ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВА 2. ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Работу с инфекционными больными начинают лечащие врачи, которые выявляют больных в возникших эпидемических очагах, устанавливают диагноз инфекционной болезни. Первичные противоэпидемические мероприятия, проводимые ими, во многом определяют своевременность и эффективность последующей деятельности специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому студенты лечебного факультета должны иметь представление о структуре эпидемического процесса, уметь ориентироваться в конкретных эпидемиологических ситуациях, а также правильно оценивать данные, представляемые санитарно-эпидемиологической службой.

Основные вопросы темы

1. Эпидемический процесс, его структура.

2. Источники возбудителя инфекции (источники инфекции): варианты при различных болезнях; условия, определяющие их эпидемиологическую значимость.

3. Резервуар возбудителя инфекции.

4. Механизм передачи: определение, варианты, понятие о путях и факторах передачи.

5. Восприимчивость организма (коллектива).

6. Проявления эпидемического процесса.

7. Социальная среда, ее роль в эпидемическом процессе.

8. Природная среда, ее участие в развитии эпидемического процесса.

9. Эпидемический очаг.

Становление эпидемиологии как науки - эволюционный процесс, отражающий понимание сущности массовой заболеваемости людей, принимающей эпидемический характер, история установления причин и условий этой заболеваемости с разработкой профилактических и противоэпидемических мероприятий. В процессе развития эпидемиологии инфекционных болезней для объяснения причин возникновения эпидемий сложилось понятие об эпидемическом процессе.

Схема. 2.1. Структура эпидемического процесса

Таким образом, состояние зараженности может иметь неодинаковые клинические проявления, а потенциальный источник возбудителя инфекции по-разному опасен в зависимости от клинического варианта и формы течения болезни и периода инфекционного процесса (схема 2.2 и табл. 2.1).

Схема. 2.2. Характеристика резервуара (источника) возбудителя инфекции

 

Таблица 2.1. Периоды заразности человека при некоторых нозологических формах инфекционной болезни

Нозологическая форма

Приложение 1. Эпидемиологическая классификация инфекционных (паразитарных) болезней человека

Группа Антропонозы Зоонозы Сапронозы
Кишечные Амебиаз Аскаридоз Брюшной тиф Гименолепидоз Гепатит А Гепатит Е Лямблиоз Паратиф А Полиомиелит Ротавирусная инфекция Стафилококковые пищевые отравления Трихоцефалез Холера Шигеллезы Энтеробиоз Энтеровирусная инфекция (связываемая с вирусами Коксаки А и В, ECHO и др.) Эшерихиозы Балантидиаз Бруцеллез Дифиллоботриоз Иерсиниоз кишечный Кампилобактериоз Лептоспироз Листериоз Лихорадка Ласса Мелиоидоз Описторхоз Паратиф В Псевдотуберкулез Сальмонеллезы Тениаринхоз Тениоз Токсоплазмоз Трихинеллез Фасциолезы Эхинококкоз Ботулизм Пищевое отравление, вызванное Bacillus eereus Пищевое отравление, обусловленное Clostridia perfringens
Дыхательных путей Аденовирусная инфекция Герпетическая инфекция Грипп Дифтерия Инфекция, вызванная Haemophilus influenza типа b Коклюш Корь Краснуха Лепра Менингококковая инфекция Микоплазмоз респираторный Мононуклеоз инфекционный Оспа ветряная Оспа натуральная Парагрипп Паракоклюш Паротит эпидемический Пневмония пневмококковая Пневмоцистоз Реовирусная инфекция Респираторно- синтициальная инфекция Риновирусная инфекция Скарлатина Туберкулез Хламидиоз респираторный Лихорадки Марбург и Эбола Орнитоз Оспа обезьян Туберкулез зоонозный Аспергиллез Бластомикоз Гистоплазмоз американский Кокцидиоидоз Криптококкоз Легионеллез Нокардиоз Паракокцидиоидоз
Кровяные Возвратный вшивый тиф Вухерериоз Лихорадка паппатачи Малярия Эпидемический сыпной тиф Иксодовый клещевой боррелиоз Клещевой сыпной тиф Северной Азии (североазиатский клещевой риккетсиоз) Ку-лихорадка (коксиеллез) Лейшманиозы* Лихорадка геморрагическая КрымКонго Лихорадка геморрагическая омская Лихорадка денге Лихорадка долины Рифт Лихорадка желтая Лихорадка пятнистая Скалистых гор Лихорадка Чикунгунья Лихорадка цуцугамуши Риккетсиоз блошино-крысиный Трипаносомоз африканский (сонная болезнь) Туляремия Чума Энцефалит клещевой Энцефалит Сент-Луис Энцефалит японский Энцефаломиелит лошадиный венесуэльский Энцефаломиелит лошадиный восточный Энцефаломиелит лошадиный западный  
Наружного покрова Актиномикоз Анкилостомидозы ВИЧ-инфекция Гонорея Гепатит вирусный В Гепатит вирусный С Гепатит вирусный D (дельта-инфекция) Кандидоз Микроспория антропонозная Онхоцеркоз Рожа Сифилис Стафилококковая инфекция Стронгилоидоз Трахома Трихомониаз Трихофития антропонозная Хламидиоз урогенитальный Цитомегаловирусная инфекция Чесотка Шанкроид Шистосомозы Бешенство Микроспория зоонозная Пастереллез Сап Сибирская язва Содоку Трихофития Эризипелоид Ящур Газовая гангрена Синегнойная инфекция Споротрихоз Столбняк Хромобластомикоз

