Дидактические материалы из опыта работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В своей работе Людмила Леонидовна использует различные поурочные разработки таких издательств как «Учитель - Аст», «ВАКО», «Учитель», «Просвещение»; учебники издательств «Сфера», «Просвещение », «Дрофа». Несомненно использует контурные карты, атласы тех же издательств, настенные контурные карты, глобусы (Приложение 5).

Основным дидактическим материалом  на уроках географии у Людмилы Леонидовны является учебно - методический комплекс издательства «Сфера».

Это издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и позволяет сформировать у учащихся базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и разнообразности материков, их крупных районов и стран, об их населении, особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.

Например рабочая программа для 7 класса  рассчитана на 68 часов, по 2 урока за одну неделю. Включает 11 практических работ:

№ 1 Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт: «Строение земной коры» и «Физической карты мира».

№2 Комплексная характеристика одного из океанов.
№3 Характеристика климатических областей на основе анализа климатодиаграмм.

№ 4 Составление географических характеристик населения и хозяйства регионов мира.

№ 5 Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации

№6Характеристика географического положения материка.
№7 Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка.

№ 8 Создание презентаций по туристическим объектам материков

№ 9 Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон, на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки(по 40 с.ш.)
№ 10 Сравнительная характеристика крупнейших рек материков.

№ 11 Выявление связей между компонентами природных комплексов

Творческий подчерк учителя наиболее ярко раскрывает работа обучающихся в школьных тетрадях, проследить систему работы учителя по развитию познавательной самостоятельности школьников мы можем анализируя записи конкретного ученика, в качестве примера предлагаем рабочие записи Голомидовой Анастасии ученицы 7 класса МБОУ СОШ с УИОП №5 города Котельнича,  2008 год, которые представлены в приложении (Приложение 6).




Приемы активизации

Уроки Людмилы Леонидовны проходят методически грамотно. В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные педагогические технологии: коллективную систему обучения, развивающее, проблемное обучение ,групповую систему обучения, технологию проектов, критического мышления, способствуя формированию геополитического мышления у учащихся.

Работая с учащимися разного уровня обученности, Людмила Леонидовна применяет технологии индивидуального и дифференцированного обучения, формируя у учащихся умения применять знания на базовом, конструктивном и творческом уровнях.

Все преподавание географии имеет практическую направленность. На уроках четко прослеживается связь с жизнью, с местным производством.

На всех этапах урока осуществляется контроль за качеством знаний, умений и навыков. Учащиеся самостоятельно делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и анализируют материал. Для развития активной, творческой мыслительной деятельности учащихся, учитель применяет частично-поисковый, исследовательский методы обучения, проблемного изложения материала. На уроках также используются нетрадиционные, игровые формы работы.

Во внеурочной работе большое внимание уделяет проектной деятельности учащихся. Работая в системе «Одаренные дети» учащиеся расширяют знания по предмету. Проекты учащихся посвящены исследованию проблем России в мировой торговле, международном разделении труда, экологическим проблемам и.т.д.

 

Таблица 1

Приемы по дидактическому обоснованию урока.

Этапы Приемы Раскрытие содержания приемов
1. Изучение нового материала 1. Образный, эмоциональный рассказ с использованием иллюстраций. 2. Беседа 3. Объяснение 4. Стержневая – лекция 5. Лекция- аналитическое сопоставление 5. Игровой, с творческой направленностью. 6. прием семантизации 7. прием значимости 8. прием новизны 9. В старших классах иногда проводятся уроки – лекции, уроки – семинары 10. Работа с картой и текстом   1. Формирование представления 2. Поиск ответов на вопросы по тексту учебника. 3. Работа над понятиями, выявление существенных признаков, причинно-следственных связей. 4.  а) Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его "открытия” классу. б). Ставится проблема, ученики работают с источниками индивидуально или по группам, а затем следует коллетивное обсуждение. в) Устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы 5. а)Опережающее задание – составление визитной карточки страны, докладов рефератов и.т.д б) Самостоятельное изучение темы, посредством составления вопросов по параграфам, заполнение таблиц, зарисовка схем
2. Закрепление знаний и умений 1. Игровой 2. Исследовательский 3. Иллюстративный 4. Создание проблемной ситуации 5. Учебные экскурсии на природе и в музеях 6. Моделирование 7. Проектный 1. а) Составление учащимися кроссвордов, вопросов с ответами, тестов. б). Эвристическая беседа 2. А). Наблюдение за метеорологическими, фенологическими, геоморфологическими и гидрологическими явлениями. Ведение календаря погоды и его анализ.(прил 8) Б). Изучение глобальных проблем человечества и пути их решения. (Прил 9) 5. А)Проводится в микрорайоне школы, так как рядом располагается лес «Миршина», а также несколько парковых зон. Кроме того экскурсии проводятся на на берегу реки Вятки, на Старом городище (В основном в весенний период). Дальние походы: в дубовую рощу, в заповедник «Нургуш»,на Жуковлянские валуны. Кроме того в 5-6 классе проводятся экскурсии в Динопарке города Котельнича, в Палеонтологическом музее и на пермском обнажении Парейазавров.  
3. Актуализация знаний (повторение) 1. Игровой 2. Создание творческих работ 2. Нахождение причинно-следственных связей. 3. Прием «Найди лишнее» 4. «Найди ошибку» 5. «Проверь себя» 6. Моделирование 7. Узнавание объектов и явлений 1.  Проведение викторин, игр «Что? Где? Когда», «Знаток класса» 2.  Составление туристического маршрута страны, фильмов, плакатов на различные темы, подделок, сочинение стихотворений. (прил 9)  
4. Практическая работа 1. Полевая практика 2. Работа с контурными картами и текстом 3. Работа по типовому плану (См прил 10) 4. Групповая работа 5. Работа с таблицей 6. Работа на сравненение: сходства и различия     1. А) Составление плана местности. Б). Ориентирование на местности и определение азимута. В). Изучение и описание участков природных комплексов.    
5. Контроль 1. Тематический 2. Индивидуальны 3. Групповой 4. Тесты 5. Географические диктанты 6. Устный ответ по теме и по знанию номенклатуры 7. Итоговый 8. Самостоятельная работа    

