Философские аспекты межнациональных отношений. Подходы к решению национального вопроса в различных идеологических и политических течениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Национальные отношения как объект правового регулирования, является достаточно специфической сферой общественных отношений, ведь они состоят между сообществами, которые, по мнению некоторых ученых, являются «замкнутыми мирами».

Крайне необходимым является наличие инстанции, которая бы гарантировала соблюдение законов, регулирующих отношения между национально-этническими общностями, внутри многонациональных государственных образований. Национальный характер полиэтнических, многонациональных государств всегда лежит в основе, даже тогда, когда конституционно государствообразующей сообществом провозглашена политическая нация.

Следовательно, правовое регулирование межнациональных отношений как в международном аспекте, так и внутри государств содержит в своей основе проблемы, которые е не только юридическими. Эти проблемы являются философскими и касаются природы наций и отношений, которые между ними складываются, а также сущности права и его возможностей. Последнее означает, что речь должна идти также о границах, в пределах которых правовое регулирование является действенным. Только проведя понятийный анализ природы национальных отношений как объекта правового регулирования и сущности права как средства цивилизованного решения проблем, возникающих между нациями, можно рассчитывать на эффективность как законодательной деятельности, так и практического воплощения ее результатов в жизнь гражданского общества. Без анализа теоретических оснований правового регулирования межнациональных взаимоотношений последнее не может иметь эффективного результата.

Каждая нация как живой организм имеет свою историю, которая богата взлетами и падениями. Память о прошлом делает представителей нации чувствительными к историчности. Последняя включает в себя не только ретроспективное видение своего родового существования, но и надежду на будущее. Причем надежда не является лишь пассивным ожиданием, она всегда служит источником формирования активной жизненной позиции, которая является причиной любых изменений в обществе. Этот момент право не фиксирует, поскольку, как уже было сказано, оно легитимизирует отношения, что сложились, вводит их в определенные рамки. В очерченных правом границах отношения, которые таким образом регулируются, приобретают определенной ритмики, образно говоря, вращаются в «замкнутом» закона в пространстве, который со временем для многих наций, особенно негосударственных, становится тесным. С этого момента неудовлетворенности своим положением, «тихий» сопротивление последних перерастает в открытую требование пересмотреть правовой статус национального сообщества в рамках многонационального государственного целого. Если обстоятельства позволяют, то сознательная своей национальной принадлежности элита покоренной нации идет дальше - вплоть до формулировки задач по созданию самостоятельного национального государства. С таким развитием событий не мирилась ни одна властная структура государств-империй. Центральная власть последних всегда противостояла такому развитию событий, причем применяла для наведения конституционного порядка все средства, в том числе и неконституционные, как «мирные», так и вооруженные. Гарячкувате приняты законы, часто задним числом, которые позволяют такие средства использовать во имя высших государственных интересов, делают эти средства законными, но не правовыми. Начинаются новые коллизии уже вокруг законности и правопорядка. Истории известны лишь отдельные случаи мирного, осуществленного через закон развод национальных сообществ, которые до того составляли единое государство. И то, что такие случаи единичны, встречаются крайне редко, лишь подтверждает их исключительность, оттеняя закономерность иного решения межнациональных проблем.

Философской проблемой, которая скрывается под покровом закона, есть вопросы национально-культурного, духовного развития личности и, конечно, сообщества, к которой культурно тяготеют индивиды. В рамках действующего законодательства, регулирующего межнациональные отношения внутри многонационального государства, непрерывно происходит процесс духовного развития, который всегда национально «окрашений». Личность, что растет в том или ином национально-культурной среде, сначала стихийно относится к нему, а потом проникается национальным самосознанием, которая влечет за собой национальную консолидацию, объединение по принципу языка, традиций, образа жизни, общей истории, отличной от историй сообществ, с которыми судьба свела в единое государство. На этой базе вырастает разное видение исторических перспектив, которое впоследствии оформляется в политические программы и движения. Правда, уровень программное оформленных политических интересов является очень высокий. Ему предшествует большая культурная работа по воспитанию национального самосознания, которую ведет в основном гуманитарная интеллигенция, так называемые «будители». Уже на этом этапе становления национального сообщества, зная логику развития объединений такого рода, государственные мужи имперского типа пытаются помочь этому процессу, не допустить созревания национального самосознания к политической формы самовыражения. Всеми правдами и неправдами, государственными мерами и через проімперськи настроенную общественность ведется работа по сдерживанию национально-культурного развития зависимых наций, недопущению консолидации индивидов по национальному признаку.

