Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках данного социологического исследования использовался метод экспертного опроса.

Экспертный опрос относится к специализированным опросам, в которых главный источник информации – компетентные лица, «чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования» [12].  Эксперты – это лица, которые знакомы с изучаемым вопросом лучше, чем кто-либо еще. В данном конкретном случае никто лучше, чем сами работодатели не знает о требованиях работодателей к уровню подготовки молодых специалистов.

Метод экспертного опроса является наиболее подходящим для изучения данного вопроса также потому, что не представляется возможным с помощью какого-либо эксперимента или же с помощью изучения каких-либо нормативно-правовых документов окончательно определиться с требованиями работодателей к уровню подготовки выпускников – молодых специалистов.

Главным и, пожалуй, основным назначением экспертного опроса является выявления наиболее сложных и в то же время существенных, не замечаемых со стороны неспециалистами аспектов проблемы. Это автоматически повышает надежность полученных данных и, соответственно, правильность выводов, и эффективность практических рекомендаций, вырабатываемых по окончании анализа первичной социологической информации, состоящей из мнений и оценок экспертов.

Следует выделить этапы экспертного опроса:

1. Формулировка цели экспертного опроса. В данном случае цель экспертного опроса – выявление и анализ требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов.

2. Формирование выборочной совокупности экспертов. Данный этап предполагает выделение из огромного массива работодателей города Рязани и Рязанской области нескольких, которые максимально полно будут отражать характеристики генеральной совокупности.

3. Определение способа экспертного оценивания. Данный этап предполагает определение метода, с помощью которого будет осуществляться сбор первичной социологической информации. В данном случае – это экспертный опрос.

4. Непосредственно само проведение экспертного опроса. В рамках этого опроса проводится анкетирование работодателей с помощью Google-форм.

5. Обработка, анализ и интерпретация полученных в ходе экспертного опроса сведений.

Помимо прочего следует отметить, какие достоинства и недостатки имеет метод экспертного опроса. Среди достоинств можно выделить следующие пункты:

· Возможность получения достоверной и максимально охватывающей проблему информации;

· Результаты данного опроса позволять не только описать изучаемую проблему, но и объяснить все ее «подводные камни»;

· Возможность получить не только описание и мнение эксперта по конкретной проблеме, но пути ее решения.

К недостаткам следует отнести:

· Риск неоправданного переоценивания мнений отдельных экспертов;

· Опасность получить намеренно искаженные сведения относительно изучаемой проблемы;

· Возрастание значимости влияния на окончательный результат исследования мнения каждого отдельного эксперта;

· Возможность ошибочного мнения экспертов относительно изучаемой проблемы.

Экспертный опрос можно проводить в двух формах – очной и заочной. Очная предполагает личную беседу-интервью с работодателями, что позволяет редактировать и конкретизировать в ходе интервью отдельные вопросы изучаемой темы.

Заочная форма заключается в распространении распечатанных или онлайн-анкет между работодателями, что позволяет избежать дискомфорта от разговора «лицом к лицу».

Как уже ранее отмечалось, в рамках данного исследования проводился опрос работодателей, созданный в Google-формах. В проведении данной формы опроса также имеются свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести возможность сэкономить материальные и человеческие ресурсы, избежать эмоционального и психологического дискомфорта между интервьюером и респондентом, а также получать данные высокого качества. К минусам, в свою очередь, следует отнести нерепрезентативность интернет-опроса. Однако, учитывая то, что в данном исследовании нет необходимости соблюдения квот по различным категориям населения, данные недостаток нивелируется его гораздо большим количеством достоинств.

Также была попытка использования метода наблюдения при анализе «Ярмарки вакансий» как формы взаимодействия учебных заведений и бизнеса, то есть работодателей. В процессе наблюдения использовалась ситуация «наблюдатель как участник», суть которой заключается в том, что наблюдатель выступает в первую очередь как исследователь и не претендует на право быть действительным участником исследуемого процесса. Данный тип наблюдения входит в состав включенного наблюдения – наблюдения, при котором исследователь в большей или меньшей степени включен в социальный процесс, контактирует с наблюдаемой им группой людей и принимает участие в их деятельности, то есть по факту является элементом изучаемой ситуации.

Таким образом, в исследовании требований работодателей к уровню подготовки молодых специалистов использовался метод экспертного онлайн-опроса, в котором в качестве экспертов выступают работодатели, а также метод «поверхностного» включенного наблюдения при изучении ярмарки вакансий.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 196.