Умный у дурака всегда найдет чему поучиться
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Еще не так давно желания у людей были настолько сильны, что они совершенно не в состоянии были сопротивляться собственным чувствам. Конечно, и последствия подверженности бесконтрольной атаке чувств были не всегда позитивными, гибли на дуэлях, умирали от любовной лихорадки и от других плохо диагностируемых заболеваний, не включенных на сегодня в классификатор ВОЗ. Однако в своих устремлениях люди были неудержимы и в творчестве тоже (одно только Возрождение чего стоит). Однако уже «романтики ХIХ века» посчитали проявление чувств чем-то настолько низменным и диким, что выдумали (для камуфляжа, разумеется) образцовую аристократическую бледность и бесстрастную эмоциональную холодность – этакий эрзац воли. Вот например: если вас обижают, то вы не обижаетесь, если вас злят, то у вас ни один мускул не дрогнет нигде (или везде), а если не дай бог дрогнет, то враги просчитают ваши намерения и тогда вам «кирдык», то есть «каюк», «капец», «крышка».

Хитро́! Не правда ли?

Ну, да! Конечно!

Для игрока в покер! Или для маклера любого толка. Потому что обыкновенно, человек находясь в здравом уме и трезвой памяти, будет злиться, когда его злят и обижаться, когда его обижают. Если же он не реагирует на раздражители, то он либо туп, либо труп, а если реагирует, но как-то иначе – неадекватно: пляшет на похоронах или плачет на свадьбе (как у нас, в общем-то и принято), то вероятно он душевно болен (шизик), либо психопат (эмоционально убогая личность) или просто – бедный урод. А еще ложную реакцию на раздражители дает лицемер. Тут видимо «романтики ХIХ века» правы, если своими реакциями лживый лицемер себя выдаст, и вскроется обман, то может пострадать его безупречная репутации. А репутация – «облик аморале» – это то, от чего пятна уже не отстирываются. При этом, сообразно данной логике, репутация никак не должна пострадать в случае если вас обижают или оскорбляют, а вы на это никак не реагируете. А если вас начнут бить, то как быть тогда? Тогда следует мстить, но опять же холодно, не проявляя никаких эмоций и чувств (душевных переживаний, терзаний сердца, «чудовых» рыданий на букву «м»). Месть, говорят «мудрые», это то блюдо которое подают холодным и вообще лучше обождать несколько годков, когда все подзабудется, вымрут многие ключевые свидетели и в темное время суток, да на узкой дорожке, того... это... повстречать и замочить. Главное чтобы никто не догадался. Ну и при этом, конечно, чтобы ни один мускул – ни, ни... Важно, чтобы без эмоций, и лучше с «любовью».

Достаточное количество мифов было создано «романтиками ХIХ века» – авторами многочисленных женских и исторических романов, да и прочей биллитристики. Но, увы, не одни они виновны в оскудении сердечных чувств наших сограждан и первого места смертности от  сердечнососудистых заболеваний в мире, а мода на копошение в тайнах природы. Ведь это еще Ньютон рассек мироздание, а Декарт отделил душу от тела, и в результате, сердца не стало (закатилось куда-то). Получилась бестелесная душа – дух бесплотный, и тело без души – мертвец. Две совершенно самостоятельные субстанции, но при этом договорились считать, что то, что душа прикажет, то тело и исполняет.

Однако мы чувствуем, что живой человек – это не просто одухотворенная плоть, а нечто большее: венец творения, вершина природы, ее инструмент и пр. Следовательно, чувственные желания (как свойства души) и эмоциональные реакции на раздражители живого организма – это не две разные субстанции, а два модуса единого мыслящего тела человека, два центра сознания. Но убедительнее всего мы отличаемся от животных способностью сознательно преобразовывать мир. Правда, эта способность не у всех одинаково проявлена, но только лишь в силу того, что бытийная сфера существенно тормозит развитие человеческой сущности и если у человека с детства не складывается жизнь, то это обычно происходит не по его вине.

 

Нет такой глупости, которую бы не повторили другие.

