Классификация инфекционных (паразитарных) болезней
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Создать рациональную классификацию инфекционных болезней пытались с давних пор, при этом широко использовали самые разные подходы и классификационные признаки. По мере расширения знаний об инфекционных болезнях возникла необходимость в их систематизации.

В начале XIX в. инфекционные болезни подразделяли на контагиозные (передаваемые непосредственно от больного восприимчивому), миазматические (передаваемые через воздух) и контагиозно-миазматические.

Во второй половине XIX в. развитие бактериологии привело к созданию классификации, основанной на этиологическом признаке.

В XX в. была разработана международная статистическая классификация болезней, в которую вошли в том числе и инфекционные болезни. В руководстве по международной статистической классификации болезней и связанных с ними проблем здоровья населения (10-й пересмотр), принятой 43-й Всемирной ассамблеей здравоохранения (1992), выделен первый класс - «некоторые инфекционные и паразитарные болезни». Однако в него включен неполный перечень острозаразных болезней, а многие инфекционные болезни разбросаны по всем классам классификации.

Впервые последовательно выдержанную эпидемиологическую классификацию инфекционных болезней, основанную на едином признаке (локализации возбудителя в организме), предложил Л.В. Громашевский. В соответствии с основным законом теории механизма передачи, все инфекционные болезни подразделены на четыре группы: 1) кишечные инфекции; 2) инфекции дыхательных путей; 3) кровяные инфекции; 4) инфекции наружных покровов. Вместе с тем для практических нужд первоочередное значение имеют и такие не менее важные показатели, как характеристика основных резервуаров возбудителя инфекции (человек, животное и абиотическая среда) и закономерности передачи возбудителя людям от этих резервуаров. Только сочетание экологических и эпидемиологических признаков способно отразить эпидемиологическую специфику каждой инфекционной (паразитарной) болезни.

На современном этапе развития эпидемиологической науки возникла необходимость дифференциации инфекционных болезней на основе экологической специфики резервуара этих возбудителей, т.е. подразделения инфекционных болезней на классы: антропонозы, зоонозы и сапронозы. Экологическая классификация инфекций логично встраивается в эпидемиологическую.

Наиболее рациональна эколого-эпидемиологическая классификация, которая отражает не только специфику резервуара возбудителя, но и особенности передачи патогенных микроорганизмов человеку из этих резервуаров (см. приложение 1).

Приложение 1. Эпидемиологическая классификация инфекционных (паразитарных) болезней человека

Группа Антропонозы Зоонозы Сапронозы
Кишечные Амебиаз Аскаридоз Брюшной тиф Гименолепидоз Гепатит А Гепатит Е Лямблиоз Паратиф А Полиомиелит Ротавирусная инфекция Стафилококковые пищевые отравления Трихоцефалез Холера Шигеллезы Энтеробиоз Энтеровирусная инфекция (связываемая с вирусами Коксаки А и В, ECHO и др.) Эшерихиозы Балантидиаз Бруцеллез Дифиллоботриоз Иерсиниоз кишечный Кампилобактериоз Лептоспироз Листериоз Лихорадка Ласса Мелиоидоз Описторхоз Паратиф В Псевдотуберкулез Сальмонеллезы Тениаринхоз Тениоз Токсоплазмоз Трихинеллез Фасциолезы Эхинококкоз Ботулизм Пищевое отравление, вызванное Bacillus eereus Пищевое отравление, обусловленное Clostridia perfringens
Дыхательных путей Аденовирусная инфекция Герпетическая инфекция Грипп Дифтерия Инфекция, вызванная Haemophilus influenza типа b Коклюш Корь Краснуха Лепра Менингококковая инфекция Микоплазмоз респираторный Мононуклеоз инфекционный Оспа ветряная Оспа натуральная Парагрипп Паракоклюш Паротит эпидемический Пневмония пневмококковая Пневмоцистоз Реовирусная инфекция Респираторно- синтициальная инфекция Риновирусная инфекция Скарлатина Туберкулез Хламидиоз респираторный Лихорадки Марбург и Эбола Орнитоз Оспа обезьян Туберкулез зоонозный Аспергиллез Бластомикоз Гистоплазмоз американский Кокцидиоидоз Криптококкоз Легионеллез Нокардиоз Паракокцидиоидоз
Кровяные Возвратный вшивый тиф Вухерериоз Лихорадка паппатачи Малярия Эпидемический сыпной тиф Иксодовый клещевой боррелиоз Клещевой сыпной тиф Северной Азии (североазиатский клещевой риккетсиоз) Ку-лихорадка (коксиеллез) Лейшманиозы* Лихорадка геморрагическая КрымКонго Лихорадка геморрагическая омская Лихорадка денге Лихорадка долины Рифт Лихорадка желтая Лихорадка пятнистая Скалистых гор Лихорадка Чикунгунья Лихорадка цуцугамуши Риккетсиоз блошино-крысиный Трипаносомоз африканский (сонная болезнь) Туляремия Чума Энцефалит клещевой Энцефалит Сент-Луис Энцефалит японский Энцефаломиелит лошадиный венесуэльский Энцефаломиелит лошадиный восточный Энцефаломиелит лошадиный западный  
Наружного покрова Актиномикоз Анкилостомидозы ВИЧ-инфекция Гонорея Гепатит вирусный В Гепатит вирусный С Гепатит вирусный D (дельта-инфекция) Кандидоз Микроспория антропонозная Онхоцеркоз Рожа Сифилис Стафилококковая инфекция Стронгилоидоз Трахома Трихомониаз Трихофития антропонозная Хламидиоз урогенитальный Цитомегаловирусная инфекция Чесотка Шанкроид Шистосомозы Бешенство Микроспория зоонозная Пастереллез Сап Сибирская язва Содоку Трихофития Эризипелоид Ящур Газовая гангрена Синегнойная инфекция Споротрихоз Столбняк Хромобластомикоз

 

Тестовые задания для самоконтроля – Глава 1, 2

 

Установите соответствие.

