Человек как биосоциальное существо. Взаимосвязь биологического и социального в жизни и деятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 человек имеет биологические и социальные потребности. Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала от­ветить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци­альное и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло­гическим или неким двойственным, социально-биологическим су­ществом?

В философии, социологии, психологии и других науках об обще­стве сложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе):

1. человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;

2. человек — чисто социальное существо;

3. человек имеет двойственную социально-биологическую приро­ду, является биосоциальным существом;

4. человек имеет целостную социальную природу, которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

1. Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов. Оно противостояло идеалистической концепции Геге­ля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолют­ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен­ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно­сти, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетво­ряются в особых, социально обусловленных формах.

2. Определение человека как чисто социального существа нико­гда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со­циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы­сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо­го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном , или социально-биологическом существе широко распространено в российской нау­ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологи­ческого, психического и социального. При решении социально-экономических проблем, при формирова­нии и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты­вать и социальные факторы, И чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экс­курсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагруз­ки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и об­ществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со­храняются свойства и закономерности биологической формы мате­рии. Соотношение биологического и социального в человеке подчиня­ется следующим закономерностям:

во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обще­ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю­ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых, с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи­вать информацию, на скорость осуществления любого вида дея тельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль­ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;

в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус­кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя­ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 354.