Приемы активизации познавательного интереса на уроках географии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

В настоящее время  существуют различные методы и приемы, повышающие познавательный интерес учащихся, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию предмета, в практическом применении усвоенных знаний, умений и навыков для решения тех или иных задач.

1.Исследовательский метод.

Исследовательский метод – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность учащихся представляет собой социализацию личности, преодоление некомфортности к самостоятельной жизни, их профессиональное самоопределение. Такая деятельность позволяет ученику проявить свою индивидуальность. Продемонстрировать свои знания и умения, публично защитить свою работу, услышать мнение одноклассников. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися. Эти результаты важны, интересны и значимы для самого исследователя [8].

Основными направлениями реализации метода исследовательской деятельности являются :

а) представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого;

б) ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приемов;

в) насыщение курса географии поисковыми задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;

г) использование таких моделей обучения, типов уроков, которые основаны на самостоятельной исследовательской деятельности обучаемых.

Обязательным структурным компонентом урока-исследования является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Этот метод способствует формированию у учащихся необходимых для самостоятельной исследовательской деятельности мыслительных и исследовательских умений.

2. Метод проектного обучения.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, должно уделяться внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследоваться определенные цели: выявление талантливых учащихся; активизация учебного процесса; формирование у учащихся интереса к научной работе; формирование навыков публичного выступления; профессиональной ориентации учащихся старших классов; повышение уровня научной и методической работы [19].

Результаты проектной деятельности учащимися выполняются в форме докладов, рефератов, сочинений, плакатов и пр. Проекты представляются в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями [19].

Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом. Процесс защиты проекта — очень хороший способ развития коммуникативных умений учащихся. Грамотное ведение дискуссии поможет гражданам нашей страны в решении многих национальных проблем, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрослых. Технология проектной деятельности учащихся включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути. Заключительным этапом исследовательской работы является ученическая конференция, где дети, защищая проект, имеют возможность реализовать свои творческие возможности. Сильные ученики углубляют свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые ученики могут выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания [28].

3.Методы проблемного обучения.

Цель образовательного процесса сегодня — научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы. Методами проблемного обучения являются: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Применение этих методов эффективно тогда, когда преподаватель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности — умение учащихся самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты [10].

Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению [10]. Не желательно отказываться от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых классах, т. к. среди таких учеников есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации необходимо применять дифференцированный подход к обучению — разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.

3. Игровые методы.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Применение игры на уроке достаточно разнообразно. Все эти игровые формы преподаватель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста [25].

4. Наглядные методы.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.

Данные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

– метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

– метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др [28].

5. Метод использования информационно-коммуникативных технологий.

Главная отличительна черта современного урока географии, это использование информационно-коммуникативные технологии, обеспечивающие перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность приводит его к значительному повышению мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение географии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения учащимися содержания учебного предмета и их развития. Информационные технологии позволяют преподавателю значительно расширить объём изучаемой информации и разнообразить формы и способы её восприятия учащимися. На уроках географии использование компьютера, электронных карт, электронных учебников, космоснимков позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, проверка знаний с помощью электронных тестов — позволяет применять разные и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения — картографические. Этот метод способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства преподавателя, ускоряет и обогащает учебный процесс. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости учащихся; развитию навыков самообразования и самоконтроля у учащихся; формированию информационно-коммуникационной компетентности; развитию информационного мышления; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности на уроке [23].

6. Систематическое использование различных средств контроля.

Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии [25].

7. Вовлечение учащихся в создание творческих работ.

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин и др. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса [25].

Большую роль играет отбор приёмов учебной работы связанных с умственной деятельностью. На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно — следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности. Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может быть выбор оптимального размещения производственного предприятия с учетом экологического риска (автомойки, производство строительных изделий, предприятия нефтепереработки). Каждая группа может рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, врача, местного жителя, агронома. Сложной задачей стоящей перед преподавателем является: научить учеников самостоятельно находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать.  [11].

Существует большое разнообразие методических приемов:

Приемы по дидактическому обоснованию урока:

1. Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятии, и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

А) Прием новизны. Предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Б) Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

В) Прием значимости. Создание установки на необходимость изучения материала в связи с его географической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.

Г) Прием создания проблемной ситуации позволяет не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

2. Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) знаний:

А) Эвристический прием, сущность которого состоит в том, что учитель задает учащимся трудный вопрос (но не проблемный, т.е. учащиеся располагают знаниями для ответа на него) и наводящими вопросами подводит учащихся к ответу на него.

Б) Исследовательский прием характерен тем, что учащиеся имеют возможность на основе проведенных ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу

3. Приемы активизации познавательной деятельности на этапах воспроизведения полученных знаний:

А) Прием узнавания предполагает использование заданий на узнавание объектов, явлений по признакам. Например, работа с диаграммами, художественным описанием.

Б) Прием моделирования, позволяет развивать самостоятельность учащихся при решении географических ситуации.

В) Прием нахождения причинно-следственных связей.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности

учебно-познавательной деятельности учащегося[28].

 

 

Выводы по главе I

 

План Задачи Выводы
1. Анализ 1. Проанализировать источники информации об активизации познавательного интереса школьников 1. Анализ источников информации позволил сделать вывод о том, что выбранною мною тема является актуальной. 2. Наибольший вклад в решение проблемы - активизации познавательной деятельности школьников, внесла Г.И. Щукина. 3. Обоснование приемов и условий активизации познавательного интереса отражены в работах Г.И Щукиной и её учеников.
2.Условия и стадии 2. Раскрыть стадии развития познавательного интереса и условия его активизации 1.Существует общая линия становления познавательных интересов, которые, являясь динамичной, подвижной системой, существуют на различном уровне развития и в различной степени выраженности. 2. Г.И Щукина выделяет следующие стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. 3. Главными условиями, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса, являются: А) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся Б) Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. В). Положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Г) Благоприятное общение в учебном процессе. 4. Одним из условий активизации познавательной деятельности можно назвать использование в учебном процессе соответствующих дидактических принципов.
3. Приемы 3. Изучить и представить приемы активизации познавательного из литературных источников В настоящее время  существуют различные методы и приемы, повышающие познавательный интерес учащихся, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию предмета, в практическом применении усвоенных знаний, умений и навыков для решения тех или иных задач: исследовательский, проектный, наглядный игровой приемы и методы, методы проблемного обучения, метод использования информационно-коммуникативных технологий, вовлечение учащихся в создание творческих работ, различные средства контроля и другие.  

 

 

ГЛАВАII. ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 788.