Однако все эти мероприятия правительства не увенчались успехом, ибо отобрать монастырские вотчины в то время оказалось невозможным
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НЕДОСТАТКИ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

Владение монастырей вотчинами возбуждало большие опасения и с нравственной стороны, и этот вопрос был поднял еще в ХIV в.

В XV и ХVI вв. церковная власть и светское правительство, указывая на недостатки монастырской жизни, постоянно, как на главную причину упадка нравственной жизни монахов, указывали на монастырские вотчины.

На Стоглавом соборе правительство обращало внимание собора не гот факт, что монахи тревожат постоянно правительство просьбой о землях, отнимают много земель у боярских детей насильством или неправильной припиской, подкупая писцов.

Несмотря на это увеличение монастырских земельных угодий, жизнь братии была скудной, так как монастырские власти без собора тратили достояние монастырское на себя, на свою родню и на гостей, гнушались общей трапезы, себя обогащали, а монастыри опустошались. Даже монастырские крестьяне и те разорялись самими монастырями. Монастырская казна отдавалась на проценты, а во время неурожаев хлеб отпускался окрестным жителям по завышенной цене. В монастырях часто происходили постоянные пиры, во время которых проявлялось хмельное буйство.

К этому нужно добавить, что современные обрядовые взгляды на благочестие не миновали и монашества: многие постригались в монашество но по призванию, а по обычаю, по обрядовому взгляду на монашество, как на внешнее средство ко спасению, а иные просто для покоя.

Особенно большим злом для монашества были постригавшиеся волей или неволей бояре, которые и после пострижения держали при себе в монастырях яства, пития и слуг, заводили пиры, властвовали над игуменами.

Иные постриженники но могли попасть в монастырь за неимением вклада или за неимением для них места. Такие монахи селились в мирских домах или отправлялись на вольные просторы лесных пустынь Севера и там заводили маленькие скитки. В прицерковных слободках по кельям жили иногда монахи и монахини вместе. Безусловно, что жизнь монахов в миру или в слободках и скитах без надзора не могла отличаться высокой нравственностью. Число непризванных монахов пополнялось еще и вдовыми священниками дьяконами, которые постригались не по призванию, а по необходимости (вдовым священникам запрещалось в служении без принятия монашества).

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ

Несмотря на недостатки, монастыри имели очень большое значение в общественной жизни русского народа. Они, во-первых, были главными культурными очагами.

Почти во всех обителях обучались далеко не одни иноки. Кто хотел учиться, мог найти в монастыре и лучших учителей, и богатую библиотеку. В монастыри шли и князья для того, чтобы посоветоваться с благочестивыми старцами о своих важных княжеских делах, приходили туда и простые люди для утверждения в благочестии, научения грамоте.

Можно утверждать, что монастырское образование не ограничивалось простым обучением грамоте, и простая, хотя бы и широка начитанность не считалась синонимом учености. В монастырях, например, обучались греческому языку, и это обучение было поставлено на довольно широкой основе.

Во-вторых, монастыри имели огромное колонизационное значение. Придет инок в дикую пустыню, где в непроходимых лесных чащах никто еще не смел до того селиться, выкопает землянку или поселится в дупле старого дерева, и мало-помалу его жилище сделается почином большой монастырской колонии.

Своим трудом он первый победит девственную природу, а пустынные страхи — своей молитвой, и пустыня после этого привлечет к себе густое народонаселение, станет градом обитательным; многие города и селения так возникли. Монахи распахивали новые земли, осушали болота, расчищали леса, копали канавы и т.п. Правительство в таких случаях заселения пустых земель, что было очень важным для того времени, всячески поощряло расширение монастырских вотчин.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.