Выводы по главе I
План | Задачи | Выводы |
1. Анализ | 1. Проанализировать источники информации об активизации познавательного интереса школьников | 1. Анализ источников информации позволил сделать вывод о том, что выбранною мною тема является актуальной. 2. Наибольший вклад в решение проблемы - активизации познавательной деятельности школьников, внесла Г.И. Щукина. 3. Обоснование приемов и условий активизации познавательного интереса отражены в работах Г.И Щукиной и её учеников. |
2.Условия и стадии | 2. Раскрыть стадии развития познавательного интереса и условия его активизации | 1.Существует общая линия становления познавательных интересов, которые, являясь динамичной, подвижной системой, существуют на различном уровне развития и в различной степени выраженности. 2. Г.И Щукина выделяет следующие стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. 3. Главными условиями, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса, являются: А) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся Б) Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. В). Положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Г) Благоприятное общение в учебном процессе. 4. Одним из условий активизации познавательной деятельности можно назвать использование в учебном процессе соответствующих дидактических принципов. |
3. Приемы | 3. Изучить и представить приемы активизации познавательного из литературных источников | В настоящее время существуют различные методы и приемы, повышающие познавательный интерес учащихся, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию предмета, в практическом применении усвоенных знаний, умений и навыков для решения тех или иных задач: исследовательский, проектный, наглядный игровой приемы и методы, методы проблемного обучения, метод использования информационно-коммуникативных технологий, вовлечение учащихся в создание творческих работ, различные средства контроля и другие. |
ГЛАВАII. ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Приемы активизации
Уроки Людмилы Леонидовны проходят методически грамотно. В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные педагогические технологии: коллективную систему обучения, развивающее, проблемное обучение ,групповую систему обучения, технологию проектов, критического мышления, способствуя формированию геополитического мышления у учащихся.
Работая с учащимися разного уровня обученности, Людмила Леонидовна применяет технологии индивидуального и дифференцированного обучения, формируя у учащихся умения применять знания на базовом, конструктивном и творческом уровнях.
Все преподавание географии имеет практическую направленность. На уроках четко прослеживается связь с жизнью, с местным производством.
На всех этапах урока осуществляется контроль за качеством знаний, умений и навыков. Учащиеся самостоятельно делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и анализируют материал. Для развития активной, творческой мыслительной деятельности учащихся, учитель применяет частично-поисковый, исследовательский методы обучения, проблемного изложения материала. На уроках также используются нетрадиционные, игровые формы работы.
Во внеурочной работе большое внимание уделяет проектной деятельности учащихся. Работая в системе «Одаренные дети» учащиеся расширяют знания по предмету. Проекты учащихся посвящены исследованию проблем России в мировой торговле, международном разделении труда, экологическим проблемам и.т.д.
Таблица 1
Приемы по дидактическому обоснованию урока.
Этапы | Приемы | Раскрытие содержания приемов |
1. Изучение нового материала | 1. Образный, эмоциональный рассказ с использованием иллюстраций. 2. Беседа 3. Объяснение 4. Стержневая – лекция 5. Лекция- аналитическое сопоставление 5. Игровой, с творческой направленностью. 6. прием семантизации 7. прием значимости 8. прием новизны 9. В старших классах иногда проводятся уроки – лекции, уроки – семинары 10. Работа с картой и текстом | 1. Формирование представления 2. Поиск ответов на вопросы по тексту учебника. 3. Работа над понятиями, выявление существенных признаков, причинно-следственных связей. 4. а) Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его "открытия” классу. б). Ставится проблема, ученики работают с источниками индивидуально или по группам, а затем следует коллетивное обсуждение. в) Устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы 5. а)Опережающее задание – составление визитной карточки страны, докладов рефератов и.т.д б) Самостоятельное изучение темы, посредством составления вопросов по параграфам, заполнение таблиц, зарисовка схем |
