Логическая структура инструментария для сбора социологической информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Инструментарий – это, по сути, система методических и технических средств, применяемых для сбора первичной социологической информации, а затем ее анализа и интерпретации.

В данном исследовании использовалась анкета «Требования работодателей к уровню подготовки молодых специалистов», состоящая из 4-х блоков (Приложение 1). Так как это онлайн-опрос, то возможность перехода к каждому последующему блоку предоставляется только после ответов на все вопросы предыдущего блока. Каждый из блоков посвящен одной из сторон проблемы требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов.

Традиционно перед проведением опроса в начале анкеты присутствует введение, которое обозначает цель исследования, краткие инструкции. Шапка выглядит следующим образом: «Уважаемый работодатель! В целях повышения эффективности работы по адаптации молодых специалистов к условиям рынка и оказания содействия в трудоустройстве, определения возможных перспектив нашего взаимовыгодного сотрудничества, просим Вас ответить на вопросы данной анкеты».

Первый блок – характеристика организации (предприятия). Вопросы данного блока направлены на выявление специфики конкретной организации с целью дальнейшего сопоставления с остальными блоками анкеты и, соответственно, некоторыми аспектами данной проблемы. Данный блок включает в себя 9 вопросов, 2 из которых открытого характера (так как предполагают обозначение полного названия и адреса предприятия), 5 вопросов являются закрытыми и 2 – полуоткрытыми (имеется вариант ответа «Другое»). Что касается типов шкал, то с вопросами они соотнесены следующим образом: 1 – открытый вопрос (полученный веер ответов представляет собой номинальную шкалу), 2 – открытый вопрос (полученный веер ответов представляет собой номинальную шкалу), 3 – вопрос с номинальной шкалой, 4 – вопрос с метрической (интервальной шкалой), 5- вопрос с номинальной шкалой, 6 – вопрос с номинальной шкалой, 7 – вопрос с номинальной шкалой, 8 – вопрос с номинальной шкалой.

Второй блок посвящен требованиям работодателей к компетенциям принимаемых на работу молодых специалистов. В рамках данного блока освещаются персональные компетенции (личностные качества работника, позволяющие ему успешно выполнять свою работы, тем самым выполняя задачи и достигая цель организации), социальные компетенции (способность работать в коллективе, коммуникабельность, умение договариваться с людьми), специальные компетенции (умение работать с различными техническими средствами и устройствами), дополнительные навыки (знание иностранных языков, владение ПК, какие-либо особые личностные качества, например, предпринимательские способности). Данные блок включает в себя 4 полуоткрытых вопроса (в веере ответов имеется вариант «Другое»). Все вопросы данного блока – это вопросы с номинальной шкалой.

Следующий – третий – блок вопросов направлен на выявление особенностей взаимодействия работодателей и образовательных учреждений. Здесь выявляется быстрота адаптации студентов на предприятиях, удовлетворенность работодателей уровнем подготовки молодых специалистов и оценка уровня знаний и навыков выпускников вузов. Данный блок включает в себя 3 вопроса закрытого типа. Первый и второй вопросы данного раздела с номинальной шкалой, а третий – с метрической (интервальной).

Четвертый блок вопросов помогает определить, чего не хватает выпускнику - молодому специалисту в профессиональной подготовке, а также готовы ли работодатели содействовать (или уже содействуют) выпускникам в их профессиональной подготовке посредством организации производственных и преддипломных практик. Помимо прочего данный блок включает вопросы, посвященные взаимодействию бизнеса (организаций и предприятий) с образование (различными учебными заведениями). В данном блоке содержится 7 вопросов, из которых 1 – открытого типа, 4- полуоткрытого, 2 – закрытого типа. Что же касается шкал, то все вопросы здесь с номинальной шкалой.

Все вопросы анкеты были обязательны для заполнения, пропуска тех или иных вопросов не допускалось.

Ограничений по времени прохождения опроса не допускалось. Также не вводился запрет на повторное заполнение анкеты, так как это потребует регистрации. Изменять свои ответы и смотреть сводку полученных ответов респонденты также не имели возможности.

Наличие в анкете открытых вопросов значительно усложняет обработку полученной первичной социологической информации, но это компенсируется ее богатством, так как в этом случае респондент (работодатель) может самостоятельно, руководствуясь лишь своим опытом и мыслями, сформулировать ответ, не прибегая к заготовленным шаблонам.

После того, как сбор первичной социологической информации был завершен, начался этап ее обработки. Система Google-форм позволяет скачать и перенести в таблицу Microsoft Office Excel 2007  полученную первичную социологическую информацию, где и осуществляется дальнейшая обработка, группировка и классификация полученных сведений.

Затем производится визуализация полученных сгруппированных материалов и, соответственно, их интерпретация.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в качестве технических ресурсов в данном исследовании использовались:

· техническое оборудование – ноутбук, мобильный телефон на базе Android со свободным доступом в интернет;

· доступ к интернет-ресурсам (в том числе к Google-формам);

· пакет программного обеспечения – Yandex, Microsoft Office 2007.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 247.