Глава I . Методологическая часть исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведение

 

Следует начать с того, что образовательный процесс в высших учебных заведениях строится на основании двух стандартов – профессиональных и образовательных. Следовательно, требования, предъявляемые к уровню подготовки молодых специалистов, определяются именно этими стандартами.

Профессиональный стандарт – это нормативный документ, разрабатываемый Министерством труда и занятости РФ, содержащий требования к уровню квалификации и компетентности, содержание трудовой деятельности для специалистов какой-либо конкретной области. На основании профессиональных стандартов разрабатываются образовательные стандарты (ФГОСы). Это нормативные документы, разрабатываемые Министерством образования и науки РФ, содержащие требования к уровню подготовки, освоению компетенций в образовании определенного уровня и направления подготовки. То есть они (профессиональные стандарты) являются механизмом, обеспечивающим согласование требований нескольких сторон – бизнеса (в лице работодателей) и сферы образования. Такая взаимозависимость позволяет работодателям участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей рынка труда (и, соответственно, своих потребностей) и на основании этого участвовать в разработке и реализации государственной политики в сфере среднего профессионального и высшего образования. Работодатели имеют право инициативно разрабатывать проекты ФГОС и вносить их на рассмотрение в Министерство образования и науки РФ, участвовать в их обсуждении, участвовать в подготовке кадров путем целевого обучения, участвовать непосредственно в образовательном процессе.

Такое взаимодействие между работодателями и высшими учебными заведениями должно, по идее, привести к полному соответствию требований, предъявляемых к молодым специалистам, как со стороны вузов, так и со стороны работодателей.

Но на практике так получается отнюдь не всегда. Зачастую молодые специалисты не могут найти работу по специальности либо в связи с её невостребованностью, либо из-за требований работодателей. Такие проблемы возникают потому, что сегодняшние студенты – будущие молодые специалисты живут в эпоху социально-экономических преобразований, которые привели, в том числе, к изменению отношений между высшими учебными заведениями и предприятиями, организациями. Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников, и отчасти поэтому предприятия и организации проводят собственную кадровую политику.

Так, пилотные исследования Федеральной службы государственной статистики показывают, что 9% выпускников не могут найти работу совсем, а 33% не могут устроиться по специальности [1]. Как правило, работодатели требуют от претендентов на ту или иную должность опыт работы в данной сфере. Но откуда ему взяться у молодого специалиста, только что окончившего обучение в высшем учебном заведении. Поэтому очень часто выпускники готовы пойти на работу не по специальности.

В настоящее время, по мнению Министерства образования и науки, низкий уровень трудоустройства выпускников различных вузов в основном обусловлен двумя причинами: дисбалансом предложения и спроса на рынке труда и несоответствиями компетенций выпускников требованиям работодателей [2]. Поэтому необходимо налаживание связи и взаимодействия между учебными заведениями и предприятиями для достижения эффективного результата – трудоустройства молодых специалистов, соответствующих по своему уровню подготовки требованиям работодателей.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что требования работодателей к уровню подготовки молодых специалистов напрямую влияют на возможность трудоустройства выпускников после вузов, что является чрезвычайно острой проблемой для современного общества. Поэтому интересно выяснить, каковы же на самом деле требования работодателей к уровню подготовки молодых специалистов, что, в свою очередь, будет крайне важно как для выпускников вузов, так и для самих работодателей.

Цель данной курсовой работы – изучение требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов.

Данная цель подразумевает выполнение ряда задач:

· Проанализировать литературу и источники, касающиеся требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов и проблемы трудоустройства молодых специалистов;

· Изучить «Ярмарку вакансий» как форму взаимодействия между организациями и высшими учебными заведениями и выявить специфику запросов работодателей на рынке труда города Рязани;

· Проанализировать полученную информацию;

· Исследовать требования работодателей к уровню подготовки молодых специалистов;

· Проанализировать и обобщить результаты исследования, которые позволят сформировать определенную картину, касающуюся требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов.