2. Закрепление знаний и умений | 1. Игровой 2. Исследовательский 3. Иллюстративный 4. Создание проблемной ситуации 5. Учебные экскурсии на природе и в музеях 6. Моделирование 7. Проектный | 1. а) Составление учащимися кроссвордов, вопросов с ответами, тестов. б). Эвристическая беседа 2. А). Наблюдение за метеорологическими, фенологическими, геоморфологическими и гидрологическими явлениями. Ведение календаря погоды и его анализ.(прил 8) Б). Изучение глобальных проблем человечества и пути их решения. (Прил 9) 5. А)Проводится в микрорайоне школы, так как рядом располагается лес «Миршина», а также несколько парковых зон. Кроме того экскурсии проводятся на на берегу реки Вятки, на Старом городище (В основном в весенний период). Дальние походы: в дубовую рощу, в заповедник «Нургуш»,на Жуковлянские валуны. Кроме того в 5-6 классе проводятся экскурсии в Динопарке города Котельнича, в Палеонтологическом музее и на пермском обнажении Парейазавров. |
3. Актуализация знаний (повторение) | 1. Игровой 2. Создание творческих работ 2. Нахождение причинно-следственных связей. 3. Прием «Найди лишнее» 4. «Найди ошибку» 5. «Проверь себя» 6. Моделирование 7. Узнавание объектов и явлений | 1. Проведение викторин, игр «Что? Где? Когда», «Знаток класса» 2. Составление туристического маршрута страны, фильмов, плакатов на различные темы, подделок, сочинение стихотворений. (прил 9) |
4. Практическая работа | 1. Полевая практика 2. Работа с контурными картами и текстом 3. Работа по типовому плану (См прил 10) 4. Групповая работа 5. Работа с таблицей 6. Работа на сравненение: сходства и различия | 1. А) Составление плана местности. Б). Ориентирование на местности и определение азимута. В). Изучение и описание участков природных комплексов. |
5. Контроль | 1. Тематический 2. Индивидуальны 3. Групповой 4. Тесты 5. Географические диктанты 6. Устный ответ по теме и по знанию номенклатуры 7. Итоговый 8. Самостоятельная работа |
Выводы по главе II
План | Задачи | Выводы |
1.Биография и становление педагогического опыта Людмилы Леонидовны Добычиной | 1. Провести беседу с Людмилой Леонидовной и проанализировать ее профессионализм | Добычина Людмила Леонидовна – высококвалифицированный, опытный, творчески работающий педагог, постоянно занимающийся совершенствованием педагогического и методического мастерства, владеющий современными технологиями обучения и применяющий в практической работе разнообразные методы и средства обучения, позволяющие обеспечить индивидуальный подход. |
2.Дидактический материал | 2. Представить дидактический материал, который использует на своих уроках учитель | Людмила Леонидовна пользуется различными дидактическими материалами, основным из которых является учебно - методический комплекс издательства «Сфера». И конечно же она активно использует конспекты, , которые по истечению 40 лет педагогического стажа, хранятся в ее голове. |
3.Приемы | 3. Изучить и представить приемы, из опыта работы учителя | В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По мнению учителя, основным приемом активизации является внедрение в учебный процесс творческих, исследовательских и практических работ. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Наибольший вклад в решение проблемы - активизации познавательной деятельности школьников, внесла Г.И. Щукина.
Главными условиями, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса, являются:
А) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся
Б) Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.
В). Положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
Г) Благоприятное общение в учебном процессе.
Одним из условий активизации познавательной деятельности можно назвать использование в учебном процессе соответствующих дидактических принципов.
В настоящее время существуют различные методы и приемы, повышающие познавательный интерес учащихся, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию предмета, в практическом применении усвоенных знаний, умений и навыков для решения тех или иных задач: исследовательский, проектный, наглядный игровой приемы и методы, методы проблемного обучения, метод использования информационно-коммуникативных технологий, вовлечение учащихся в создание творческих работ, различные средства контроля и дугие.
Добычина Людмила Леонидовна – высококвалифицированный, опытный, творчески работающий педагог, постоянно занимающийся совершенствованием педагогического и методического мастерства, владеющий современными технологиями обучения и применяющий в практической работе разнообразные методы и средства обучения, позволяющие обеспечить индивидуальный подход.
В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По мнению учителя основным приемом активизации является внедрение в учебный процесс творческих, исследовательских и практических работ.
Изучив опыт работы Людмилы Леонидовны Добычиной, как будущий педагог, я сделала следующие выводы:
1. Работа по формированию познавательного интереса учащихся должна быть целенаправленной и системной.
2. Чтобы действительно активизировать познавательный интерес, необходимо не просто давать теорию и спрашивать домашнее задание , но и применять в практике игровые, творческие приемы, полевые практики, экскурсии и создавать необычные уроки.
3. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
4. Необходима оптимизация знаний и умений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаева М.М. Технология стимулирования познавательной активности учащихся с использованием регионально-топонимического материала: тез. докл. VI годичного собрания
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета . – Л., 1959
3. Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1957
4. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как
5. Валиева З. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 112-114
6. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137
7. Дружинин В.П. Психология общих способностей. -СПб.: «Питер», 1999.-368 с.
8. Теоретический и научно методический журнал: «География в школе», Издательство: Министерство образования и науки Российской Федерации ООО «Школьная пресса», №8, 2015 год, стр 44, автор статьи Стержикова В.И
9. Периодическое издание города Котельнича : «Котельнический Вестник», № 118 (13695), 1 октября 2015 года. Статья : «Слава педагогу за усердный труд», автор статьи Тамара Толстоброва.
10. Ильина Т. Ю. Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. Электронный ресурс www. wapref.ru
11. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
12. Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1975, с.221.
13. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.
14. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979.
15. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367.
16. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 208 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СП. б.: Питер 2001 –
18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997. - 512 с.
19. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -209 с
20. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971.
21. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1995. – 160с.
22. http://moluch.ru/archive/39/4627/
23. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/27/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy
24. https://infourok.ru/material.html?mid=159919
25. http://moluch.ru/th/4/archive/9/181/
26. http://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9121/
27. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/07/25/priemy-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-na-urokakh-geografii
28. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/27/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy28
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Кабинет географии в МБОУ СОШ с УИОП №5 города Котельнича Кировской области
Приложение 2
Олимпиадные звездочки
Рубрика: Образование. Прочитано: 98
Учебный год вышел на завершающий этап, и пора подвести итоги участия школьников в олимпиадах по общеобразовательным предметам. Как и в прошлом году, на муниципальном уровне 795 учеников участвовали в олимпиадах по 18 предметам. Наибольшую активность проявила пятая школа, причем по всем предметам. И процент победителей и призеров от общего количества участников у них выше. Но если смотреть на итоги в процентах от участников собственной школы, то тут в лучших школа № 1 (54 процента победителей и призеров).
На протяжении многих лет наблюдаю за успехами учеников: кто выступает стабильно, у кого пропал интерес, а кто результативно и целенаправленно идет к успеху. К великому педагогическому удовлетворению, отмечаю, что у многих школьников нет разброса в науках, а двигаются они в направлении выбора будущей профессии. «Олимпиадные звездочки» заканчивают школу, а на смену им растут не менее талантливые дети.
Нынешние выпускники Анастасия Голомидова (школа № 5), Надежда Куракина (№ 2) по-прежнему победители и призеры муниципального этапа по нескольким предметам и участники регионального, причем Надежда вновь стала призером регионального этапа олимпиады по основам православной культуры.
Десятый класс пятой школы заканчивает Дмитрий Шальманов, он, как и в прежние годы, победитель и призер восьми олимпиад обществоведческого профиля, и не только. Его одноклассницы Виктория Сметанина и Юлия Останина наиболее активно проявили себя в этом учебном году. Стабильно, с большими успехами продолжает участвовать в олимпиадах учащаяся 9-го класса школы № 5 Елизавета Банникова. А Екатерина Туровская (школа № 1) перешла барьер стабильности и показала более высокий уровень подготовленности.
На муниципальном этапе нынче засветились новые звездочки – семиклассники Влада Спивак и Анастасия Яковлева из школы № 1, Алиса Хаустова, Анастасия Зыкова и Анна Матечук (№ 2), Павел Петрецюк (№ 3), Иван Чешуин и Иван Ануфриев (школа № 5).
На региональный этап вызов получили 20 учащихся. Это меньше прошлогоднего, и результаты не такие яркие. Трое, все из первой школы, стали призерами – Владислав Великоредчанин (11-й класс, учитель С. А. Смирнов) – по ОБЖ, Екатерина Туровская (9-й класс) и Дмитрий Патрушев (10-й, учитель О. М. Белых) – по химии.
За успехами учеников стоит профессионализм педагогов. О. М. Белых и С. А. Смирнов подготовили по 16 победителей и призеров муниципального этапа и призеров регионального. Столько же – И. И. Пономарева из школы № 5. Пятнадцать победителей и призеров по английскому языку у В. В. Бородиной (№ 1), 13 – у Н. В. Косолаповой (№ 2, биология и экология), 11 – у Л. А. Бешкаревой (№ 1, история и обществознание), 10 – у Л. Л. Добычиной (№ 5, география), С. В. Шубенкиной (№ 2, русский язык и литература), Л. Н. Безгачевой (№ 5, история и обществознание), Т. И. Селезеневой (№ 5, биология).
