Понятие личности в философии и частных науках. Роль социальной среды и жизненного опыта в бытии личности. Испытание как форма развития личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «личность» в философии подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности

Человеческое общество – богатое многообразие индивидуализированных человеческих существ, живых и активных агентов исторического процесса. Марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной личности. Но вместе с тем отмечает, что человека как такового не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование же отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид".

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек", чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека. Различая людей как индивидов следует отметить, что – это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно, типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях

Роль социальной среды в формировании человека.

Углубленное постижение сущности человека предполагает рассмотрение его не только как социального, но и как индивидуальносамобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым; ребенок появляется на свет уже с даром уникальности, что связано, во-первых, с его наследственными особенностями, и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых человек взращивается. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Человек включает в себя общие черты, свойственные ему как представителю человеческого рода, а также особенные признаки - как представителя определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но человек есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности не разложим на составляющие; личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии. Каждый индивид, поскольку он является носителем всех биологических, психологических и социальных черт человека, выступает как субъект познавательной и общественнопреобразовательной деятельности. Процесс формирования индивида – это процесс перехода человечества со стадии антропогенеза, когда определяющими в жизнедеятельности человека являлись природно-биологические факторы, на стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений. Ребенок появляется на свет со всем анатомофизиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. Но ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Исторически человек первоначально существует как стадное животное. По мере развития, включения социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок – это просто биологическое существо. Но по мере развития, усвоения социального опыта, он постепенно превращается в человеческую личность. Человек как биосоциальное единство – это значит, что когда он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, человек затем доформировывается в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющей биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию и обществу, к истории человечества, к культуре. Социальное и биологическое, существующее в неразрывном единстве в человеке, в абстракции фиксируются лишь как крайние полюса в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень его существования (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой династической системы, стремящейся к сохранению своей целостности.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 605.