 

Тестовые задания для самоконтроля – Глава 1, 2

 

Установите соответствие.

Процесс

A. Эпидемический.

Б. Эпизоотический.

B. Эпифитотический.

Г. Инфекционный.

Сущность явления

1. Распространение инфекционных болезней среди животных.

2. Распространение инфекционных болезней среди людей.

3. Состояние зараженности организма человека.

4. Состояние зараженности переносчиков возбудителями.

5. Распространение инфекционных болезней среди растений.

Ответ: А-2; Б-1; В-5; Г-3

2. Спорадическая заболеваемость - это:

а) групповые заболевания;

б) единичные заболевания;

в) легкие формы болезни;

г) типичные формы болезни;

д) носительство возбудителя.

3. Эпидемическую заболеваемость расценивают как «вспышку», «эпидемию», «пандемию» с учетом:

а) скорости распространения инфекции;

б) механизма передачи возбудителя;

в) тяжести течения болезни;

г) количества выявленных носителей;

д) количества зарегистрированных случаев заболеваний.

4. Из предложенного перечня нозологических форм выберите облигатные зоонозы (1) и необлигатные зоонозы (2):

а) сальмонеллез;

б) бруцеллез;

в) туляремия;

г) клещевой энцефалит;

д) чума;

е) паратиф В;

ж) иерсиниоз;

з) ящур;

и) токсоплазмоз.

Ответ: 1 — б, в, г, з, и; 2 — а, д, е, ж

5. Опасность источника инфекции зависит от следующих факторов:

а) от вариантов течения болезни;

б) длительности выделения возбудителя;

в) санитарно-бытовых условий;

г) активности источника инфекции;

д) возраста;

е) профессии;

ж) санитарной культуры;

з) массивности выделения возбудителя;

и) пола.

6. Из предложенного перечня нозологических форм выберите сапронозы:

а) эшерихиоз;

б) легионеллез;

в) псевдомоноз;

г) кишечная инфекция, вызываемая Bacillus cereus;

д) токсоплазмоз;

е) корь.

 

7. Механизм передачи возбудителя определяет:

а) клиническая форма болезни у источника инфекции;

б) активность источника инфекции;

в) иммунный статус источника инфекции;

г) видовая принадлежность возбудителя;

д) локализация возбудителя в организме источника инфекции;

е) устойчивость возбудителя во внешней среде;

ж) патогенность и вирулентность возбудителя.

