Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Марксистская Ф. была создана совместно двумя учеными Марксоми Энгельсомво второй пол. XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с Ф. включает в себя экономику (политэкономию) и соц.-политич. проблематику (научный коммунизм). Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к соврем. эпохе, учет результатов НТР и реальности постиндустриального общества.

Марксистская Ф. материалистичнапо своему харак­теру и состоит из двух больших разделов — диалектического ма­териализмаи историч. материализма.

Философским новаторством Маркса и Энгельса стало материалистическое понимание истории (историч. материа­лизм). Суть истор. материализма в: •на каждом этапе общ. развития люди для обеспе­чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является бази­сом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные гос.и общ. институты, об­щественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к эконом.базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных отношений, определенного типа базиса и над­стройки выделяются общественно-эконом. формации: первобытнообщинный строй; рабовладельческое общество; феодализм (экономика осно­вана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, осно­ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалист. общество — общество осно­ванное на свободном труде равных людей при гос. собственности.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. Можно выделить следующие осн. положения диалектического материализма:

• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицание отрицания.

НЕОМАРКСИЗМ - понятие, используемое: а) в узком смысле - для фиксации и содержательной характеристики значимой парадигмы исследований представителей Франкфуртской школы; б) в широком смысле - для обозначения направленности и теоретических оснований исследований, в той или иной мере использовавших марксовые объяснительные модели в своем творчестве, и при этом практически всегда отвергавших ортодоксальный и официальный советский марксизм ("сталинизм") 1930-1980-х, выступавший, как правило, под наименованием "марксизм-ленинизм". Н. тем самым в известном смысле выступил как итог социально-философского творчества мыслителей, отвергавших позитивистскую критику классического марксизма, но при этом стремившихся дополнить последний рядом перспективных подходов неогегельянства, фрейдизма, "философии жизни", позже - парадигмами экзистенциализма и структурализма.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.