ОБЩЕСТВЕННАЯ И НАРОДНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обрядовое благочестие но могло содействовать развитию нравственной жизни. С другой стороны, длительное татарское иго мешало Церкви благотворно действовать на нравы русских людей, унижало и портило характер русского народа восточным рабством. Князья должны были ездить в Орду с заявлением рабской покорности. Простой народ тоже должен был кланяться каждому заезжему баскаку, обманывать, обещать, когда он расходиться. Двоедушие, хитрость, низкопоклонничество, клевета, жестокость, тяжелые поборы, грабежи, насилия сильных, коварство слабых, — вот главные пороки общества, считавшиеся даже добродетелью.

Кроме общественных неурядиц, господствовали грубые пороки в частной жизни. Слышим жалобы на пьянство, сквернословие, чувственность. Женщина окончательно запирается в тереме, который общество признало необходимым и единственным средством для сохранения семейной чистоты.

Чем дальше на восток, тем нравы были грубее. Митр. Иона обличает жителей Вятки в том, что многие из них берут по 5-7-10 жен, некоторые живут с женами без церковного благословения.

В 1406 г. кн. Смоленский Юрий зверски убил Вяземокую княгиню Иулианию за то, что но хотела удовлетворить его плотские страсти.

Господствовала вера в ведьм, волхвов. В Пскове в начале ХV в. сожгли 12 ведьм, во время бездождия во Владимире выкапывали из земли утопленников. Народное веселье сопровождалось языческими обрядами.

Наряду с этими печальными явлениями наблюдает и отрадные. Тяжкие беды времени оказались для русского общества исправительным бичом благого Промысла. Поучения и летописная публицистика все чаще и чаще призывают всех христиан к любви и единению.

ОТНОШЕНИЕ К ИНОВЕРЦАМ

По мере развития старообрядческого духа общий уровень церковного просвещения должен был еще более понизиться. С распространением мрака в общество развивалась светобоязнь, замкнутость от всех посторонних влияний, особенно тех, которые шли с Запада. Русскому человеку действительно было опасно встретиться с западной цивилизацией, т.к. он не умел различать светской стороны цивилизации от религиозной; сбрив бороду, он отпадал от православия. В обществе, поэтому, развивается нетерпимость к западным исповеданиям.

К протестантам относились еще довольно терпимо. В Москве они имели свою слободу и кирху. Правда, Грозный разрушил эту кирху, но вскоре ее опять построили. При царе Феодоре Ив. (1589-1598) наплыв немцев усилился, но пропаганда им была воспрещена. В Полоцке одного пастора за пропаганду пустили под лед в Двину.

Попытки пап ввести унию на Руси привели к тому, что русские очень враждебно относились к католичеству, не считая его даже христианством. Католикам в России не разрешалось даже строить костелов.

Самая важная попытка папства проникнуть в Россию была при Иване III (1463-1505). Папа Сикст IV, устроив брак Ивана с жившей в Риме греческой царевной Софией Палеолог, рассчитывал сделать ее своим орудием для привлечения России к латинству. Расчеты Рима, однако, не оправдались.

При Иване Грозном несчастная война с Баторием заставила самого царя обратиться за помощью к папе. В 1581 г. был прислан из Рима ловкий иезуит Антоний Поссевин с поручением завязать дело об унии и о дозволении строить в Москве костелы. Царь обращался с ним ласково, желая извлечь из его приезда как можно больше пользы для мира с Баторием, но отказал в постройке костелов.

ПРИМЕРЫ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ И БЛАГОЧЕСТИЯ ПАСТЫРЕЙ, КНЯЗЕЙ И ДРУГИХ ВЕРУЮЩИХ

Русский народ не мало выставил из среды себя за это время истинных угодников Божиих, бывших примером высоких христианских добродетелей и прославляемых Русской Церковью в лике своих святых. Таковы были? русские первосвятители, великие московские чудотворцы Петр, Алексий и Иона, святые Серапион владимирский,

Игнатий ростовский, Дионисий суздальский, Стефан пермский, несколько новгородских владык, из русских князей — Александр Невский, Довмонт псковский, Михаил тверской, Михаил черниговский, Роман рязанский и др., наконец, многочисленный сонм высоких подвижников севера со своим главою Сергием Радонежским. Монашество и теперь продолжало быть средоточием и идеалом истинно христианской жизни, возбуждая к себе благоговение и увлекая в свои ряды самые лучшие силы народа.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 193.