 


Заключение

 

Итак, в современном обществе проблема требований работодателей, предъявляемых к уровню подготовки молодых специалистов в процессе трудоустройства, существует и имеет чрезвычайно важное значение.

На сегодняшний день то, каким образом должно осуществляться обучение студентов и, соответственно, то, какими компетенциями, навыками и умениями молодые специалисты должны обладать, определяется профессиональными и образовательными стандартами. Первые из них (то есть профессиональные стандарты), по идее, должны полностью соответствовать требованиям работодателей, так как они создаются при участии самих работодателей, но последнее слово все равно остается за властными органами, что определяет неполное соответствие требований, предъявляемых работодателями в процессе трудоустройства молодого специалиста, и требований, предъявляемых в вузах. Такое положение дел приводит к проблемам трудоустройства молодых специалистов.

Для решения этих проблем необходимо более тесное и плодотворное взаимодействие трех сторон, задействованных процессе подготовки и трудоустройства молодых специалистов – власти, работодателей и высших учебных заведений (в том числе и студентов там обучающихся).

Так, Министерство труда и занятости и Министерство образования и науки, разрабатывающие в рамках своей деятельности профессиональные и образовательные стандарты соответственно должны более активно вовлекать в свою работу представителей из среды работодателей, так как именно они позволят более полно отразить в профессиональных стандартах их же требования, которые затем окажут влияние на образовательные стандарты.

Соответственно, высшие учебные заведения, основываясь на существующих профессиональных и образовательных стандартах, подготовленных при участии работодателей и их тесном взаимодействии с органами власти, смогут максимально полно отразить необходимые компетенции, навыки и умения в своих учебных программах и организовать нужным образом образовательный процесс.

Безусловно, необходимо также определенная доля участия от самих обучающихся в высших учебных заведениях, то есть нужно максимально внимательно относиться к тому, как студенты в процессе обучения усваивают материал и как затем на практике они способны реализовать свои умения. Это позволит высшим учебным заведениям выпускать максимально качественный продукт, который сможет без проблем трудоустроиться, так как будет полностью соответствовать по уровню своей  подготовки требованиям работодателей, предъявляемых при трудоустройстве.

Также следует отметить, что на сегодняшний день работодатели активно взаимодействуют с высшими учебными заведениями посредством таких мероприятий, как «Ярмарка вакансий». Подобные мероприятия позволяют сгладить существующие недостатки взаимодействия отмеченных ранее трех сторон.

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сказать, что работодатели, конечно, требуют от молодых специалистов наличие хотя бы какого-то практического опыта – либо в форме преддипломной практики, либо стажа работы, а также наличие различного рода компетенций. Но, осознавая, что зачастую всего этого у молодого специалиста может не быть, работодатели организуют производственные и преддипломные практики в своих организациях, а также программы по обучению и повышению квалификации молодых специалистов, тем самым подгоняя их (молодых специалистов) под свои требования.

Таким образом, проблема требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов имеет чрезвычайно важное значение в современном обществе. Определенные шаги к максимальному соответствию молодых специалистов этим требованиям предпринимаются, но более тесный контакт между властью, работодателями и высшими учебными заведениями позволит и вовсе этой проблемы избежать.


Список использованной литературы

1.   <Актион> МЦФЭР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.action-mcfr.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

2. Валькович О.Н. Кадровая политика как стратегия управления персоналом / О.Н. Валькович, К.А. Лагерева // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - №12. – с. 55-57.

3. Дурович А. П. Практика маркетинговых исследований / А.П. Дурович. – Минс: Изд-во Гревцова. – 2008. – 256 с.

4. Единый портал Обществознание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://humanitar.ru/. – (дата обращения: 22.04.2018).

5. Кошевой О.С. Организация экспертного опроса с привлечением специалистов органов государственного и муниципального управления / О.С. Кошевой, Е.С. Голосова, Ш.Г. Сеидов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2012. - №1 (21). – с. 101.

6. Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kcson-ryazan.ryazanszn.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

7. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы / И.В. Краснопевцевава // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобочевского. – 2013. - №3. – с. 315-321.

