В своей работе Людмила Леонидовна использует различные поурочные разработки таких издательств как «Учитель - Аст», «ВАКО», «Учитель», «Просвещение»; учебники издательств «Сфера», «Просвещение », «Дрофа». Несомненно использует контурные карты, атласы тех же издательств, настенные контурные карты, глобусы (Приложение 5).
Основным дидактическим материалом на уроках географии у Людмилы Леонидовны является учебно - методический комплекс издательства «Сфера».
Это издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и позволяет сформировать у учащихся базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и разнообразности материков, их крупных районов и стран, об их населении, особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.
Например рабочая программа для 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 урока за одну неделю. Включает 11 практических работ:
№ 1 Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт: «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
№2 Комплексная характеристика одного из океанов.
№3 Характеристика климатических областей на основе анализа климатодиаграмм.
№ 4 Составление географических характеристик населения и хозяйства регионов мира.
№ 5 Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации
№6Характеристика географического положения материка.
№7 Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка.
№ 8 Создание презентаций по туристическим объектам материков
№ 9 Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон, на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки(по 40 с.ш.)
№ 10 Сравнительная характеристика крупнейших рек материков.
№ 11 Выявление связей между компонентами природных комплексов
Творческий подчерк учителя наиболее ярко раскрывает работа обучающихся в школьных тетрадях, проследить систему работы учителя по развитию познавательной самостоятельности школьников мы можем анализируя записи конкретного ученика, в качестве примера предлагаем рабочие записи Голомидовой Анастасии ученицы 7 класса МБОУ СОШ с УИОП №5 города Котельнича, 2008 год, которые представлены в приложении (Приложение 6).
Приемы активизации
Уроки Людмилы Леонидовны проходят методически грамотно. В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные педагогические технологии: коллективную систему обучения, развивающее, проблемное обучение ,групповую систему обучения, технологию проектов, критического мышления, способствуя формированию геополитического мышления у учащихся.
Работая с учащимися разного уровня обученности, Людмила Леонидовна применяет технологии индивидуального и дифференцированного обучения, формируя у учащихся умения применять знания на базовом, конструктивном и творческом уровнях.
Все преподавание географии имеет практическую направленность. На уроках четко прослеживается связь с жизнью, с местным производством.
На всех этапах урока осуществляется контроль за качеством знаний, умений и навыков. Учащиеся самостоятельно делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и анализируют материал. Для развития активной, творческой мыслительной деятельности учащихся, учитель применяет частично-поисковый, исследовательский методы обучения, проблемного изложения материала. На уроках также используются нетрадиционные, игровые формы работы.
Во внеурочной работе большое внимание уделяет проектной деятельности учащихся. Работая в системе «Одаренные дети» учащиеся расширяют знания по предмету. Проекты учащихся посвящены исследованию проблем России в мировой торговле, международном разделении труда, экологическим проблемам и.т.д.
Таблица 1
Приемы по дидактическому обоснованию урока.
Этапы | Приемы | Раскрытие содержания приемов |
1. Изучение нового материала | 1. Образный, эмоциональный рассказ с использованием иллюстраций. 2. Беседа 3. Объяснение 4. Стержневая – лекция 5. Лекция- аналитическое сопоставление 5. Игровой, с творческой направленностью. 6. прием семантизации 7. прием значимости 8. прием новизны 9. В старших классах иногда проводятся уроки – лекции, уроки – семинары 10. Работа с картой и текстом | 1. Формирование представления 2. Поиск ответов на вопросы по тексту учебника. 3. Работа над понятиями, выявление существенных признаков, причинно-следственных связей. 4. а) Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его "открытия” классу. б). Ставится проблема, ученики работают с источниками индивидуально или по группам, а затем следует коллетивное обсуждение. в) Устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы 5. а)Опережающее задание – составление визитной карточки страны, докладов рефератов и.т.д б) Самостоятельное изучение темы, посредством составления вопросов по параграфам, заполнение таблиц, зарисовка схем |
2. Закрепление знаний и умений | 1. Игровой 2. Исследовательский 3. Иллюстративный 4. Создание проблемной ситуации 5. Учебные экскурсии на природе и в музеях 6. Моделирование 7. Проектный | 1. а) Составление учащимися кроссвордов, вопросов с ответами, тестов. б). Эвристическая беседа 2. А). Наблюдение за метеорологическими, фенологическими, геоморфологическими и гидрологическими явлениями. Ведение календаря погоды и его анализ.(прил 8) Б). Изучение глобальных проблем человечества и пути их решения. (Прил 9) 5. А)Проводится в микрорайоне школы, так как рядом располагается лес «Миршина», а также несколько парковых зон. Кроме того экскурсии проводятся на на берегу реки Вятки, на Старом городище (В основном в весенний период). Дальние походы: в дубовую рощу, в заповедник «Нургуш»,на Жуковлянские валуны. Кроме того в 5-6 классе проводятся экскурсии в Динопарке города Котельнича, в Палеонтологическом музее и на пермском обнажении Парейазавров. |
3. Актуализация знаний (повторение) | 1. Игровой 2. Создание творческих работ 2. Нахождение причинно-следственных связей. 3. Прием «Найди лишнее» 4. «Найди ошибку» 5. «Проверь себя» 6. Моделирование 7. Узнавание объектов и явлений | 1. Проведение викторин, игр «Что? Где? Когда», «Знаток класса» 2. Составление туристического маршрута страны, фильмов, плакатов на различные темы, подделок, сочинение стихотворений. (прил 9) |
4. Практическая работа | 1. Полевая практика 2. Работа с контурными картами и текстом 3. Работа по типовому плану (См прил 10) 4. Групповая работа 5. Работа с таблицей 6. Работа на сравненение: сходства и различия | 1. А) Составление плана местности. Б). Ориентирование на местности и определение азимута. В). Изучение и описание участков природных комплексов. |