 

Мы всю свою жизнь не можем освободиться от ограничивающего воздействия материальной действительности, и у этой обусловленности для всякого возраста существуют свои препоны. Обрубание лишнего и вытягивание недостающего при формировании творческого потенциала личности в течение жизни каждого человека происходит несколько раз. Вначале, только что появившееся на свет тельце малыша туго пеленают по рукам и ногам, чтобы не дергался. Тем самым, тормозится развитие двигательного центра. Организм младенца вынужден перейти на самый низкий уровень энергообмена, на уровень самосохранения.

Примерно в год, когда малыш пошел и стал дотягиваться до различных предметов, устанавливать с ними связь (ощупывать, тянуть в рот, ронять и пр.), затем овладевать действиями над ними и, наконец, распознавать их при помощи слов (речи), образов (рисование), ролевой имитации (игры), ему начинают все запрещать. Вилку трогать нельзя – глаза выколешь, тарелку нельзя – разобьешь. Туда нельзя, сюда нельзя, ничего нельзя. Его кормят с ложечки до шести лет, чтобы не «исхавозился», одевают до девяти. Рассказав сказку, не имеют терпения выслушать, как малыш, сбиваясь, пересказывает ее. В результате ребенок мало, что в состоянии узнавать. Только то, что он смог пересказать, усваивается и сохраняется в нем. Ведь у детей способность слушать и рассказывать определяет не только уровень IQ, но и уровень энергопотенцала. Конечно, восприятие малыша позволяет распознавать вещи, но узнавание – это функция памяти, которая дает возможность сличать информацию, знание же можно применять в деле.

К трем годам движения обретают точность и становятся инструментом познания мира, и тут начинает формироваться матрица, которую принято называть образом мышления. Именно здесь к семи годам складывается личность. Ограничивая самостоятельность и пресекая инициативу ребенка, мы лишаем его культуры мышления и сводим на нет потребность в самовыражении.

Однако человеческое существо постоянно эволюционирует (возрастным психологам эти фазы развития хорошо известны) и к 12 годам у подростков сформировываются лобные доли головного мозга, ответственные за логическое мышление. До этого в их мозговой деятельности доминировала память: двигательная (период грации), аудиальная (дети свободно овладевают одновременно несколькими иностранными языками, если есть, кому их учить, легко запоминают ритмы и мелодии), зрительная (у некоторых фотографическая), тактильная и пр.

Ни для кого не секрет, что обучение в нашей системе образования строится исключительно на запоминании. У кого лучше память – тот и отличник. А чтобы запоминалось лучше, материал должен быть эмоционально окрашен (в этом суть нынешних интерактивных методов обучения). Другими словами, педагогам рекомендуют интерпретировать материал в набор анекдотов и реприз. Учащиеся посещают такие занятия с меньшим отвращением, но знаний у них от этого все равно больше не становится, потому что знания добываются с трудом. Необходимо приложить силы, потратить энергию и совершить собственные открытия (пусть до тебя их уже и сделали), чтобы понять предмет. Учитель является только проводником, а идти приходится самостоятельно. Иначе знания не добудешь.

А что же это за багаж такой: знания, умения, навыки? И почему наши выпускники школ и ВУЗов столько лет кряду кладут на получение аттестатов и дипломов, а пользы от них никакой не имеют? Диплом ума не прибавляет.

Да потому что наша система образования под знаниями, умениями и навыками подразумевает только память, память и память, то есть использование генетически обусловленной способности двигательного центра к подражанию (мимикрии и кривлянию) и имитации (запоминанию и повторению). Но это только накапливание информации, а человеку, который начинает свой жизненный путь, нужен метод, способ, собственная система познания, чтобы иметь инструмент для решения задач, которые ставит перед ним жизнь. В виду этого идеальным образованием можно считать такое, которое в результате учебы вырабатывает собственную систему познания, свой образ мыслей или образ жизни, свое персональное бытие. Как видите, здесь нет места знаниям, умениям и навыкам. Когда появляется задача, она сама тянет на себя весь необходимый инструментарий знаний, умений и навыков, а образ мысли организует их и направляет на решение, на получение результата.

Мы пока не говорим о намерениях и желаниях, которые всегда обступают результат, потому что сейчас нашей «мишенью» является «мясорубка» системы образования, перемалывающая «неповторимую и уникальную» развивающуюся личность в удобоваримый фарш, для пельмешек, тефтелек и котлеток, пожираемых в неограниченных количествах транснациональными корпорациями. Именно так, на сегодня средняя и высшая школы штампуют унифицированных, безликих биороботов.