8. Маклакова Е.А. Трудоустройство молодых специалистов / Е.А. Маклакова // Вестник ЛГУ им. С.А. Пушкина. – 2015. - №2. – с. 19-26.

9. Министерство труда и занятости населения Рязанской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.ryazangov.ru. – (дата обращения:15.04.2018).

10.  Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vocabulary.ru. – (дата обращения:21.04.2018).

11.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н. Ю.Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

12.  ПРОСЕРВИС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pro-service.su. – (дата обращения: 16.05.2018).

13.  РГУ имени С.А. Есенина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rsu.edu.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

14.  Рельеф центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://relefopt.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

15.  РИА Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/. – (дата обращения: 14.04.2018).

16.  РОСГОССТРАХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rgs.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

17.  Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. – (дата обращения:15.04.2018).

18.  Файловый архив студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/. – (дата обращения: 21.04.2018).

19.  ФОРТ Биофармацевтическая компания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fort-bt.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

20.  Человек «Альфа» — журнал о саморазвитии, успехе и удаче [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.manalfa.com. – (дата обращения: 15.05.2018).

21.  CATALOXY Бесплатное рекламное пространство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ryazan.cataloxy.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

22.  Citi [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.citibank.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

23.  <epam> [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.epam-group.ru. – (дата обращения: 16.05.2018).

24.  Expertsender [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://expertsender.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

25.  Guardian Glass [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.guardian-russia.ru. – (дата обращения: 15.05.2018).

26.  Studwood.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru. – (дата обращения: 15.04. 2018).

 


[1] РИА Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/. – (дата обращения: 14.04.2018).

[2] Маклакова, Е.А. Трудоустройство молодых специалистов / Е.А. Маклакова // Вестник ЛГУ им. С.А. Пушкина. – 2015. - №2. – с. 19.

[3] Studwood.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru. – (дата обращения: 15.04. 2018).

[4] Министерство труда и занятости населения Рязанской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.ryazangov.ru. – (дата обращения:15.04.2018).

[5] Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н. Ю.Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

[6] Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н. Ю.Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

[7] Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

[8] Файловый архив студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/. – (дата обращения: 21.04.2018).

[9] Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vocabulary.ru. – (дата обращения:21.04.2018).

[10] Единый портал Обществознание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://humanitar.ru/. – (дата обращения: 22.04.2018).

[11] Кошевой, О.С. Организация экспертного опроса с привлечением специалистов органов государственного и муниципального управления / О.С. Кошевой, Е.С. Голосова, Ш.Г. Сеидов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2012. - №1 (21). – с. 101.

[12] Дурович А. П. Практика маркетинговых исследований / А.П. Дурович. – Минс: Изд-во Гревцова. – 2008. – 256 с.

[13] РГУ имени С.А. Есенина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rsu.edu.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[14] CATALOXY Бесплатное рекламное пространство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ryazan.cataloxy.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[15] ФОРТ Биофармацевтическая компания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fort-bt.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[16] <Актион> МЦФЭР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.action-mcfr.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[17] Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. – (дата обращения: 15.05.2018).

[18] РОСГОССТРАХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rgs.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[19] Expertsender [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://expertsender.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[20] Человек «Альфа» — журнал о саморазвитии, успехе и удаче [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.manalfa.com. – (дата обращения: 15.05.2018)

[21] Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kcson-ryazan.ryazanszn.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[22] Рельеф центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://relefopt.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[23] Citi [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.citibank.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[24] Guardian Glass [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.guardian-russia.ru. – (дата обращения: 15.05.2018)

[25] ПРОСЕРВИС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pro-service.su. – (дата обращения: 16.05.2018)

[26] <epam> [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.epam-group.ru. – (дата обращения: 16.05.2018)

[27] Краснопевцева, И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы / И.В. Краснопевцевава // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобочевского. – 2013. - №3. – с. 316.

[28] Валькович, О.Н. Кадровая политика как стратегия управления персоналом / О.Н. Валькович, К.А. Лагерева // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - №12. – с. 56.


