Анализ психолого-педагогической литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выводы по главе I

 

План Задачи Выводы
1. Анализ 1. Проанализировать источники информации об активизации познавательного интереса школьников 1. Анализ источников информации позволил сделать вывод о том, что выбранною мною тема является актуальной. 2. Наибольший вклад в решение проблемы - активизации познавательной деятельности школьников, внесла Г.И. Щукина. 3. Обоснование приемов и условий активизации познавательного интереса отражены в работах Г.И Щукиной и её учеников.
2.Условия и стадии 2. Раскрыть стадии развития познавательного интереса и условия его активизации 1.Существует общая линия становления познавательных интересов, которые, являясь динамичной, подвижной системой, существуют на различном уровне развития и в различной степени выраженности. 2. Г.И Щукина выделяет следующие стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. 3. Главными условиями, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса, являются: А) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся Б) Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся. В). Положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Г) Благоприятное общение в учебном процессе. 4. Одним из условий активизации познавательной деятельности можно назвать использование в учебном процессе соответствующих дидактических принципов.
3. Приемы 3. Изучить и представить приемы активизации познавательного из литературных источников В настоящее время  существуют различные методы и приемы, повышающие познавательный интерес учащихся, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию предмета, в практическом применении усвоенных знаний, умений и навыков для решения тех или иных задач: исследовательский, проектный, наглядный игровой приемы и методы, методы проблемного обучения, метод использования информационно-коммуникативных технологий, вовлечение учащихся в создание творческих работ, различные средства контроля и другие.  

 

 

ГЛАВАII. ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Приемы активизации

Уроки Людмилы Леонидовны проходят методически грамотно. В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные педагогические технологии: коллективную систему обучения, развивающее, проблемное обучение ,групповую систему обучения, технологию проектов, критического мышления, способствуя формированию геополитического мышления у учащихся.

Работая с учащимися разного уровня обученности, Людмила Леонидовна применяет технологии индивидуального и дифференцированного обучения, формируя у учащихся умения применять знания на базовом, конструктивном и творческом уровнях.

Все преподавание географии имеет практическую направленность. На уроках четко прослеживается связь с жизнью, с местным производством.

На всех этапах урока осуществляется контроль за качеством знаний, умений и навыков. Учащиеся самостоятельно делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и анализируют материал. Для развития активной, творческой мыслительной деятельности учащихся, учитель применяет частично-поисковый, исследовательский методы обучения, проблемного изложения материала. На уроках также используются нетрадиционные, игровые формы работы.

Во внеурочной работе большое внимание уделяет проектной деятельности учащихся. Работая в системе «Одаренные дети» учащиеся расширяют знания по предмету. Проекты учащихся посвящены исследованию проблем России в мировой торговле, международном разделении труда, экологическим проблемам и.т.д.

 

Таблица 1

Приемы по дидактическому обоснованию урока.

