В условиях роста национального самосознания, приведшего прежде всего к отторжению и разрушению тех надэтнических ценностей и установок, которые так или иначе объединяли народы бывшего СССР, на первый план в национальном сознании выступает вполне объективная потребность поиска собственной идентичности.
В стране, являющейся полиэтническим государством, важнейшим условием для сохранения внутриполитической стабильности и национальной безопасности выступает межнациональное согласие. Неоднократно Президент страны говорил, что «стратегической линией является приоритет политической общности всех граждан Казахстана, приоритет нашего общего согражданства над всеми иными формами идентичности»1. Уделяя «приоритетное внимание внутриполитической стабильности, обеспечению мира и согласия»2, Н.Назарбаев лично контролирует эту сферу, ограждая ее от возможных разрушительных как внешних, так и внутренних воздействий.
Фиксация национально-этнических установок, безусловно, связана с соотношением гражданского и этнического самосознания казахстанцев и характеризует в определенной степени этнические, политические и другие ценностные ориентации.
В период социальной трансформации политическая стабильность зависит от психологических факторов: социального самочувствия, настроения, уверенности в завтрашнем дне, чувстве защищенности, ощущении соответствия личных интересов тенденциям развития общества. Особенно именно от тех психологических факторов, которые непосредственно связывают человека или гражданина страны с государством, с политикой, проводимой органами государственной власти. Ключевым понятием, связывающим на психологическом уровне человека с государством, является понятие «идентичность».
Проблема исследования природы и специфики идентичности в последнее время все больше и больше на острие общественной мысли. Исследователями активно ведутся поиски конструктивных способов анализа проблем формирования национальной и гражданской идентичности. Общественное сознание Казахстана занято неизбежной и очень важной проблемой — сменой идентификации. Идентичность имеет много уровней. Важнейшими из всех уровней или видов нам представляются национальная (этническая) и гражданская идентичность.
Национальная (этническая) идентификацияесть отождествление себя с определенным языком, культурными особенностями, в том числе с религией, традициями, историей, Отечеством. По классификации A.Branthweite, ее можно отнести к культурной идентификации. «Государственная идентичностьпредставляет собой соответствие всех элементов государства признакам независимого государства». На уровне индивидуума она аналогична гражданской идентичностии означает, что та группа, которая является «единственным источником государственной власти» (народ), одобряет институты, философию и политику, проводимую лидерами государства. Гражданская идентичностьесть оценка себя гражданами страны прежде всегокак части единого народа независимого государства.
Начиная с 1970-х годов, появляются работы Л.Н.Гумилева, в которых рассматриваются вопросы, связанные с этносом (этим словом ученый предлагает заменить термин «нация»), его свойствами, его происхождением и развитием, которые затем легли в основу книги «Конец и вновь начало» (М., 1990). Множественность источников европейской культуры способствует взаимообогащению культур, обеспечивает идентификацию с культурой другого, которая так необходима для плодотворного диалога мировых культур, культуры Востока и Запада.
В национальной и этнической идентификации наблюдается определенное разделение. Это разделение национальной и этнической идентичности может привести к ряду негативных последствий. Доминирование этнической идентичности вызывает этнические конфликты, центробежные тенденции во внутренней политике, регресс в международных отношениях. Доминирование гражданской идентичности в идентификационной стратегии ведет в нашем случае к неадекватному пониманию роли и возможностей Казахстана в системе международных отношений. Чтобы преодолеть разделение идентичностей, мы должны быть более внимательны и к различным проявлениям «обратной связи», к тому, как воспринимают нас другие люди, нации. В общественных системах, где идет стабильное развитие общества, формирование идентификации происходит в соответствии с нормативными и общественными институтами. Особенно это касается системы образования и СМИ. Взаимосвязь всех народов и наций, населяющих нашу республику, все более возрастающая их зависимость друг от друга — это реалии наших дней. Проблема формирования идентичности связана с реализацией государством целого комплекса мер, которые помогли бы людям почувствовать свою защищенность, уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, а в более широком плане — со становлением правового государства и формированием гражданского общества.
Формирование новой идентичности — сложный и болезненный процесс, чему есть немало причин. Многие из них связаны с так называемым «консервативным синдромом на уровне коллективной ментальности», присущим как рядовым казахстанцам, так и политической элите, которая во многом определяет облик государства. Происходящие сейчас в сознании изменения, в том числе и возрождение религиозного чувства, культ творческой личности, популяризация и ценностное переоформление того, что в прошлом считалось деструктивным, антисоциальным, нередко представляют собой своего рода возвращение к истокам.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 2538.