Хороший результат показали на олимпиадах учащиеся М. Г. Гараниной (№ 1, русский язык и литература), Н. Е. Смирновой (№ 1, физика), В. А. Плетеневой (№ 3, история и обществознание).
Л. ВОРОНЦОВА, методист ГУО. Источник :
Приложение 3
ГУБЕРНАТОР КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКАЗ | |||
18.08.2015 | № | 186 | |
г. Киров |
О награждении почетным знаком Кировской области
«Педагогическая слава»
В соответствии с Законом Кировской области от 08.10.2007 № 170-ЗО «О почетных знаках Кировской области» (с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 26.07.2012 № 189-ЗО), решением комиссии по награждению почетными знаками Кировской области от 23.07.2015 (протокол № 7) ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Наградить почетным знаком Кировской области «Педагогическая слава» за высокие и стабильные результаты в организации и совершенствовании образовательного процесса, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности:
ГусевА Владимира Степановича | - | педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида им. Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района Кировской области |
ДобычинУ Людмилу Леонидовну | - | учителя географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 5 г. Котельнича Кировской области |
Приложение 4
Вопросы анкеты для выпускников:
1. Какие уроки географии вам запомнились ?
2. Какой географический курс был наиболее интересен, почему?
3. Какие интересные факты по географии вы впервые услышали в школьные годы?
4. Как повлияли уроки географии на выбор будущей профессии, вашей жизни?
На вопрос: «Какие уроки географии запомнились больше всего», респонденты ответили следующим образом: больше всего запомнились уроки, на которых проходили практические работы по контурной карте – 53%, уроки зачеты по номенклатуре запомнились 12%, а выполнение творческих работ – 35%.
На второй вопрос респонденты ответили следующим образом: Землеведение – 29%
География зарубежных стран – 29 %
Изучение родного края – 12%
География России – 12%
Физическая география материков и океанов – 18%
На 3 вопрос респонденты отвечали, что впервые они услышали на уроках географии об селях, миражах, географических открытиях, о географическом положении материков, об статистических данных различных географических объектах и другое.
Отвечая на 4 вопрос результаты получились следующими:
География помогла в выборе профессии – 12%
Путешествую – 70%
Никак не повлияла – 18%
Вопросы анкеты для учителей:
1. Приходилось ли вам бывать на уроках Людмилы Леонидовны Добычиной?
2.Какие приемы работы учителя вы считаете наиболее интересными для школы.
3. Предложите свои рекомендации по развитию интереса школьников к обучению, и какие приемы по развитию этого интереса вы используете в практике.
К сожалению 4 учителя, которых я опросила, не были на уроках Людмилы Леонидовны, но они наслышаны об игровых, практических и исследовательских приемах учителя. Они отмечают, что такие приемы помогают активизировать познавательную деятельность учащихся.
Для развития школьного интереса учителя используют и рекомендуют в практике следующие приемы:
1. Исследовательский метод
2. Игровой метод
3. Проектный метод
4. Практические и лабораторные работы
5. Метод использования информационно-коммуникативных
технологий.
Приложение 5
Приложение 6
Тема урока «Географическая оболочка»
1. Строение географической оболочки
2. Свойства географической оболочки.
· Комплексная оболочка Земли
· Только в ней есть жизнь
· Вещества и энергия находятся в постоянном движении
· Круговороты
3. Виды круговоротов:
· Круговорот течений в Мировом океане
· Движение воздушных масс
· Фотосинтез
· Биологический круговорот
· Круговорот веществ в живых организмах
· Круговорот воды в природе
· Круговорот веществ в земной коре
Круговорот веществ в живых организмах
Тема урока: «Природные комплексы»
Комлекс –сочетание, сплетение.
Природный комплекс – участок земной поверхности (суши или воды), на котором сочетаются, взаимодейтсуют компоненты природы.