Процесс

A. Эпидемический.

Б. Эпизоотический.

B. Эпифитотический.

Г. Инфекционный.

Сущность явления

1. Распространение инфекционных болезней среди животных.

2. Распространение инфекционных болезней среди людей.

3. Состояние зараженности организма человека.

4. Состояние зараженности переносчиков возбудителями.

5. Распространение инфекционных болезней среди растений.

Ответ: А-2; Б-1; В-5; Г-3

2. Спорадическая заболеваемость - это:

а) групповые заболевания;

б) единичные заболевания;

в) легкие формы болезни;

г) типичные формы болезни;

д) носительство возбудителя.

3. Эпидемическую заболеваемость расценивают как «вспышку», «эпидемию», «пандемию» с учетом:

а) скорости распространения инфекции;

б) механизма передачи возбудителя;

в) тяжести течения болезни;

г) количества выявленных носителей;

д) количества зарегистрированных случаев заболеваний.

4. Из предложенного перечня нозологических форм выберите облигатные зоонозы (1) и необлигатные зоонозы (2):

а) сальмонеллез;

б) бруцеллез;

в) туляремия;

г) клещевой энцефалит;

д) чума;

е) паратиф В;

ж) иерсиниоз;

з) ящур;

и) токсоплазмоз.

Ответ: 1 — б, в, г, з, и; 2 — а, д, е, ж

5. Опасность источника инфекции зависит от следующих факторов:

а) от вариантов течения болезни;

б) длительности выделения возбудителя;

в) санитарно-бытовых условий;

г) активности источника инфекции;

д) возраста;

е) профессии;

ж) санитарной культуры;

з) массивности выделения возбудителя;

и) пола.

6. Из предложенного перечня нозологических форм выберите сапронозы:

а) эшерихиоз;

б) легионеллез;

в) псевдомоноз;

г) кишечная инфекция, вызываемая Bacillus cereus;

д) токсоплазмоз;

е) корь.

 

7. Механизм передачи возбудителя определяет:

а) клиническая форма болезни у источника инфекции;

б) активность источника инфекции;

в) иммунный статус источника инфекции;

г) видовая принадлежность возбудителя;

д) локализация возбудителя в организме источника инфекции;

е) устойчивость возбудителя во внешней среде;

ж) патогенность и вирулентность возбудителя.

8. Вертикальный механизм передачи возбудителя возможен:

а) при токсоплазмозе;

б) коклюше;

в) краснухе;

г) шигеллезе;

д) ВИЧ-инфекции;

е) вирусном гепатите А;

Ж) вирусном гепатите В.

9. Источниками возбудителя инфекции могут быть:

а) люди;

б) грызуны;

в) птицы;

г) свиньи;

д) москиты;

е) клещи;

ж) комары;

з) овощи;

и) молоко;

к) вода;

Л) верблюды.

10. Факторы, влияющие на восприимчивость к инфекционной болезни:

а) возраст;

б) пол;

в) жилищные условия;

г) климат;

д) длительная антибиотикотерапия;

е) сахарный диабет;

ж) сбалансированность питания;

з) тип водоснабжения;

И) соматические болезни.

11. Дальнейшее развитие эпидемического процесса возможно в следующих ситуациях:

а) больной легкой формой гриппа посещает занятия в школе;

б) больной туляремией оставлен дома;

в) среди детей ясельной группы выявлен больной энтеробиозом ребенок;

г) у больного, госпитализированного в терапевтическое отделение, выявлены яйца аскарид;

д) бактерионоситель брюшнотифозных бактерий работает подсобным рабочим в кафе;

е) больной ветряной оспой школьник находится дома, родители переболели ветряной оспой в детстве.

12. В каждом из примеров определите: 1) предполагаемые источники инфекции; 2) факторы передачи возбудителя:

а) рост числа случаев заболеваний коклюшем в детском дошкольном учреждении связывают с проведением новогодней елки, на которой присутствовали два кашляющих ребенка;

б) заболевания шигеллезом Зонне, зарегистрированные в детском саду, связывают с употреблением в пищу сметаны;

в) у рабочего цеха кожевенных изделий хирург диагностировал кожную форму сибирской язвы;

г) среди жителей предгорного района, пользующихся водой из ручья, появились заболевания ангинозно-бубонной формой туляремии;

д) диагноз «острый бруцеллез» установлен нескольким жителям города; заболевание связывают с употреблением козьего молока и сыра, купленных на рынке.

Ответ:

Дата: 2019-02-02, просмотров: 703.