Этапы Приемы Раскрытие содержания приемов
1. Изучение нового материала 1. Образный, эмоциональный рассказ с использованием иллюстраций. 2. Беседа 3. Объяснение 4. Стержневая – лекция 5. Лекция- аналитическое сопоставление 5. Игровой, с творческой направленностью. 6. прием семантизации 7. прием значимости 8. прием новизны 9. В старших классах иногда проводятся уроки – лекции, уроки – семинары 10. Работа с картой и текстом   1. Формирование представления 2. Поиск ответов на вопросы по тексту учебника. 3. Работа над понятиями, выявление существенных признаков, причинно-следственных связей. 4.  а) Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его "открытия” классу. б). Ставится проблема, ученики работают с источниками индивидуально или по группам, а затем следует коллетивное обсуждение. в) Устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы 5. а)Опережающее задание – составление визитной карточки страны, докладов рефератов и.т.д б) Самостоятельное изучение темы, посредством составления вопросов по параграфам, заполнение таблиц, зарисовка схем
2. Закрепление знаний и умений 1. Игровой 2. Исследовательский 3. Иллюстративный 4. Создание проблемной ситуации 5. Учебные экскурсии на природе и в музеях 6. Моделирование 7. Проектный 1. а) Составление учащимися кроссвордов, вопросов с ответами, тестов. б). Эвристическая беседа 2. А). Наблюдение за метеорологическими, фенологическими, геоморфологическими и гидрологическими явлениями. Ведение календаря погоды и его анализ.(прил 8) Б). Изучение глобальных проблем человечества и пути их решения. (Прил 9) 5. А)Проводится в микрорайоне школы, так как рядом располагается лес «Миршина», а также несколько парковых зон. Кроме того экскурсии проводятся на на берегу реки Вятки, на Старом городище (В основном в весенний период). Дальние походы: в дубовую рощу, в заповедник «Нургуш»,на Жуковлянские валуны. Кроме того в 5-6 классе проводятся экскурсии в Динопарке города Котельнича, в Палеонтологическом музее и на пермском обнажении Парейазавров.  
3. Актуализация знаний (повторение) 1. Игровой 2. Создание творческих работ 2. Нахождение причинно-следственных связей. 3. Прием «Найди лишнее» 4. «Найди ошибку» 5. «Проверь себя» 6. Моделирование 7. Узнавание объектов и явлений 1.  Проведение викторин, игр «Что? Где? Когда», «Знаток класса» 2.  Составление туристического маршрута страны, фильмов, плакатов на различные темы, подделок, сочинение стихотворений. (прил 9)  
4. Практическая работа 1. Полевая практика 2. Работа с контурными картами и текстом 3. Работа по типовому плану (См прил 10) 4. Групповая работа 5. Работа с таблицей 6. Работа на сравненение: сходства и различия     1. А) Составление плана местности. Б). Ориентирование на местности и определение азимута. В). Изучение и описание участков природных комплексов.    
5. Контроль 1. Тематический 2. Индивидуальны 3. Групповой 4. Тесты 5. Географические диктанты 6. Устный ответ по теме и по знанию номенклатуры 7. Итоговый 8. Самостоятельная работа    

 

 

Выводы по главе II

 

План Задачи Выводы
1.Биография и становление педагогического опыта Людмилы Леонидовны Добычиной 1. Провести беседу  с Людмилой Леонидовной и проанализировать ее профессионализм Добычина Людмила Леонидовна – высококвалифицированный, опытный, творчески работающий педагог, постоянно занимающийся совершенствованием педагогического и методического мастерства, владеющий современными технологиями обучения и применяющий в практической работе разнообразные методы и средства обучения, позволяющие обеспечить индивидуальный подход.
2.Дидактический материал 2. Представить дидактический материал, который использует на своих уроках учитель Людмила Леонидовна пользуется различными дидактическими материалами, основным из которых является учебно - методический комплекс издательства «Сфера».   И конечно же она активно использует конспекты, , которые по истечению 40 лет педагогического стажа, хранятся в ее голове.    
3.Приемы 3. Изучить и представить приемы, из опыта работы учителя В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По мнению учителя, основным приемом активизации является внедрение в учебный процесс творческих, исследовательских и практических работ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Наибольший вклад в решение проблемы - активизации познавательной деятельности школьников, внесла Г.И. Щукина.

Главными условиями, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса, являются:

А) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся

Б) Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.

В). Положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Г) Благоприятное общение в учебном процессе.

Одним из условий активизации познавательной деятельности можно назвать использование в учебном процессе соответствующих дидактических принципов.

В настоящее время  существуют различные методы и приемы, повышающие познавательный интерес учащихся, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию предмета, в практическом применении усвоенных знаний, умений и навыков для решения тех или иных задач: исследовательский, проектный, наглядный игровой приемы и методы, методы проблемного обучения, метод использования информационно-коммуникативных технологий, вовлечение учащихся в создание творческих работ, различные средства контроля и дугие.

 

Добычина Людмила Леонидовна – высококвалифицированный, опытный, творчески работающий педагог, постоянно занимающийся совершенствованием педагогического и методического мастерства, владеющий современными технологиями обучения и применяющий в практической работе разнообразные методы и средства обучения, позволяющие обеспечить индивидуальный подход.

В своей работе Людмила Леонидовна использует достижения современной педагогической науки. Широко применяет современные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. По мнению учителя основным приемом активизации является внедрение в учебный процесс творческих, исследовательских и практических работ.

Изучив опыт работы Людмилы Леонидовны Добычиной, как будущий педагог, я сделала следующие выводы:

1. Работа по формированию познавательного интереса учащихся должна быть целенаправленной и системной.

2. Чтобы действительно активизировать познавательный интерес, необходимо не просто давать теорию и спрашивать домашнее задание , но и применять в практике игровые, творческие приемы, полевые практики, экскурсии и создавать необычные уроки.

3. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

4. Необходима оптимизация знаний и умений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаева М.М. Технология стимулирования познавательной активности учащихся с использованием регионально-топонимического материала: тез. докл. VI годичного собрания

2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета . – Л., 1959

3. Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1957

4. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как

5. Валиева З. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 112-114

6. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137

7. Дружинин В.П. Психология общих способностей. -СПб.: «Питер», 1999.-368 с.

8. Теоретический и научно методический журнал: «География в школе», Издательство: Министерство образования и науки Российской Федерации ООО «Школьная пресса», №8, 2015 год, стр 44, автор статьи Стержикова В.И

9. Периодическое издание города Котельнича : «Котельнический Вестник», № 118 (13695), 1 октября 2015 года. Статья : «Слава педагогу за усердный труд», автор статьи Тамара Толстоброва.

10. Ильина Т. Ю. Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. Электронный ресурс www. wapref.ru

11.  Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

12.  Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1975, с.221.

13.  Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.

14.  Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979.

15.  Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367.

16.  Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 – 208 с.

 

17.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СП. б.: Питер 2001 –

18.  Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997. - 512 с.

19.  Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -209 с

20.  Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971.

21.  Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1995. – 160с.

22.  http://moluch.ru/archive/39/4627/

23.  http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/27/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy

24.  https://infourok.ru/material.html?mid=159919

25. http://moluch.ru/th/4/archive/9/181/

26. http://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9121/

27. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/07/25/priemy-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-na-urokakh-geografii

28. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/27/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy28

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

Кабинет географии в МБОУ СОШ с УИОП №5 города Котельнича Кировской области

 

 

 

Приложение 2

Олимпиадные звездочки

Рубрика: Образование. Прочитано: 98

Учебный год вышел на завершающий этап, и пора подвести итоги участия школьников в олимпиадах по общеобразовательным предметам. Как и в прошлом году, на муниципальном уровне 795 учеников участвовали в олимпиадах по 18 предметам. Наибольшую активность проявила пятая школа, причем по всем предметам. И процент победителей и призеров от общего количества участников у них выше. Но если смотреть на итоги в процентах от участников собственной школы, то тут в лучших школа № 1 (54 процента победителей и призеров).

На протяжении многих лет наблюдаю за успехами учеников: кто выступает стабильно, у кого пропал интерес, а кто результативно и целенаправленно идет к успеху. К великому педагогическому удовлетворению, отмечаю, что у многих школьников нет разброса в науках, а двигаются они в направлении выбора будущей профессии. «Олимпиадные звездочки» заканчивают школу, а на смену им растут не менее талантливые дети.

Нынешние выпускники Анастасия Голомидова (школа № 5), Надежда Куракина (№ 2) по-прежнему победители и призеры муниципального этапа по нескольким предметам и участники регионального, причем Надежда вновь стала призером регионального этапа олимпиады по основам православной культуры.

Десятый класс пятой школы заканчивает Дмитрий Шальманов, он, как и в прежние годы, победитель и призер восьми олимпиад обществоведческого профиля, и не только. Его одноклассницы Виктория Сметанина и Юлия Останина наиболее активно проявили себя в этом учебном году. Стабильно, с большими успехами продолжает участвовать в олимпиадах учащаяся 9-го класса школы № 5 Елизавета Банникова. А Екатерина Туровская (школа № 1) перешла барьер стабильности и показала более высокий уровень подготовленности.

На муниципальном этапе нынче засветились новые звездочки – семиклассники Влада Спивак и Анастасия Яковлева из школы № 1, Алиса Хаустова, Анастасия Зыкова и Анна Матечук (№ 2), Павел Петрецюк (№ 3), Иван Чешуин и Иван Ануфриев (школа № 5).

На региональный этап вызов получили 20 учащихся. Это меньше прошлогоднего, и результаты не такие яркие. Трое, все из первой школы, стали призерами – Владислав Великоредчанин (11-й класс, учитель С. А. Смирнов) – по ОБЖ, Екатерина Туровская (9-й класс) и Дмитрий Патрушев (10-й, учитель О. М. Белых) – по химии.