Подходы к решению национального вопроса В зависимости от типа и характера государств эти мероприятия самые разнообразные: от простых запретов писать, печатать, учить детей на родном языке к созданию условий для «самостоятельной» отказа родителей от поддержания национального самосознания у своих наследников; разрушение национально-культурной целостности «склонного» к сепаратизму народа-нации путем как насильственного переселения в другие края, часто распыляя переселенцев среди местного населения с целью их скорейшей ассимиляции, так и через интернациональные распределения выпускников вузов и техникумов, паспортный режим, интернациональные строения и т.п. Но, как правило, такие меры не решают проблемы окончательно и навсегда. Они только их притлумлюють, загоняют в глубину, откуда эти проблемы вновь всплывают в условиях очередного кризиса общества и государства. Интересным является то, что если уже какое-то национальное движение проявился и заявил о своем стремлении создать собственное государство, то редко когда его удается окончательно побороть, разве что уничтожить вместе с народом, чему также есть примеры в истории.

Стремление наций к самостоятельной жизни, к суверенности является одним из самых сильных стремлений. Его признание зафиксировано международным сообществом в праве наций на самоопределение. Но, вместе с тем, пытаясь обеспечить мировую стабильность, огосударствленные нации заинтересованы также в другом - в обеспечении незыблемости границ существующих государств (по крайней мере, среди европейских государств такой договор существует). Вследствие этого национальное самоопределение для многих народов становится проблематичным. Здесь налицо правовая коллизия, которая, как правило, решается через максимальное затруднение процедуры конституционного выхода отдельной национальной общности из состава многонационального государства. Другими словами, право на самоопределение для тех, кто им хотел бы воспользоваться, остается формальным, которое реализовать очень трудно. Не потому ли межнациональные конфликты так долго тлеют и никак не решаются?

Очевидно, что, не смотря на большие возможности права в регулировании межнациональных отношений, надо признать необходимость его дополнения мероприятиями гуманитарного, культурного плана. Несколько уменьшить напряжение между отдельными нациями, смягчить ее, а, возможно, и снять некоторые проблемы поможет укреплению моральных принципов сосуществования наций, ближе знакомство представителей различных национально-культурных миров.

На рубеже тысячелетий появилась возможность помочь национальным распрям несмотря на то, что стало явным обострение межнациональных отношений. Глобализация мировой экономики, создания на этой базе политических союзов лишают национальную государственность ее абсолютного характера, который она носила еще полвека назад. Составление международной системы права и постоянное ее совершенствование вкупе с гуманитарными мерами могут урегулировать значительную часть проблем, которые сегодня волнуют человечество.

72 Глобализация современного мира; сущность, виды и пути решения глобальных проблем Глобализация - это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую единым и характеристикам и. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:

▪ электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;

▪ технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;

▪ формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В конце 90-х гг. прошлого века в научный оборот вошел термин «глобализация». Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира. создание единого правового, экономического и информационного пространства.

Характерными чертами глобализации являются:

Усиление роли ТНК

Транснациональные компании (TНK) - хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах, и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент

Создание компьютерной сети Интернет

Интернет — всемирная компьютерная сеть, созданная в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекреченная в общемировой доступ в начале 1990-х гг.

Рост мегаполисов

 Мегаполисы — крупные города с развитой инфраструктурой. насчитывающие несколько миллионов жителей. Они могут считаться новыми формами урбанизации. Мегаполисы для стран являются:

▪ посредниками вступления в глобальное пространство;

▪ центрами экономического, технологического, политического, культурного развития.

Стандартизация и унификация

Важными признаками глобализации являются:

▪ стандартизация промышленной продукции;

▪ унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства и пр.

Стандартизация — свод правил, предназначенных для обеспечения сотрудничества и однозначного толкования условий производства, коммерческой деятельности, средств контроля и требований безопасности.

Глобализация — это необратимый процесс, естественный ход мирового развития со всеми своими плюсами и минусами.

 

Проблема – прежде всего – проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, и через несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности для решения этой проблемы открывают достижения НТП, причем на всех стадиях технологической цепочки.

Проблема здоровья людей. В последнее время при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. Несмотря на то, что в XX веке были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количество болезней еще продолжают угрожать жизни людей. ▪

Проблема использования Мирового океана, который играет важную роль в общении стран и народов. В последнее время обострение сырьевой и энергетической проблемы привело к появлению морской горно-добывающей и химическойпромышленности, морской энергетике. Обострение продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам Океана. Углубление международного разделения труда и развитие торговли сопровождаются увеличением морских перевозок. В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана и контактной зоны «океан – суша» возникла особая составная часть мирового хозяйства – морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, рыболовство, энергетику, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм.Такая деятельность породила другую проблему – крайне неравномерное освоение ▪ ресурсов Мирового океана, загрязнение морской среды, использование его как арены военной активности. Основной путь решения проблемы использования Мирового океана – рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества.

Проблема освоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества. Космические программы в последнее время усложнились и требуют концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Мировое освоение космоса базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления. ▪ Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещается в страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела в этих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой. Главный путь ее решения заключается в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научнотехнического прогресса, международного сотрудничества.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 514.