1) Курсовая работа по дисциплине «Современные подходы и технологии социального воспитания» предполагает более глубокое (по сравнению с освоением содержания дисциплины) изучение тематики и проблематики социального воспитания и направлена на развитие у студентов способности адекватно оценивать научные подходы и технологии воспитания, в том числе, для проектирования социально-образовательных условий, оптимальных для развития личности.
В контексте исследования по теме магистерской диссертации курсовая работа предполагает всестороннее изучение истории и современного состояния проблемы. Основные результаты такой работы:
− Описание этапов возникновения проблемы (развития явления или процесса).
− Оценку общего состояния проблемы на современном этапе (с опорой на конкретный опыт и документы) (уместно использование статистических данных и проведение пилотажного социологического исследования).
− Оценку изученности проблемы на современном этапе (что предполагает четкое обозначение аспектов изучения и изученности проблемы).
− Разработку проекта дальнейшего исследования.
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Современные подходы и технологии социального воспитания»
1. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в социальном воспитании.
2. Социальный институт как фактор социализации и субъект социального воспитания.
3. Социально-философские проблемы социально ориентированной деятельности.
4. Формирование современной теории социального воспитания.
5. Роль коллектива в социальном воспитании.
6. Технологии социального планирования в современном мире.
7. Воспитанность как результат процессов социального воспитания.
2) Курсовая работа по дисциплине «Современные теории и методики воспитания» предполагает «погружение» студента в проблематику современного воспитания и направлена на развитие способности адекватно оценивать, конструировать и практически применять разные методы и методики воспитания для решения конкретных педагогических задач в конкретных образовательных условиях.
В контексте исследования по теме магистерской диссертации курсовая работа предполагает всестороннее изучение теоретического аспекта проблемы.
Основные результаты такой работы:
− Описание базовых теорий, подходов, концепций, их сравнительный анализ.
− Описание и оценка опыта реализации разных подходов, форм, методов и методик социального воспитания.
− Определение теоретико-методологической базы исследования, выделение основных теоретических положений, на которых будет базироваться дальнейшее исследование.
− Разработка теоретической модели, классификации, конкретизации понятия, выделение условий, механизма, особенностей, уровней, этапов развития того или иного процесса (что внесет в работу элемент научной новизны).
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Современные теории и методики воспитания»
1. Теоретические аспекты развития экологического сознания младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
2. Правовая культура будущих педагогов: сущность, особенности, способы ее формирования в процессе обучения.
3. Социально-психологический ресурс ученического коллектива.
4. Использование герменевтического подхода в формировании информационной культуры студентов.
5. Семейное волонтерство как способ формирования социально-гражданских компетенций у подростков.
6. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности.
7. Социально-педагогические возможности формирование социальной активности студентов в образовательной среде вуза.
8. Этапы и особенности формирования коллектива младших школьников в условиях хореографического кружка.
9. Социально-культурное сотрудничество музея и школы как фактор формирования читательской культуры младших школьников.
10. Механизм формирования корпоративной культуры педагогического коллектива образовательной организации
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
1) Курсовая работа по дисциплине «Методика организации учебно-исследователькой деятельности студентов» предполагает углубление опыта собственной исследовательской деятельности студента и, в перспективе, направлена на развитие способности руководить исследовательской работой обучающихся.
В контексте исследования по теме магистерской диссертации курсовая работа предполагает приобретение студентами опыта исследовательской деятельности и направлена, с одной стороны, на формирование творческой установки относительно собственной учебной деятельности и педагогической деятельности в перспективе. С другой стороны, на формирование «технологии» исследовательской деятельности как системы основных процедур, этапов, действий. В работе отражаются вопросы методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов, содержания и структуры исследовательской компетентности, способы мотивации исследовательской активности, методы организации работы с научной информацией (в том числе с помощью сети Интернет).
Основные результаты такой работы:
− Освоение отдельных исследовательских действий.
− Целостное планирование исследования в единстве его основных этапов (констатирующий, формирующий, контрольный.)
− Разработка модели, программы, методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов, рекомендаций для преподавателей вуза по организации учебной и исследовательской работы обучающихся.