За успехами учеников стоит профессионализм педагогов. О. М. Белых и С. А. Смирнов подготовили по 16 победителей и призеров муниципального этапа и призеров регионального. Столько же – И. И. Пономарева из школы № 5. Пятнадцать победителей и призеров по английскому языку у В. В. Бородиной (№ 1), 13 – у Н. В. Косолаповой (№ 2, биология и экология), 11 – у Л. А. Бешкаревой (№ 1, история и обществознание), 10 – у Л. Л. Добычиной (№ 5, география), С. В. Шубенкиной (№ 2, русский язык и литература), Л. Н. Безгачевой (№ 5, история и обществознание), Т. И. Селезеневой (№ 5, биология).

Хороший результат показали на олимпиадах учащиеся М. Г. Гараниной (№ 1, русский язык и литература), Н. Е. Смирновой (№ 1, физика), В. А. Плетеневой (№ 3, история и обществознание).

Л. ВОРОНЦОВА, методист ГУО. Источник :

 

 

Приложение 3

ГУБЕРНАТОР КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

18.08.2015   186

г. Киров

О награждении почетным знаком Кировской области
«Педагогическая слава»

В соответствии с Законом Кировской области от 08.10.2007 № 170-ЗО «О почетных знаках Кировской области» (с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 26.07.2012 № 189-ЗО), решением комиссии по награждению почетными знаками Кировской области от 23.07.2015 (протокол № 7) ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Наградить почетным знаком Кировской области «Педагогическая слава» за высокие и стабильные результаты в организации и совершенствовании образовательного процесса, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности:

ГусевА Владимира Степановича - педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида им. Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района Кировской области  
ДобычинУ Людмилу Леонидовну - учителя географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 5 г. Котельнича Кировской области  

 

Приложение 4

Вопросы анкеты для выпускников:

1. Какие уроки географии вам запомнились ?

2. Какой географический курс был наиболее интересен, почему?

3. Какие интересные факты по географии вы впервые услышали в школьные годы?

4. Как повлияли уроки географии на выбор будущей профессии, вашей жизни?

На вопрос: «Какие уроки географии запомнились больше всего», респонденты ответили следующим образом: больше всего запомнились уроки, на которых проходили практические работы по контурной карте – 53%, уроки зачеты по номенклатуре запомнились 12%, а выполнение творческих работ – 35%.

На второй вопрос респонденты ответили следующим образом: Землеведение – 29%  

География зарубежных стран – 29 %

Изучение родного края – 12%

География России – 12% 

Физическая география материков и океанов – 18% 

 

На 3 вопрос респонденты отвечали, что впервые они услышали на уроках географии об селях, миражах, географических открытиях, о географическом положении материков, об статистических данных различных географических объектах и другое.

Отвечая на 4 вопрос результаты получились следующими:

География помогла в выборе профессии – 12% 

Путешествую – 70% 

Никак не повлияла – 18% 

 

 

Вопросы анкеты для учителей:

1. Приходилось ли вам бывать на уроках Людмилы Леонидовны Добычиной?
2.Какие приемы работы учителя вы считаете наиболее интересными для школы.
3. Предложите свои рекомендации по развитию интереса школьников к обучению, и какие приемы по развитию этого интереса вы используете в практике.
К сожалению 4 учителя, которых я опросила, не были на уроках Людмилы Леонидовны, но они наслышаны об игровых, практических и исследовательских приемах учителя. Они отмечают, что такие приемы помогают активизировать познавательную деятельность учащихся.

Для развития школьного интереса учителя используют и рекомендуют в практике следующие приемы:

1. Исследовательский метод

2. Игровой метод

3. Проектный метод

4. Практические и лабораторные работы

5. Метод использования информационно-коммуникативных

технологий.

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

Приложение 6

Тема урока «Географическая оболочка»

1. Строение географической оболочки

2. Свойства географической оболочки.

· Комплексная оболочка Земли

· Только в ней есть жизнь

· Вещества и энергия находятся в постоянном движении

· Круговороты

3. Виды круговоротов:

· Круговорот течений в Мировом океане

· Движение воздушных масс

· Фотосинтез

· Биологический круговорот

· Круговорот веществ в живых организмах

· Круговорот воды в природе

· Круговорот веществ в земной коре

 

Круговорот веществ в живых организмах

 

Тема урока: «Природные комплексы»

Комлекс –сочетание, сплетение.

Природный комплекс – участок земной поверхности (суши или воды), на котором сочетаются, взаимодейтсуют компоненты природы.

