На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания. С возникновением философии представления об обществе стали неотъемлемым компонентом философского знания, однако, долгое время оставаясь на периферии внимания профессиональных философии. Поэтому размышления об обществе чаще всего имели не специальный, а дополнительный характер, т.е. дополняли разработку проблем онтологии, гносеологии, антропологии и т. д.
До конца XVIII - начала XIX века шел поиск собственного предметного поля социальной философии как в рамках общефилософского знания, так и в рамках становящегося комплекса социально-гуманитарных наук. В XIX веке возникают такие науки как социология, культурология, социальная психология и т.д., что способствовало выделению предмета, структуры, проблемного поля и социокультурных функций социальной философии.
Таким образом, как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, приблизительно в XIX веке. В это время философские проблемы общества выделились в самостоятельный предмет исследования.
Социальная философия - раздел философского знания, изучающий специфические особенности общества и его структуру, факторы социальной динамики, а также наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования общества. Центральным понятием социальной философии является понятие «общество». Общество - это обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности.
Будучи одним из разделов философского знания, социальная философия выявляет основные закономерности возникновения и развития человеческого общества.
В природе предметы существуют объективно, сами по себе, независимо от человека. В обществе мы имеем дело с системой материальных и идеальных, объективных и субъективных отношений. Здесь все осуществляется посредством сознательной деятельности людей. Социальная философия описывает общую картину этих отношений и, таким образом, раскрывает сущность бытия общества. На основе этого отдельные люди или социальные группы могут лучше ориентироваться, осознанно определять свое место в обществе и адекватно регулировать свое поведение. В этом ракурсе раскрывается онтологическая функция социальной философии. В природе закономерные изменения происходят без участия человека, на основе взаимодействия слепых бессознательных сил. В обществе изменения осуществляются только благодаря деятельности людей. Возникающую в связи с этим специфику социальной динамики и раскрывает социальная философия. Это помогает людям определять перспективы развития общества и соответственно намечать цели и планировать направления своей деятельности. В данном аспекте реализуется праксеолсческая функция философии.
В процессе изучения социального бытия общество выступает одновременно и как объект и как субъект познания, т.е. происходит самопознание социума. При таком подходе социальная философия исследует общественное сознание и анализирует особенности применения общенаучных и всеобщих методов и форм познания при изучении общества. Здесь раскрывается гносеологическая функция социальной философии.
Так как социальная философия помогает человеку ориентироваться в социуме, определять перспективы его развития и находить свое место в нем, то можно говорить о ее мировоззренческой функции. В связи с тем, что социальная философия анализирует и описывает принципы, методы и формы познания общества, помогает планировать направления деятельности человека в обществе, то можно говорить о ее методологической функции.
Социальная философия тесно взаимосвязана с гуманитарными науками. С одной стороны, она дает анализ общих принципов, методов и форм научного познания общества, указывает путь и направления их возможного применения, т.е. она является методологией для общественных наук. С другой стороны, история, социология, другие гуманитарные науки дают первичный конкретный материал для сравнения, анализа, обобщения и выводов социальной философии и получения наиболее обобщенного теоретического знания об обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная философия представляет собой систему наиболее общих теоретических знаний о закономерностях развития бытия и познания общества.
Социализация – процесс развития человека во взаимодействии его с обществом. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе, потребность человека иметь собственные взгляды, привязанности, возможность самостоятельно решать вопросы, касающиеся его жизни и так далее.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 383.