Усложнение экономического положения СССР и в не меньшей, если не большей степени Казахстана, как составной части СССР были обусловлены: деформацией структуры народного хозяйства; затянувшимся продолжением неэффективности общественного производства; недостатками 8 инвестиционной сфере; медленным освоением экономических и правовых методов управления народным хозяйством; снижением плано-производственной и трудовой дисциплины и т.д. Условиях возникла объективная необходимость в оздоровления-экономики. Политика проведения так называемой коренной перемещение Управления экономикой была единой для всех республик тогда существующего СССР. Основная суть перестройки сводилась к переходу от административных методов управления на всех уровнях экномическим. к широкой демократизации управления, активизации человеческого фактора.
По существу, реформа 80-х годов была дальнейшим развитием реформы 1965 г. с целью более глубокого осуществления перестройки экономики. Для реализации цели реформы 80-х годов предполагалось широкое использование следующих механизмов:
Расширение границ самостоятельности предприятий, с целью повышения эффективности функционирования первичных звеньев производства. В связи с этим был введен принцип: самостоятельности, самоуправления, самоокупаемости и самофинансирования.
Расширение самостоятельности без учета психологической и организационной подготовленности предприятий породило групповой эгоизм. Это привело к нарушению внутрипроизводственных и межрайонных связей и манипуляции цен. Многие предприятия получили право выхода на внешний рынок, в основном это были предприятия добывающих отраслей народного хозяйства, которые использовали это в своих узких эгоистических интересах, оставляя у себя и в зарубежных банках валютную выручку, что не способствовало пополнению государственного бюджета
В целом границы экономической самостоятельности определяются тремя факторами: уровнем обобществления производства и развития межхозяйственных связей; границами собственности на средства производства: качеством подготовки кадров, методов и инструментарием хозяйствования,
Однако, сложившаяся в СССР общая ориентация на длительную перспективу усиливала процесс огосударствления собственности, углубление интеграции, которые при несовершенстве методов и инструментари) управления сдерживали инициативу, предприимчивость на местах и ограничивали хозяйственный маневр.
Через самостоятельность, заинтересованность и ответственное осуществляется самоуправление предприятиями. Ответственность предприятий представляет собой их объективную зависимость друг от друга как субъектов общественного разделения труда и проявляется в различных формах: хозрасчетных, административных, правовых и моральных Эти формы ответственности должны нести предприятия: во-первых, перед обществом за удовлетворение народнохозяйственных потребностей и эффективность использования ресурсов; во-вторых, перед непосредственными потребителями их продукции и услуг; в третьих, за техническое состояние производства, за уровень оплаты труда и решение других социальных вопросов.
самоуправление заключается в том, что предприятие, исходя из ших потребностей народного хозяйства и населения, само состав- Ра пааН производства и реализации продукции и услуг. Таким образом уСЛовиях хозяйствования предприятия сами определяют производственную программу, заботятся о своем материальном обеспечении и Снимаются реализацией товарной продукции. В этих условиях предприятия должны проявлять инициативу, предприимчивость и заниматься маркетингом. А в 80-е годы к решению подобных вопросов кадры не были подготовлены. Не были четко отработаны механизмы конкретных форм экономических, политических, и правовых отношений между государством, трудовым коллективом и отдельными работниками.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 611.