8. Вертикальный механизм передачи возбудителя возможен:

а) при токсоплазмозе;

б) коклюше;

в) краснухе;

г) шигеллезе;

д) ВИЧ-инфекции;

е) вирусном гепатите А;

Ж) вирусном гепатите В.

9. Источниками возбудителя инфекции могут быть:

а) люди;

б) грызуны;

в) птицы;

г) свиньи;

д) москиты;

е) клещи;

ж) комары;

з) овощи;

и) молоко;

к) вода;

Л) верблюды.

10. Факторы, влияющие на восприимчивость к инфекционной болезни:

а) возраст;

б) пол;

в) жилищные условия;

г) климат;

д) длительная антибиотикотерапия;

е) сахарный диабет;

ж) сбалансированность питания;

з) тип водоснабжения;

И) соматические болезни.

11. Дальнейшее развитие эпидемического процесса возможно в следующих ситуациях:

а) больной легкой формой гриппа посещает занятия в школе;

б) больной туляремией оставлен дома;

в) среди детей ясельной группы выявлен больной энтеробиозом ребенок;

г) у больного, госпитализированного в терапевтическое отделение, выявлены яйца аскарид;

д) бактерионоситель брюшнотифозных бактерий работает подсобным рабочим в кафе;

е) больной ветряной оспой школьник находится дома, родители переболели ветряной оспой в детстве.

12. В каждом из примеров определите: 1) предполагаемые источники инфекции; 2) факторы передачи возбудителя:

а) рост числа случаев заболеваний коклюшем в детском дошкольном учреждении связывают с проведением новогодней елки, на которой присутствовали два кашляющих ребенка;

б) заболевания шигеллезом Зонне, зарегистрированные в детском саду, связывают с употреблением в пищу сметаны;

в) у рабочего цеха кожевенных изделий хирург диагностировал кожную форму сибирской язвы;

г) среди жителей предгорного района, пользующихся водой из ручья, появились заболевания ангинозно-бубонной формой туляремии;

д) диагноз «острый бруцеллез» установлен нескольким жителям города; заболевание связывают с употреблением козьего молока и сыра, купленных на рынке.

Ответ:

Д; 1) коза; 2) сыр, молоко

 

13. В каких из следующих ситуаций эпидемический очаг охарактеризован полностью (выявлены источник инфекции, пути и факторы передачи возбудителя):

а) заболевание менингококковой инфекцией в интернате связывают с похолоданием и плохим отоплением;

б) выяснено, что больные скарлатиной накануне заболевания были на детском празднике в клубе;

в) дети, купавшиеся в пруду, заболели лептоспирозом;

г) вспышку шигеллеза в воинской части связывают с употреблением салата со сметаной, приготовленного поваром, у которого обнаружены шигеллы Зонне;

д) заболевания дифтерией в интернате объяснены плохой организацией прививок;

е) все заболевшие пищевой токсикоинфекцией дети ели на завтрак йогурт;

Установите соответствие.

Их проявления

1. Общественно-политический строй.

2. Миграция населения.

3. Состояние жилого фонда.

4. Организация и состояние медицинского обслуживания населения.

5. Климатические факторы.

6. Санитарно-гигиеническое состояние предприятий общественного питания.

7. Состояние и тип водоснабжения.

8. Источник возбудителя инфекции.

9. Транспортные связи.

10. Ландшафт местности

Ответ: А - 2, 3, 4, 6, 7, 9; Б - 5, 10

 

15. Природные факторы преимущественно влияют:

а) на источник инфекции;

б) восприимчивость населения;

в) пути и факторы передачи возбудителя.

16. Эпидемический процесс детерминирован факторами:

а) природными;

б) социальными;

в) экономическими;

г) биологическими.

17. Эпидемический процесс представляет собой явление:

а) социально-биологическое;

б) социальное;

в) биологическое.