Природные комплексы отличаются:
· По размерам
· По географическому положению
· По условиям образования
· Рельефом и климатом
· Название природного комплекса, расположенного на суше зависит от типа растительности
· Многие природные комплексы созданы человеком – антропогенные (поле, сад, парк)
Схема природного комплекса
Тема урока: «Гидросфера. Мировой океан»
Гидросфера – это водная оболочка Земли. Включает:
1. Мировой океан
2. Воды суши
Мировой океан – это водное пространство между материками:
1. Океаны Земли
2. Моря, заливы, проливы
Значение гидросферы
· Создает облик нашей планеты
· питает энергия Солнца
· круговорот (природные процессы)
· поддерживает жизнь на планете
· влияет на формирование воздушных масс
Свойство вод Мирового океана
Свойство вод | Их характеристика | От чего зависят? |
1. Соленость | У экватора соленость около 34%0, | 1. От количества осадков 2. От температуры 3. От количества рек |
2. Температура | ||
3. Лед в океане | ||
4. Водные массы | ||
5. Движение воды: - Течения -Приливы -Отливы -Волна |
Тема урока: «Географическая зональность»
Географическая зональность – закономерная смена природы (климата, раститеьности, животного мира, почвы, режима рек и.тд) и комплексов с севера на юг.
Основной закон географии.
1. Широтная зональность - на равнинах
Например в Австралии, в связи со сменой климатических поясов выделяют:
1). Саванны и редколесья
2). Пустыни и полупустыни
3). Саванны и редколесья
4). Жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники
2. Высотная поясность – в горах.
Например в горах Кавказа из-за смены высоты меняется климат.
Выполнение практической работы по теме: «Характеристика географической зональности на примере материка Евразия»
1. В каких горах материка есть высотная поясность? Подчеркнуть горы в которых наибольшее количество поясов.
2. Перечислить природные зоны на равнинах по 60о в.д. или по 40о с.ш. Объяснить смену используя карту.
Тема урока «Климат Африки»
1. Африка находится в 4 климатических поясах(КП).
-Подписать одним цветом все КП
2. КП отличаются температурами, осадками, воздушными массами,
-Обозначить разными цветами на карте во всех кп
3. Климатические пояса бывают основными и переходными
Анализ климатограмм.
Определить климатический пояс и область
tоя | +25о | +15о |
tои | +25о | +31о |
А 1о | 0о | 16о |
Осадков в год 1786 мм | 841 | 3мм |
Режим осадков - регулярно | Нет (лето влажное) | Редко |
КП - Экваториальный | Субэкваториальный | Тропический |
Климатическая область – | – | Пустынный |
Тема урока «Внутренние воды Африки»
Рельеф влияет на … | Климат влияет на |
1. Направление течения рек | 1. Водность рек |
2. Характер течения | 2. Режим реки |
3. Положение главного водораздела | 3. Тип питания |
4. Тип озерной котловины | |
5. Глубина озер |
Самостоятельная работа: Подписать на контурной карте самые крупные реки и озера Африки.
Тема урока «Население Южной Америки»
Вопрос | Ответ |
1. Численность населения | Более 350 человек |
2.Какое население преобладает | Метисы, мулаты. Самбо, коренные жители, |
3. Как размещено население | Неравномерно |
4. Крупные города | Сан-Паулу, Буэнос –Айрес, Рио-де-Жанейро |
5. Коренные жители | Индейцы |
6. Пришлое население | Европейцы(испанцы, португальцы) |
7.Преобладающее население: А)Метисы Б)Мулаты В)Самбо | А) Потомки от браков европейцев и индейцев Б)Потомки от браков афроамериканцев и европейцев В) Потомки от афроамериканцев и индейцев |
8.Положение коренного населения | В разных странах по разному. Где-то принимают меры для улучшения жизни, а где-то их не считают за людей |
Творческая работа «Туристический маршрут по странам Южной Америки»
1. Название маршрута
2. Направление и протяженность
3. Описание маршрута
Тема урока «Океаны Земли»
План изучения темы.
1. Выполнить в тетради 3 работы из 4 заданий
- Тихий океан «Самый-Самый» - 15 строчек
- Северный Ледовитый океан «Самый холодный»
- Атлантический океан больше всего используется – 10 предложений
- Индийский океан – 10 вопросов с ответами
2. Заполнить контурную карту
- Северный Ледовитый океан
- Атлантический океан
3. Индивидуальный или групповой ответ про 1 океан.
Тема «Евразия»
Материк состоящий из двух частей света: Европы и Азии.