Природные комплексы отличаются:

· По размерам

· По географическому положению

· По условиям образования

· Рельефом и климатом

· Название природного комплекса, расположенного на суше зависит от типа растительности

· Многие природные комплексы созданы человеком – антропогенные (поле, сад, парк)

Схема природного комплекса

 

Тема урока: «Гидросфера. Мировой океан»

Гидросфера – это водная оболочка Земли. Включает:

1. Мировой океан

2. Воды суши

Мировой океан – это водное пространство между материками:

1. Океаны Земли

2. Моря, заливы, проливы

Значение гидросферы

· Создает облик нашей планеты

· питает энергия Солнца

· круговорот (природные процессы)

· поддерживает жизнь на планете

· влияет на формирование воздушных масс

 

Свойство вод Мирового океана

Свойство вод Их характеристика От чего зависят?  
1. Соленость У экватора соленость около 34%0, 1. От количества осадков 2. От температуры 3. От количества рек
2. Температура    
3. Лед в океане    
4. Водные массы    
5. Движение воды: - Течения -Приливы -Отливы -Волна    

 

Тема урока: «Географическая зональность»

Географическая зональность – закономерная смена природы (климата, раститеьности, животного мира, почвы, режима рек и.тд) и комплексов с севера на юг.

Основной закон географии.

1. Широтная зональность - на равнинах

Например в Австралии, в связи со сменой климатических поясов выделяют:

1). Саванны и редколесья

2). Пустыни и полупустыни

3). Саванны и редколесья

4). Жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники

2. Высотная поясность – в горах.

Например в горах Кавказа из-за смены высоты меняется климат.

 

 

Выполнение практической работы по теме: «Характеристика географической зональности на примере материка Евразия»

1. В каких горах материка есть высотная поясность? Подчеркнуть горы в которых наибольшее количество поясов.

2. Перечислить природные зоны на равнинах по 60о в.д. или по 40о с.ш. Объяснить смену используя карту.

 

Тема урока «Климат Африки»

1. Африка находится в 4 климатических поясах(КП).

-Подписать одним цветом все КП

2. КП отличаются температурами, осадками, воздушными массами,

-Обозначить разными цветами на карте во всех кп

3. Климатические пояса бывают основными и переходными

Анализ климатограмм.

Определить климатический пояс и область

tоя +25о +15о
tои +25о +31о
А 1о 0о 16о
Осадков в год 1786 мм 841 3мм
Режим осадков - регулярно Нет (лето влажное) Редко
КП - Экваториальный Субэкваториальный Тропический
Климатическая область – Пустынный

Тема урока «Внутренние воды Африки»

Рельеф влияет на … Климат влияет на
1. Направление течения рек 1. Водность рек
2. Характер течения 2. Режим реки
3. Положение главного водораздела 3. Тип питания
4. Тип озерной котловины  
5. Глубина озер  

Самостоятельная работа: Подписать на контурной карте самые крупные реки и озера Африки.

 

Тема урока «Население Южной Америки»

Вопрос Ответ
1. Численность населения Более 350 человек
2.Какое население преобладает Метисы, мулаты. Самбо, коренные жители,
3. Как размещено население Неравномерно
4. Крупные города Сан-Паулу, Буэнос –Айрес, Рио-де-Жанейро
5. Коренные жители Индейцы
6. Пришлое население Европейцы(испанцы, португальцы)
7.Преобладающее население: А)Метисы Б)Мулаты В)Самбо А) Потомки от браков европейцев и индейцев Б)Потомки от браков афроамериканцев и европейцев В) Потомки от афроамериканцев и индейцев
8.Положение коренного населения В разных странах по разному. Где-то принимают меры для улучшения жизни, а где-то их не считают за людей

 

Творческая работа «Туристический маршрут по странам Южной Америки»

1. Название маршрута

2. Направление и протяженность

3. Описание маршрута

Тема урока «Океаны Земли»

План изучения темы.

1. Выполнить в тетради 3 работы из 4 заданий

- Тихий океан «Самый-Самый» - 15 строчек

- Северный Ледовитый океан «Самый холодный»

- Атлантический океан больше всего используется – 10 предложений

- Индийский океан – 10 вопросов с ответами

2. Заполнить контурную карту

 - Северный Ледовитый океан

- Атлантический океан

3. Индивидуальный или групповой ответ про 1 океан.

Тема «Евразия»

Материк состоящий из двух частей света: Европы и Азии.