 

Установите соответствие.

Критерии

1. Пол больного.

2. Тяжесть течения болезни.

3. Профессия больного.

4. Санитарно-бытовые условия проживания больного.

5. Возвращение больного из района, эндемичного по особо опасной инфекции.

Ответы: А - 2; Б - 3, 4, 5

 

10. Госпитализация показана в следующих случаях:

а) буфетчица больна легкой формой шигеллеза;

б) животновод страдает хроническим бруцеллезом;

в) ученик 4-го класса болен легкой формой скарлатины;

г) 5-месячный ребенок болен корью;

д) больной легкой формой сыпного тифа живет в двухкомнатной квартире с семьей из двух человек;

Установите соответствие.

Уровень профилактики

A. Первичный.

Б. Вторичный.

B. Третичный.

Объем мероприятия

1. Комплекс медицинских мероприятий, направленных на выявление и изоляцию источника инфекции.

2. Комплекс медицинских мероприятий, направленных на разрыв механизма передачи возбудителя инфекционной болезни.

3. Комплекс медицинских, социальных, психологических и других мер, направленных на предотвращение осложнений, хронизации заболеваний, инвалидизации и преждевременной смертности.

4. Выявление и устранение возможных факторов риска развития заболевания.

5. Комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и замедление развития заболевания у больных.

Ответы: А – 4; Б – 5; В – 3

 

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

В современных условиях эпидемиологию рассматривают не только как учение об эпидемическом процессе, но и как важнейший элемент познания во всех отраслях медицины. Общепризнано, что современная медицинская наука использует эпидемиологический метод как наиболее точный, объективный этап установления причин возникновения патологии любой природы, а не только инфекционной.

Эпидемиология - одна из наиболее быстро развивающихся областей медицины. С одной стороны, в ней появляются новые гипотезы и теории, призванные объяснить накапливаемые факты, а с другой - отмечается стремление к расширению границ и вовлечение в сферу ее интересов неинфекционной заболеваемости как отражение состояния здоровья нации в целом.

Основные вопросы темы

1. Эпидемиология как медицинская наука.

2. Этапы развития эпидемиологии.

3. Цель и метод эпидемиологии.

4. Структура дисциплины «эпидемиология».

Эпидемиология (от греч. epi - над, demos - народ, logos - наука) - фундаментальная медицинская наука, относящаяся к области профилактической медицины и изучающая причины возникновения и особенности распространения болезней в обществе с целью применения полученных знаний для решения проблем здравоохранения.

(Из паспорта научных специальностей, утвержденного приказом Минюста России 20 марта 2009 г., регистрационный № 13561.)

Данное определение включает три ключевых принципа:

• эпидемиология - самостоятельная научная дисциплина с особыми методами исследования;

• эпидемиология занимается изучением частоты и особенностей распространения инфекционных и неинфекционных болезней в конкретных группах населения;

• основная цель эпидемиологии - применение полученных знаний в интересах общественного здравоохранения.

Эпидемиология включает два раздела с единой методологией исследования: эпидемиологию инфекционных и эпидемиологию неинфекционных болезней. Оба эти раздела по своей сути имеют общий предмет изучения - заболеваемость (популяционный уровень проявления патологии), единый научный метод (эпидемиологический) и общую цель - профилактику заболеваемости.

Прогресс эпидемиологии в мире был особенно выраженным и стремительным в 50-60-х годах ХХ в. в связи с проведением, прежде всего, популяционных исследований в области сердечно-сосудистых болезней, онкологии и других соматических заболеваний. В 80-е годы XX в. было сформировано понятие «доказательная медицина», которая в современных условиях стала синонимом медицинской практики, основанной на сведениях, полученных в научных исследованиях высокого качества.