5. Контроль | 1. Тематический 2. Индивидуальны 3. Групповой 4. Тесты 5. Географические диктанты 6. Устный ответ по теме и по знанию номенклатуры 7. Итоговый 8. Самостоятельная работа |
Выводы по главе II
План | Задачи | Выводы |
1.Биография и становление педагогического опыта Людмилы Леонидовны Добычиной | 1. Провести беседу с Людмилой Леонидовной и проанализировать ее профессионализм | Добычина Людмила Леонидовна – высококвалифицированный, опытный, творчески работающий педагог, постоянно занимающийся совершенствованием педагогического и методического мастерства, владеющий современными технологиями обучения и применяющий в практической работе разнообразные методы и средства обучения, позволяющие обеспечить индивидуальный подход. |
2.Дидактический материал | 2. Представить дидактический материал, который использует на своих уроках учитель | Людмила Леонидовна пользуется различными дидактическими материалами, основным из которых является учебно - методический комплекс издательства «Сфера». И конечно же она активно использует конспекты, , которые по истечению 40 лет педагогического стажа, хранятся в ее голове. |
3.Приемы | 3. Изучить и представить приемы, из опыта работы учителя | В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По мнению учителя, основным приемом активизации является внедрение в учебный процесс творческих, исследовательских и практических работ. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Наибольший вклад в решение проблемы - активизации познавательной деятельности школьников, внесла Г.И. Щукина.
Главными условиями, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса, являются:
А) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся
Б) Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.
В). Положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
Г) Благоприятное общение в учебном процессе.
Одним из условий активизации познавательной деятельности можно назвать использование в учебном процессе соответствующих дидактических принципов.
В настоящее время существуют различные методы и приемы, повышающие познавательный интерес учащихся, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию предмета, в практическом применении усвоенных знаний, умений и навыков для решения тех или иных задач: исследовательский, проектный, наглядный игровой приемы и методы, методы проблемного обучения, метод использования информационно-коммуникативных технологий, вовлечение учащихся в создание творческих работ, различные средства контроля и дугие.
Добычина Людмила Леонидовна – высококвалифицированный, опытный, творчески работающий педагог, постоянно занимающийся совершенствованием педагогического и методического мастерства, владеющий современными технологиями обучения и применяющий в практической работе разнообразные методы и средства обучения, позволяющие обеспечить индивидуальный подход.
В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По мнению учителя основным приемом активизации является внедрение в учебный процесс творческих, исследовательских и практических работ.
Изучив опыт работы Людмилы Леонидовны Добычиной, как будущий педагог, я сделала следующие выводы:
1. Работа по формированию познавательного интереса учащихся должна быть целенаправленной и системной.
2. Чтобы действительно активизировать познавательный интерес, необходимо не просто давать теорию и спрашивать домашнее задание , но и применять в практике игровые, творческие приемы, полевые практики, экскурсии и создавать необычные уроки.
3. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
4. Необходима оптимизация знаний и умений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаева М.М. Технология стимулирования познавательной активности учащихся с использованием регионально-топонимического материала: тез. докл. VI годичного собрания
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета . – Л., 1959
3. Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1957
4. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как
5. Валиева З. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 112-114
6. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137
7. Дружинин В.П. Психология общих способностей. -СПб.: «Питер», 1999.-368 с.
8. Теоретический и научно методический журнал: «География в школе», Издательство: Министерство образования и науки Российской Федерации ООО «Школьная пресса», №8, 2015 год, стр 44, автор статьи Стержикова В.И
9. Периодическое издание города Котельнича : «Котельнический Вестник», № 118 (13695), 1 октября 2015 года. Статья : «Слава педагогу за усердный труд», автор статьи Тамара Толстоброва.
10. Ильина Т. Ю. Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. Электронный ресурс www. wapref.ru
11. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
12. Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1975, с.221.
13. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.
14. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979.
15. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367.
16. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 208 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СП. б.: Питер 2001 –
18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997. - 512 с.
19. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -209 с
20. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971.
21. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1995. – 160с.
22. http://moluch.ru/archive/39/4627/
23. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/27/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy
24. https://infourok.ru/material.html?mid=159919
25. http://moluch.ru/th/4/archive/9/181/
26. http://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9121/
27. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/07/25/priemy-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-na-urokakh-geografii
28. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/27/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy28
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Кабинет географии в МБОУ СОШ с УИОП №5 города Котельнича Кировской области
Приложение 2
Дата: 2018-12-28, просмотров: 550.