Под репатриацией или возвратной этнической миграцией следует понимать движение эмигрантов назад, на свою этническую родину, для постоянного проживания там. Мигранты, которые приезжают на родину во время отпусков или каникул, не считаются репатриантами, так как их пребывание там довольно краткосрочно после чего они возвращаются в принявшую их страну. Репатриация, или возвратная этническая миграция, нуждается в определении типологии репатриантов, причин возврата, адаптации и влияния возвратной миграции на жизнь в обществе страны-донора, куда они возвращаются.
Мотивы, побудившие мигрантов вернуться на родину, также требуют систематизации. Основными являются следующие: неудовлетворительные экономические условия в принявшей стране, когда вследствие безработицы или невостребованности по профессиональным качествам эмигрант решает вернуться на родину, где находит спрос на свои персональные и профессиональные качества.
Проблема репатриации представителей коренного народа всегда обусловливается блоком необходимых мероприятии по перевозу, размещению, расселению и предоставлению социально-политических, экономических и культурно-образовательных статусов для успешного функционирования на родине вернувшихся сыновей и дочерей данного этноса. Проблема возвращения казахов на историческую родину решалась как в советский период, так и сейчас, когда на карте мира появилось новое государство -- Республика Казахстан. Для успешного проведения мероприятий по возвращению казахов в современный Казахстан и предоставления или восстановления прав гражданства следует рассмотреть в историческом разрезе опыт по репатриации, имевший место в прошлом, чтобы избежать ошибок и недочетов.
Проблема возвращения казахов в советский Казахстан решалась в период коллективизации, а также в 1962 г. в связи с ухудшением советско-китайских отношений, усилением и ожесточением политики китайского руководства по отношению к национальным меньшинствам Китая.
Для возвращающихся из Китая хозяйств были выделены специальные средства, распределявшиеся через потребительские союзы. Данные меры были приняты в советском Казахстане в пик кризисного периода для всего населения республики, еле-еле выживавшего после голощекинского геноцида против казахского народа.
В августа 1932 г. председатель Алма-Атинского облисполкома Молдажанов писал: «По неполным данным из 14 районов Алма-Атинской области откочевало: Китай -- 11530 хозяйств.
Однако существует прямо противоположная тенденция у некоторых представителей казахской диаспоры или ирреденты, переехавших на свою историческую родину и считающих факт своего переезда чем-то сродни облагодетельствованию всего казахского народа. Такие репатрианты начинают спекулировать фактом своего переезда в Казахстан, требуя к себе особого отношения или выдачи им незаслуженных льгот. Следует сразу оговорить, что подобные ситуации имеют несистемный, случайный характер. Как для недальновидных чиновников, вставляющих «палки в колёса» прибывшим соотечественникам, так и для репатриантов, спекулирующих своим приездом, характерны не только выдвижение на первый план честолюбивых интересов, но, что намного серьезнее -- узость кругозора в восприятии сегодняшнего дня, дискредитации самой имеющий крепкий жизненный стержень и высокие духов-идеи репатриации как одной из сторон глобального для казахского народа процесса -- сохранения этнической идентичности. Для этого, совместными усилиями необходимо создать такие условия для граждан и соотечественников суверенного и независимого Казахстана, чтобы они воспринимали казахскую землю не только как историческую, но и как свою настоящую Родину, на благо которой можно посвятить жизнедеятельность и она, в свою очередь, отплатит своей защитой и заботой о нас.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 2496.