Географическое положение
Природа материка
Рельеф(характер поверхности)
Платформы (4) -равнины
Складчатые области (4) -гор
Рельеф сложный
Равнины | Горы |
1. Восточно-Европейская | 1. Гималаи |
2. Западно Сибирская | 2.Пиренени |
3. Великая Китайская | 3. Альпы |
4. Среднесибирское плоскогорье | 4. Карпаты |
5.Аравийское плоскогорье | 5. Кавказ |
6. Декан | 6. Памир |
7. Месопотамская | 7. Нагорье Тибет |
8. Индогангская низменность | 8. Скандинавские |
9. Урал | |
10. Тянь-Шань | |
11. Алтай |
Тема урока «Внутренние воды Евразии»
Поверхностные :
1. Реки
2. Озера
3. Искусственные воды
4. Ледники
Подземные:
1. Грунтовые воды
2. Родники и ключи
Реки и озера
Северный ледовитый океан | Тихий океан | Индийский океан | Атлантический океан | Области внутреннего стока |
Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма Озеро: Байкал | Реки: Амур Хуанхе, Янцзы, Мконг | Реки: Салуин Иравади Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Брахмапутра | Реки: Скена, Рейн, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Дон Озера: Ладожское, Онежское | Реки: Волга, Урал, Сырдарья, Амурдарья, Тарим Озера: Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор, Каспийское море - озеро, Аральское море - озеро |
Анализ психолого-педагогической литературы
Проблема формирования познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной неистощимой жажде знаний, по-прежнему остается актуальной.
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г.Ананьев [2], М.Ф.Беляев [3], Л.И Божович [4],С.Л. Рубинштейн [17], и в педагогической литературе Г.И Щукина [20], Н.Г. Морозова [14].
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин[7], Т.Рибо[16] );
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн [17] );
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью. Ковалев).
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является одно из важных свойств человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, а в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость[15].
Придавая особое значение познавательному интересу, психологи указывают на то, что под этим «интересом» понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу овладения знаниями. С точки зрения С.Л.Рубинштейна [17] и Б.Г.Ананьева [2] психологические процессы, включенные в познавательный интерес, - это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Иначе говоря, интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению)[22].
Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса следует считать Коменского [12], который писал в "Великой дидактике", что "… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность" [12].
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность) [23]
Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чему свидетельствует анализ работ В.И Дружинина [8], Е.В.Коротаевой [13], И.Ф. Харламова [18], Т.И. Шамовой [19], Г.И. Щукиной [20] и других.
Харламов И.Ф понимает познавательную активность как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями [18]. Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели
обучения [19].
Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция, которая выражается в умении регулировать свое поведение в зависимости от характера и условий деятельности, в частности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Сформированность учебной деятельности, которая предполагает наличие способности к саморегуляции поведения, рефлексии, устойчивой мотивации учения, позволяет школьнику реализовать свою познавательную активность
адекватными способами [5].
В педагогической литературе высказывается мнение, что одним из немногих интегративных критериев развития ученика как целостной личности может выступать структура и содержание его интересов. При этом особое внимание обращается на компенсаторную функцию интереса: осознание недостаточности собственного образования, неподготовленности к выполнению определенной работы пробуждает интерес к получению недостающих знаний, к переходу от ориентировки на выполнение определенных функций к полноценной самореализации в различных сферах жизнедеятельности. В ряде работ проводится анализ стимулов повышения результатов познавательной деятельности, стимулов развития сферы интересов: приобщение учеников к исследовательской работе, использование региональных факторов [1].
Большинство исследователей рассматривает познавательный интерес через призму развития личности. По мнению Г. И. Щукиной [21], познавательный интерес отражает уровень активности личности, связан со всеми психическими процессами человека, занимает центральное место в структуре направленности личности. В ее представлении развитие интереса идет в направлении снижения роли внешних стимулов, от диффузного интереса к дифференцированному, от ситуативного, поверхностного к устойчивому, глубинному, теоретическому [7].
В современной школе идет интенсивный поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно – урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональная познавательная деятельность учащихся. Эффективность такой методики может быть достигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения. Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и быть рассчитаны на сохранении положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитанию личности учащегося как субъекта своей жизнедеятельности; активную работу по формированию у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческой работы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно-воспитательного процесса [13].
Таким образом, элементами познавательной деятельности, которые ведут к ее активизации, являются как эмоциональная деятельность на уровне восприятия событий и формирования представлений, что обусловливается психолого-возрастными особенностями учащихся, так и мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 556.