Проблема антропогенеза (греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) выступает как одна из традиционных тем философии. Во многом она конкретизирует проблему определения сущности человека, акцентируя те характеристики, которые обусловливают уникальность человека в природе.
Исторически первой моделью происхождения мира и человека была так называемая креационистская концепция. Креационизм (лат. сreatio – творение, создание) рассматривает человека как продукт божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Человек слишком уникален и поэтому для его появления необходимо участие сверхъестественных сил, Бога.
Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, исповедующий идею естественного происхождения человека из животного царства. При этом если наука акцентирует внимание на конкретных механизмах биологической эволюции, то философия реконструирует факторы, благодаря которым человек стал человеком, отвечая на вопрос не столько «как», сколько «почему».
В современной науке возникновение первых человекоподобных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду 5–8 млн. лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков: прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. В последующей эволюции именно эти признаки получили преимущественное развитие.
Вместе с тем закрепление и развитие этих признаков обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю среду. Согласно трудовой концепции антропогенеза, Тем самым сущностной характеристикой человека становится труд (целенаправленная деятельность по преобразованию внешней среды с использованием специальных орудий). Развитие орудий труда, переход от присваивающей экономики к производящей были связаны с последовательным изменением кровнородственной семьи, переходом от первобытного стада к обществу.
Несмотря на несомненный приоритет трудовой концепции антропогенеза современной философии существуют и альтернативные точки зрения. Это, в частности, культурная концепция антропогенеза, согласно которой загадка происхождения человека связана с фактом возникновения культуры как специфически человеческой среды обитания. Сторонники этой концепции утверждают, что феномены культурного творчества нельзя свести к трудовой деятельности, которая служит в основном механизмом обеспечения физического выживания людей.
Одна из наиболее перспективных в современной философии версий происхождения и развития культуры и человека – игровая модель. Ее автором считается нидерландский мыслитель Й. Хейзинга, который в своей известной книге «Человек играющий» (1938) анализирует такие формы культурного творчества, как религия, право, искусство, философия и т. п., исходя из принципа игры. Игра рассматривается как форма свободной творческой активности, избыточная по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии.
Согласно психоаналитической концепции антропогенеза З. Фрейда, возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода.
Еще одной авторитетной концепцией антропогенеза в современной философии является семиотическая модель, рассматривающая культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 279.