой платформе с центр помещением. Храм в Калахе

Хетто-хурритский тип: портик на фасаде и помещения сгруппированы анфиладой (похоже на дворцы)

При храмах возводили зиккураты (7 ярусов, ярко окрашены в разные цвета), иногда сдвоенные:

Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.