Вот почему раздуваются школьные и ВУЗовские программы, учащиеся обучаются чужому знанию, знанию, которое они не понимают, не помнят, а потому не могут сделать своим. Знать, понимать и помнить – это философские сентенции. Невозможно представить себе, чтобы шестилетние, двенадцатилетние или даже восемнадцатилетние представители Homo Sapiens добровольно вступили на эту мученическую стезю, так как они не видят смысла в подобном обучении! Оно им противно, ведь они не ленивы, а любознательны и рвутся к действию, быстро загораются, если им встречается интересная задача, и чем сложнее задача, тем больше сил они готовы вкладывать в ее решение. Каждое мгновение, в любом действии они ищут возможности самовыражения.

Ведь это эрудит утверждается с помощью феноменальной памяти, подобно павлину, красующемуся ярким оперением. А работник, овладевший в совершенстве каким-либо навыком, способен только к шаблонной (репродуктивной) работе – штамповке копий. И только мастер имеет достаточный энергопотенциал и развитую систему познания для того, чтобы получить шанс на творчество.

И все-таки, в чем же суть перемен в мышлении у подростков в 12 лет?

С первого дня нашей жизни в нас формируется образ мироздания. Первыми инструментами этого процесса формирования являются ощущения, восприятия, представления – все это эмоциональные состояния двигательного центра, затем к познавательному процессу подключается память, формируются понятия и суждения и, наконец, на сцену выходит мышление со своим несравненным умозаключением. Память и мышление развиваются стремительно, вначале доминирует память и поступающая информация набирается без размышлений, но наступает момент, когда количество внешних контактов с миром начинает превышать возможности запоминания. Память легко справляется с вопросами: «Что, где, когда?», но не с «Как, почему и зачем?». Ответы на эти вопросы требуют автономного осмысления. В результате в формировании нашего образа мира начинает доминировать мысль (не у всех, конечно), а память используется лишь в роли банальной эрудиции (инвентарного списка или энциклопедического словаря). И так до самой старости, когда прошлого становится все больше, а будущего все меньше, память вновь возвращает себе утраченные в детстве позиции и становится основным содержанием жизни. Впрочем, это может случиться и раньше, достигнув в юности высоких результатов (например, в спорте) человеку становиться дальше нечем жить, разве что только памятью о прошлых достижениях. Кстати, это касается и тех кто, обидевшись на недостаточно высокую оценку менеджерами по персоналу своего квалификационного уровня, уходит в лавочники, сторожа, кочегары, дворники (неквалифицированная рабсила) – это люди, у которых тоже все лучшее уже позади. Они не сознают этого и могут быть довольны своей жизнью, не понимая, что они имели и что получили взамен (деградирующие судьбы).

Итак, в старших классах и ВУЗовских курсах знания, которые должны усваиваться как бы сами собой, теперь приходится нагнетать под давлением. Не «хочу», а «надо». Естественно, производительность ничтожна и количество отличников стремительно уменьшается, потому что запоминание тяжко и уныло, а поиски истины и невероятные открытия – это захватывающе интересно.

Главный враг формирующегося мышления у школьника – это бездействующая моторика. Учащиеся по восемь-десять часов ежедневно проводят за партой в школе и за письменным столом дома, когда готовят уроки. Парадокс заключается в том, что они добросовестно учатся – а мысль при этом спит. Когда в двенадцать лет происходит переключение энергопотенциала с менее затратного режима, по обеспечению памяти, на более энергоемкий, по обеспечению мышления, то для его поддержания на достаточно высоком уровне, необходимо увеличивать количество движений. Спортивные игры и практические занятия являются их источниками. Но муштра в осуществлении проще, чем наведение порядка, а запоминание и зубрежка легче размышления и постижения. Поэтому учеников и студентов связывают по рукам и ногам дисциплиной и униформой, этими удавками на шее энергопотенциала, и втискивают за парты, являющиеся гвоздями в крышку гроба любого дарования,

Память – это база для развития мысли, а мысль лежит в основе творчества. Их нельзя соизмерять – это совершенно разные вещи.

Однако мы пропустили обрезание чувств.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 328.