Становление и развитие эпидемиологии в России сопровождалось открытием кафедр эпидемиологии в медицинских вузах, организацией специализированных научно-исследовательских институтов. Обобщение накопленного фактического материала и теоретические разработки позволили сформулировать ряд теорий и гипотез, касающихся сущности эпидемического процесса. К ним относятся учение об эпидемическом процессе и определяющей роли механизма передачи возбудителя (Л.В. Громашевский); учение о природной очаговости инфекционных болезней (Е.Н. Павловский); концепция о механизме саморегуляции паразитарных систем (В.Д. Беляков) и социально-экологическая концепция эпидемического процесса (Б.Л. Черкасский).

Цели современной эпидемиологии инфекционных болезней - изучение механизма становления и развития эпидемического процесса, разработка и применение способов предупреждения и борьбы с этими болезнями. Эпидемиология изучает причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей, разрабатывает меры борьбы, предупреждения и ликвидации этих болезней.

Для изучения эпидемического процесса, помимо исчерпывающих статистических материалов, широко используют лабораторные данные: результаты бактериологических, вирусологических и биохимических исследований. Эпидемиологи, проводящие анализ заболеваемости, должны располагать достаточным объемом сравнительно-исторических данных по конкретным вопросам, что сделает их заключения объективными и достоверными.

Современный подход при изучении эпидемического процесса отличает цельность восприятия его как системы, аккумулирующей в себе биологическую и социальную сущность и, следовательно, как любой живой системы, способной сохранять, восстанавливать исходное состояние или самостоятельно избирать новое состояние.

При этом получение достоверных исходных данных основано на проведении эпидемиологических исследований, обследованиях очагов инфекционных болезней, анализе многолетней заболеваемости и др. При проведении текущего и ретроспективного анализа заболеваемости, а также математического моделирования в рамках эпидемиологического метода используют современные компьютерные технологии.

Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить определенные черты эпидемического процесса или оценить качество и эффективность предлагаемых и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий. Однако это не искусственное воспроизведение эпидемического процесса. Эксперимент может проводиться одним из следующих методов:

• формированием групп наблюдения и сравнения для оценки динамики эпидемического процесса в различных условиях;

• вмешательством в структуру восприимчивых контингентов в виде вакцинаций или других способов защиты с введением контрольных групп, получающих плацебо;

• проведением целенаправленных мероприятий по устранению конкретных путей и факторов передачи возбудителя и оценкой эффективности предпринятых действий и др.

Эпидемиология постоянно развивается в связи с непрерывным накоплением новых фактических данных, формулированием на их основе новых теоретических положений, открытием новых закономерностей эпидемического процесса. Это, в свою очередь, способствует разработке эффективных принципов и способов борьбы и профилактики не только с инфекционными болезнями.

Динамическое развитие эпидемиологии требует следующих действий:

• современного осмысливания основных положений классической эпидемиологии и использования тех из них, которые выдержали испытание временем;

• критического анализа, систематизации и обобщений последних достижений в области медико-биологических наук;

• интеграции теории эпидемиологии с накопленными знаниями в области фундаментальных и прикладных медико-биологических исследований.

Различают два раздела эпидемиологии инфекционных болезней - общую и частную эпидемиологию.

Общая эпидемиология - система знаний об общих закономерностях возникновения, развития и угасания эпидемического процесса инфекционных (паразитарных) болезней и основных принципах профилактики и борьбы с этими болезнями. Разделы общей эпидемиологии: предмет и метод эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе, эпидемиологический надзор (эпиднадзор) с эпидемиологическим анализом (эпиданализ) и эпидемиологической диагностикой (эпиддиагностика), научные и организационные принципы борьбы и профилактики инфекционных (паразитарных) болезней.

Частная эпидемиология - система знаний об особенностях возникновения, развития и угасания эпидемического процесса отдельных нозологических форм инфекционных (паразитарных) болезней, конкретных формах, средствах и методах профилактики и борьбы с каждой из них.

Разработанная отечественными учеными теория эпидемиологии стала надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий, успешно осуществляемых в борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями, и профилактических мероприятий, реализуемых в отношении неинфекционной патологии.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 2247.