Географическое положение

Природа материка

Рельеф(характер поверхности)

Платформы (4) -равнины

Складчатые области (4) -гор

Рельеф сложный

Равнины Горы
1. Восточно-Европейская 1. Гималаи
2. Западно Сибирская 2.Пиренени
3. Великая Китайская 3. Альпы
4. Среднесибирское плоскогорье 4. Карпаты
5.Аравийское плоскогорье 5. Кавказ
6. Декан 6. Памир
7. Месопотамская 7. Нагорье Тибет
8. Индогангская низменность 8. Скандинавские
9. Урал
10. Тянь-Шань
11. Алтай

Тема урока «Внутренние воды Евразии»

Поверхностные :

1. Реки

2. Озера

3. Искусственные воды

4. Ледники

Подземные:

1. Грунтовые воды

2. Родники и ключи

Реки и озера

Северный ледовитый океан Тихий океан Индийский океан Атлантический океан Области внутреннего стока
Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма Озеро: Байкал   Реки: Амур Хуанхе, Янцзы, Мконг Реки: Салуин Иравади Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Брахмапутра   Реки: Скена, Рейн, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Дон Озера: Ладожское, Онежское Реки: Волга, Урал, Сырдарья, Амурдарья, Тарим Озера: Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор, Каспийское море - озеро, Аральское море - озеро

 

 

 





Анализ психолого-педагогической литературы

 

Проблема формирования познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной неистощимой жажде знаний, по-прежнему остается актуальной.

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г.Ананьев [2],  М.Ф.Беляев [3], Л.И Божович [4],С.Л. Рубинштейн [17], и в педагогической литературе Г.И Щукина [20], Н.Г. Морозова [14].

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин[7], Т.Рибо[16] );

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн [17] );

 - специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является одно из важных свойств человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, а в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость[15].

Придавая особое значение познавательному интересу, психологи указывают на то, что под этим «интересом» понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу овладения знаниями. С точки зрения С.Л.Рубинштейна [17] и Б.Г.Ананьева [2] психологические процессы, включенные в познавательный интерес, - это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Иначе говоря, интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению)[22].

Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса следует считать Коменского [12], который писал в "Великой дидактике", что "… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность" [12].

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность) [23]

Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чему свидетельствует анализ работ В.И Дружинина [8], Е.В.Коротаевой [13], И.Ф. Харламова [18],  Т.И. Шамовой [19],  Г.И. Щукиной [20] и других.

Харламов И.Ф понимает познавательную активность как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями [18]. Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели

обучения [19].

Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция, которая выражается в умении регулировать свое поведение в зависимости от характера и условий деятельности, в частности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Сформированность учебной деятельности, которая предполагает наличие способности к саморегуляции поведения, рефлексии, устойчивой мотивации учения, позволяет школьнику реализовать свою познавательную активность

адекватными способами [5].

В педагогической литературе высказывается мнение, что одним из немногих интегративных критериев развития ученика как целостной личности может выступать структура и содержание его интересов. При этом особое внимание обращается на компенсаторную функцию интереса: осознание недостаточности собственного образования, неподготовленности к выполнению определенной работы пробуждает интерес к получению недостающих знаний, к переходу от ориентировки на выполнение определенных функций к полноценной самореализации в различных сферах жизнедеятельности. В ряде работ проводится анализ стимулов повышения результатов познавательной деятельности, стимулов развития сферы интересов: приобщение учеников к исследовательской работе, использование региональных факторов [1].

Большинство исследователей рассматривает познавательный интерес через призму развития личности. По мнению Г. И. Щукиной [21], познавательный интерес отражает уровень активности личности, связан со всеми психическими процессами человека, занимает центральное место в структуре направленности личности. В ее представлении развитие интереса идет в направлении снижения роли внешних стимулов, от диффузного интереса к дифференцированному, от ситуативного, поверхностного к устойчивому, глубинному, теоретическому [7].

В современной школе идет интенсивный поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно – урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональная познавательная деятельность учащихся. Эффективность такой методики может быть достигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения. Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и быть рассчитаны на сохранении положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитанию личности учащегося как субъекта своей жизнедеятельности; активную работу по формированию у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческой работы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно-воспитательного процесса [13].

Таким образом, элементами познавательной деятельности, которые ведут к ее активизации, являются как эмоциональная деятельность на уровне восприятия событий и формирования представлений, что обусловливается психолого-возрастными особенностями учащихся, так и мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.


 

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 503.