Основные подходы к пониманию общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общество - это форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Это система, развивающаяся на основе объективных социальных законов

Общество как совокупность всех социальных процессов изучается многими общественными дисциплинами: социологией, антропологией, психологией, этнографией, языкознанием и т.д. Социальная философия, базируется на принципе антропоцентризма, исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающей старым миром в цилому.

Общество как социальная реальность высшей формой движения материального мира. Общество возникло в результате эволюции природы и изначально имело характерные черты

Во-первых, это специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем особой структурной базой, которая сочетает в себе материальное и духовное производство, различные формы общественных в отношений, социальную структуру, политические институты тощ.

Во-вторых, общество обладает особым механизмом передачи информации и способом наследования

В-третьих, главным отличием социальной материи от других ее форм движения является то, что она сочетает в себе не только материальные, но и духовные процессы, сознание

Учение об обществе как составляющая философии прошло долгий и сложный путь развития можно выделить три основных подхода к объяснению сущности связей и закономерностей развития общества

Натуралистический подход сводится к утверждению, что человеческое общество рассматривается как продолжение закономерностей природы, мира животных и. Космоса в целом. Исходя из этого, тип общественного устройства и а ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский,. Л. Гумилев), особенностями географического и природно-климатической среды (Ш. Монтескье,. Л. Мечников) спецификой человека как природного существа, ее генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии -. Е. Уилсон,. Р. Докинс).

Согласно этому подходу общество предстает как своеобразный феномен природы, ее высшее, но далеко не самый"удачное"и устойчивое образование результате несовершенной природы человека может произойти самоубийство людс ства. Это направление допускает, что общество может изменить форму своего бытия,"отправиться"в. Космос и там начать новый виток своей эволюции (К. Циолковский и другие"космисты"кий та інші "космісти").

Так называемый идеалистический подход сущность связей, объединяющих людей в единое целое, видит в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знает немало примеров существования теократических государств ( (например,. Ватикан), где единство обеспечивалась одной верой, которая благодаря этому становится государственной религиейю.

Многие тоталитарных режимов базировалось на единой государственной идеологии, которая была основой общественного устройства. Рупором этих идей выступал, как правило, религиозный лидер или"вождь"нации и народа, а различные ис историческая события (войны, реформы и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на определенную идеологическую или религиозную доктринну доктрину.

Пока"живая"идея в сердцах миллионов людей, такие общества развиваются и процветают. Когда идея"портится"(расколы, ереси и т.п.), из системы выпадает несущий стержень, и она начинает деградировать

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, возникающих в соответствующих природных условиях и имеют определяющий характер

Здесь возможны варианты. Первый - атомистический взгляд на общество как на группу индивидов, связанных определенным договором. Так,. Т. Гоббс утверждает, что хотя в"естественном"состоянии человек человеку волк, люди, соблюдайте имуючись законов, идей свободы и равенства, могут обеспечить свое существованиевоє існування.

Такая модель общество конгломератом индивидов, объединенных условными связями

Второй вариант - органическая модель, согласно которой общество предстает как некая целая система, части которой - особые образования. Человек реализует себя в зависимости от положения, которое она занимает в обществе, и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества, в которой учитываются объективные закономерности исторического развития. В этом зн аченни справедливо утверждение, что социальные действия - это результат человеческих действий, а не намерениирів.

В духе этой модели. Маркс и. Энгельс разработали концепцию материалистического понимания истории, сущностью которой является положение о способе производства, который формируется объективно, то есть независимо от воли и сви идомости людей. Не общая идея или общий. Бог связывают людей в"социальный организм", а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории

 

Общество как система

Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

§ как взаимодействие индивидов;

§ как групповое взаимодействие;

§ как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);

§ как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Общество — открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 396.