 

 

Выводы по главе II

 

План Задачи Выводы
1.Биография и становление педагогического опыта Людмилы Леонидовны Добычиной 1. Провести беседу  с Людмилой Леонидовной и проанализировать ее профессионализм Добычина Людмила Леонидовна – высококвалифицированный, опытный, творчески работающий педагог, постоянно занимающийся совершенствованием педагогического и методического мастерства, владеющий современными технологиями обучения и применяющий в практической работе разнообразные методы и средства обучения, позволяющие обеспечить индивидуальный подход.
2.Дидактический материал 2. Представить дидактический материал, который использует на своих уроках учитель Людмила Леонидовна пользуется различными дидактическими материалами, основным из которых является учебно - методический комплекс издательства «Сфера».   И конечно же она активно использует конспекты, , которые по истечению 40 лет педагогического стажа, хранятся в ее голове.    
3.Приемы 3. Изучить и представить приемы, из опыта работы учителя В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По мнению учителя, основным приемом активизации является внедрение в учебный процесс творческих, исследовательских и практических работ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Наибольший вклад в решение проблемы - активизации познавательной деятельности школьников, внесла Г.И. Щукина.

Главными условиями, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса, являются:

А) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся

Б) Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.

В). Положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Г) Благоприятное общение в учебном процессе.

Одним из условий активизации познавательной деятельности можно назвать использование в учебном процессе соответствующих дидактических принципов.

В настоящее время  существуют различные методы и приемы, повышающие познавательный интерес учащихся, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию предмета, в практическом применении усвоенных знаний, умений и навыков для решения тех или иных задач: исследовательский, проектный, наглядный игровой приемы и методы, методы проблемного обучения, метод использования информационно-коммуникативных технологий, вовлечение учащихся в создание творческих работ, различные средства контроля и дугие.

 

Добычина Людмила Леонидовна – высококвалифицированный, опытный, творчески работающий педагог, постоянно занимающийся совершенствованием педагогического и методического мастерства, владеющий современными технологиями обучения и применяющий в практической работе разнообразные методы и средства обучения, позволяющие обеспечить индивидуальный подход.

В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По мнению учителя основным приемом активизации является внедрение в учебный процесс творческих, исследовательских и практических работ.

Изучив опыт работы Людмилы Леонидовны Добычиной, как будущий педагог, я сделала следующие выводы:

1. Работа по формированию познавательного интереса учащихся должна быть целенаправленной и системной.

2. Чтобы действительно активизировать познавательный интерес, необходимо не просто давать теорию и спрашивать домашнее задание , но и применять в практике игровые, творческие приемы, полевые практики, экскурсии и создавать необычные уроки.

3. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

4. Необходима оптимизация знаний и умений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаева М.М. Технология стимулирования познавательной активности учащихся с использованием регионально-топонимического материала: тез. докл. VI годичного собрания

2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета . – Л., 1959

3. Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1957

4. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как

5. Валиева З. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 112-114

6. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137

7. Дружинин В.П. Психология общих способностей. -СПб.: «Питер», 1999.-368 с.

8. Теоретический и научно методический журнал: «География в школе», Издательство: Министерство образования и науки Российской Федерации ООО «Школьная пресса», №8, 2015 год, стр 44, автор статьи Стержикова В.И

9. Периодическое издание города Котельнича : «Котельнический Вестник», № 118 (13695), 1 октября 2015 года. Статья : «Слава педагогу за усердный труд», автор статьи Тамара Толстоброва.

10. Ильина Т. Ю. Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. Электронный ресурс www. wapref.ru

11.  Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

12.  Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1975, с.221.

13.  Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.

14.  Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979.

15.  Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367.

16.  Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 208 с.

 

17.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СП. б.: Питер 2001 –

18.  Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997. - 512 с.

19.  Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -209 с

20.  Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971.

21.  Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1995. – 160с.

22.  http://moluch.ru/archive/39/4627/

23.  http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/27/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy

24.  https://infourok.ru/material.html?mid=159919

25. http://moluch.ru/th/4/archive/9/181/

26. http://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9121/

27. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/07/25/priemy-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-na-urokakh-geografii

28. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/27/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy28

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

Кабинет географии в МБОУ СОШ с УИОП №5 города Котельнича Кировской области

 

 

 

Приложение 2

Дата: 2018-12-28, просмотров: 493.