Ведение

 

Следует начать с того, что образовательный процесс в высших учебных заведениях строится на основании двух стандартов – профессиональных и образовательных. Следовательно, требования, предъявляемые к уровню подготовки молодых специалистов, определяются именно этими стандартами.

Профессиональный стандарт – это нормативный документ, разрабатываемый Министерством труда и занятости РФ, содержащий требования к уровню квалификации и компетентности, содержание трудовой деятельности для специалистов какой-либо конкретной области. На основании профессиональных стандартов разрабатываются образовательные стандарты (ФГОСы). Это нормативные документы, разрабатываемые Министерством образования и науки РФ, содержащие требования к уровню подготовки, освоению компетенций в образовании определенного уровня и направления подготовки. То есть они (профессиональные стандарты) являются механизмом, обеспечивающим согласование требований нескольких сторон – бизнеса (в лице работодателей) и сферы образования. Такая взаимозависимость позволяет работодателям участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей рынка труда (и, соответственно, своих потребностей) и на основании этого участвовать в разработке и реализации государственной политики в сфере среднего профессионального и высшего образования. Работодатели имеют право инициативно разрабатывать проекты ФГОС и вносить их на рассмотрение в Министерство образования и науки РФ, участвовать в их обсуждении, участвовать в подготовке кадров путем целевого обучения, участвовать непосредственно в образовательном процессе.

Такое взаимодействие между работодателями и высшими учебными заведениями должно, по идее, привести к полному соответствию требований, предъявляемых к молодым специалистам, как со стороны вузов, так и со стороны работодателей.

Но на практике так получается отнюдь не всегда. Зачастую молодые специалисты не могут найти работу по специальности либо в связи с её невостребованностью, либо из-за требований работодателей. Такие проблемы возникают потому, что сегодняшние студенты – будущие молодые специалисты живут в эпоху социально-экономических преобразований, которые привели, в том числе, к изменению отношений между высшими учебными заведениями и предприятиями, организациями. Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников, и отчасти поэтому предприятия и организации проводят собственную кадровую политику.

Так, пилотные исследования Федеральной службы государственной статистики показывают, что 9% выпускников не могут найти работу совсем, а 33% не могут устроиться по специальности [1]. Как правило, работодатели требуют от претендентов на ту или иную должность опыт работы в данной сфере. Но откуда ему взяться у молодого специалиста, только что окончившего обучение в высшем учебном заведении. Поэтому очень часто выпускники готовы пойти на работу не по специальности.

В настоящее время, по мнению Министерства образования и науки, низкий уровень трудоустройства выпускников различных вузов в основном обусловлен двумя причинами: дисбалансом предложения и спроса на рынке труда и несоответствиями компетенций выпускников требованиям работодателей [2]. Поэтому необходимо налаживание связи и взаимодействия между учебными заведениями и предприятиями для достижения эффективного результата – трудоустройства молодых специалистов, соответствующих по своему уровню подготовки требованиям работодателей.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что требования работодателей к уровню подготовки молодых специалистов напрямую влияют на возможность трудоустройства выпускников после вузов, что является чрезвычайно острой проблемой для современного общества. Поэтому интересно выяснить, каковы же на самом деле требования работодателей к уровню подготовки молодых специалистов, что, в свою очередь, будет крайне важно как для выпускников вузов, так и для самих работодателей.

Цель данной курсовой работы – изучение требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов.

Данная цель подразумевает выполнение ряда задач:

· Проанализировать литературу и источники, касающиеся требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов и проблемы трудоустройства молодых специалистов;

· Изучить «Ярмарку вакансий» как форму взаимодействия между организациями и высшими учебными заведениями и выявить специфику запросов работодателей на рынке труда города Рязани;

· Проанализировать полученную информацию;

· Исследовать требования работодателей к уровню подготовки молодых специалистов;

· Проанализировать и обобщить результаты исследования, которые позволят сформировать определенную картину, касающуюся требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов.


 


Глава I . Методологическая часть исследования

Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.