Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории.
Личность - это результирующая функция социального и биологического начал человека. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Понятие личности связано с понятием индивида.
Индивид - отдельно взятый человек, представитель общества. Личность - особая характеристика человека и она формируется в единстве 3-х факторов (личностная триада): 1) наследственность, 2) воздействие социальной среды, 3) собственное "я", собственные усилия.
Личность - психосоцио-духовные качества человека (определение Харина Ю.А.).
Признаки личности: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свобода, 4) индивидуальность, 5) личное достоинство, 6) соотношение успех/притязания, 7) следование правилам, способность выбирать решения, 8) устойчивость к враждебности, 9) выполнение социальной роли.
Личностью не рождаются, а становятся. Личность- продукт и объект общества, а также субъект своей активной деятельностью воздействующий на окружающую среду. Маркс: "Сущность личности составляют не ее природные качества, а социальные качества" (способности, интересы, мораль). Понятие личности характеризует человека какактивного субъекта социальных отношений. Социальные качества личности проявляются в е действиях, в ее отношениях к другим людям.
Одно из свойств (качеств) личности - ее мировоззрение. Одновременно с мировоззрением складывается характер личности (сила воли). Особый компонент личности – ее нравственность.
Структура личности. Выражением структурности личности является наше Я. В структуре личности различат 3 уровня деятельности нашего Я (биономно-социальная концепция): 1) жизненно-витальные потребности и проявления (биолог.+социабельные – деятельность, общение); 2) аксеологические (система ценностей и ориентаций); 3) рефлексивные (самосознание, связывающее 1 и 2).
Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида.
Типология личности - метод научного познавания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. В марксистской литературе в качестве оснований для типологий берется либо роль личности в истории - рядовая, историческая, гениальная, либо способ производства материальных благ - первобытная личность, личности эпох рабовладения, феодализма, капитализма и коммунизма. Юнг различал личности по степени их общительности на экстравертов и интровертов, Шибутани по доминированию интересов выделял мускульную, мозговую и желудочную личности.
Социокультурные модусы человеческого бытия Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре – это деятельность и коммуникация. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия.
Для описания исторических особенностей человеческого существования особое значение имеют средства деятельности. Именно в них преимущественно фокусируется технический уровень эпохи, который, в свою очередь, определяет конкретный стиль жизни и тип личности.
Творчество – это вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. В отличие от стандартизированных механизмов трудовой деятельности творческий акт всегда индивидуализирован и конкретен.
Если деятельность описывает способ отношения человека к объективированной действительности, то общение характеризует сферу межличностных, субъект-субъектных отношений. Коммуникация выступает как более широкое понятие, обозначающее процесс обмена информацией. Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 334.