РАЗВИТИЕ МОНАШЕСТВА, УМНОЖЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ И ПРИЧИНЫ ЕГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Монашество, начиная с Х1У в., не могло но развиваться вместе с ростом благочестия в народе. Все больше и больше ширился обычай пострижения в иночество на склоне лет или перед смертью. Стремление к нравственному самосовершенствования было гораздо более массовым, чем случаи порочной, грязно-греховной жизни.

Причинами такого сильного развития монашеской жизни, с одной стороны, было большее усвоение лучшим обществом христианства, а с другой, — тяжкие обстоятельства времени (татарского ига), которые, естественно, возбуждали в народе набожность. Отсюда видим массовое стремление к монашеству или, по крайней мере, к поселению если не под сенью монастырей, то вблизи монастырей. Если бы монашеская жизнь не стояла на очень высоком уровне истинного благочестия, то вряд ли бы тяготение к ней было настолько значительно.

О монашеской жизни юго-западных земель в этот период наши сведения до крайности скупы. Зато достоверно известно, что на севере и северо-востоке Руси ХIV-й в. и в особенности его вторая половина приносят сведения о многих десятках новых обителей (за это время воздвигнуто было около 180 обителей новых). После татарского погрома все лучшие силы Руси ушли на Север. Сюда перенесен был и центр монашеской жизни. Киевская Лавра была в развалинах и стала поправляться только с ХV в. Ее прежнее значение наследовала новая обитель преп. Сергия Радонежского. Преп. Сергий стал тем для Севера, чем были Антоний и Феодосии для Юга.

ЗНАМЕНИТЕЙШИЕ МОНАСТЫРИ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПОДВИЖНИКИ И УСТРОИТЕЛИ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

Преподобный СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, родился около 1314, годы. Был он сыном Кирилла и Марии, ростовской боярской семьи, при Калите переселившейся из Ростова в московский город Радонеж. По смерти родителей Варфоломей удалился с старшим братом Стефаном в пустыню в нескольких верстах от Радонежа. Около 1340 г. эти два пустынника построили себе в лесу келью и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Стефан скоро ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался один. Слава о подвигах Варфоломея скоро распространилась повсюду, и около него собралось до 12 иноков, которые уговорили подвижника принять сан и звание игумена. Это произошло в 1354 г. Так основана была Троице-Сергиева обитель. Преп. Сергий в звании игумена так же, как прежде, подвизался в неутомимых трудах и молитве, подавая пример братии.

Обитель была очень бедна, и часто не хватало вина для богослужения, церковные сосуды были деревянные, ризы крашеные, иноки часто голодали.

Слава о преп. Сергие дошла до патр. Константинопольского Филофея, который прислал свою грамоту и совет завести в монастыре общежитие. С благословения его и митр. Алексия общежитие было введено.

Преп. Сергий пользовался большим уважением со стороны митр. Алексия и кн. Димитрия Донского. Митр. Алексий часто советовался с святым подвижником, посылал его с важными поручениями к другим князьям, например, ездил он в Нижний мирить суздальских князей. Дм. Донской перед походом на татар посетил преп. Сергия, который благословил его на Куликовскую битву, причем, отпустил с ним двух иноков — Пересвета и Ослябю.

Митр. Алексия настолько уважал преп. Сергия, что хотел видеть его своим преемником, однако скромный инок отказался от такой великой чести. Скончался преп. Сергий 25 сентября 1392 г., сподобившись перед смертью посещения Богоматери.

Обитель преп. Сергия была образцом для других монастырей. Она распространяла от себя во все стороны множество новых монастырей (см. “Ж.М.П.”, 1947, 10; 1948, 10; 1954, 4, 7.).

ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЕЙШИЕ МОНАСТЫРИ И ПОДВИЖНИКИ

Еще при жизни преп. Сергия явилось несколько монастырей: Киржачский и Голутвин, основанные им самим, Симонов (В Москве), Чудов (тоже в Москве), основанный св. Алексием в память чуда над Тайдулой и другие. Везде первыми игуменами были ученики преп. Сергия.

С половины Х1У века, после прославления Сергиевой пустыни, число новых монастырей быстро стало возрастать по всем краям Великороссии. Москва была опоясана целой линией их, как духовной оградой. Усердными строителями их были митрополит Алексий, великий князь Василий Дмитриевич и другие лица. В Твери было основано 11 монастырей, в Нижнем — 4. Из Нижнего воссиял святостью известный Дионисий Суздальский. Он подвизался здесь сначала в пещере на берегу Волги, потом (около 1330 г.) устроил тут Печерский монастырь. В Боровском княжестве прославился преподобный Пафнутий Боровский, основавший (в 1444 году) свой монастырь. Под его руководством начал свои подвиги после преподобный Иосиф Волоцкий.

В Новгороде по-прежнему являлось более монастырей, чем где-нибудь; их отроили владыки, иноки и простые люди. Особенно известны были по святости подвижников монастыри: Вишерский, основанный (в 1418 г.) преподобным Саввою Вишерским, великим подвижником и столпником, и Клопский, прославленный подвигами юродивого Михаила Клопского из рода князей московских (1452 г.).

Около Пскова возникло до 12 новых обителей. Из них замечателен монастырь преподобного Евфросина Псковского. Жизнь этого монастыря отличалась также строгостью, трудами и длинными бдениями, что один новгородский священник, приходивший в обитель для проверки слухов о ее святости, после отзывался об игумене с братиею: “Это железный с железными”. В белозерской пустыне поселился симоновский постриженник архимандрит преподобный Кирилл (родился 1337, +1427) и сделался основателем Кирилло-Белозерского монастыря, одного из знаменитейших монастырей древней Руси. Недалеко от него и в одно время преподобный Ферапонт, тоже симоновский инок, основал Ферапонтов монастырь. Так развивалось в северных пустынях влияние Сергиевой лавры. Пустыннолюбивые иноки достигали даже до Болото моря. В конце описываемого времени и 1430-х годах преподобный Савватий (+1435 г.), Герман и Зосима, спасавшиеся на Соловецком острове, положили основание знаменитой Соловецкой обители.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 184.