− Участие студентов в различных видах учебно-исследовательской деятельности (выполнение проектов, деятельность студенческого научного общества, научные конференции, форумы, круглые столы, методологические и методические семинары и т.п.).
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов»:
1. Способы управления исследовательской активностью студентов.
2. Методы формирования исследовательских умений студентов.
3. Организация проектной деятельности студентов.
4. Организация исследовательской работы студентов во внеучебной деятельности.
5. Информационно-коммуникативные технологии в исследовательской деятельности студентов.
6. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности студентов.
7. Методика организации работы студентов с научной информацией.
8. Становление исследовательской подготовки учителя в высшей педагогической школе в России.
9. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза.
10. Методы формирования мотивации учебно-исследовательской деятельности студентов.
2) Курсовая работа по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации» предполагает «погружение» студента в проблематику преподавательской деятельности в условиях вуза и направлена на развитие способности студента к решению конкретных исследовательских и практических задач, на формирование готовности студента к эффективной педагогической деятельности (в перспективе) в условиях компетентностного подхода в образовании.
В контексте исследования по теме магистерской диссертации курсовая работа предполагает изучение общего состояния проблемы на современном этапе (с опорой на конкретный опыт и документы), выявление и анализ слабо изученных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем образовании, изучение этих аспектов и разработку технологий их развития и преобразования в соответствии с требованиями компетентностного подхода и требованиями к личностно-профессиональным компетенциям педагога (преподавателя вуза).
Основные результаты такой работы:
− Изучение, систематизация и обобщение методического опыта в области преподавательской деятельности.
− Выявление слабо изученных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем образовании.
− Решение конкретных задач, связанных с реализацией компетентностного подхода в высшем образовании (в том числе, проектирование содержания учебных дисциплин, образовательных технологий и методик обучения).
− Формирование готовности к исследованию по теме магистерской диссертации.
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации»:
1. Методы формирования общекультурных компетенций студентов в образовательной среде вуза.
2. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов посредством использования интерактивных методов обучения.
3. Методологические и методические аспекты формирования профессиональных компетенций студентов.
4. Формирование социально-психологических компетенций в условиях инклюзивного образования.
5. Особенности формирования компетенций на различных ступенях образования.
6. Комплексные ситуационные задачи в процессе реализации компетентностного подхода в образовании.
7. Способы оценки компетенций в условиях профессионального образования.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
1) Курсовая работа по дисциплине «Управление образовательными системами» предполагает более глубокое (по сравнению с освоением содержания дисциплины) изучение тематики и проблематики управления образовательными системами и направлена на развитие у студентов способности адекватно оценивать управление образовательными системами, в том числе, для проектирования образовательных систем, оптимальных для развития личности.
В контексте исследования по теме магистерской диссертации курсовая работа предполагает изучение истории и теории вопроса, оценку современного состояния проблемы и ее изученности (уместно использование статистических данных и проведение пилотажного социологического исследования), определение перспектив исследования.
Основные результаты такой работы:
− Общая характеристика образовательной организации (ее особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы).
− Сравнительный анализ документов, технологий, методик, опыта работы различных образовательных организаций, органов управления образованием и др.
− Разработка практических рекомендации и формулировка конкретных решений, направленных на совершенствование управления образовательными системами.
− Разработку проекта дальнейшего исследования.
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Управление образовательными системами»:
1. Управление развитием образовательных систем в современных условиях.
2. Нововведения в управлении муниципальной образовательной системой.
3. Внутришкольный контроль: требования к организации и основное содержание.
4. Организация управления образовательными системами на основе инновационных подходов.
5. Особенности управления образовательными системами в истории российского образования.
6. Влияние организационной культуры персонала на процесс управления.
7. Влияние стиля управления на психологический климат организации.
8. Гендерные особенности управления.
9. Личностные свойства руководителя и неформальные отношения в организации.
10. Модернизация сельской школы: проблемы и перспективы.
2) Курсовая работа по дисциплине «Мониторинг качества образования» предполагает «погружение» в тематику и проблематику исследования и направлена на изучение и оценку состояния и потенциала образовательной организации, качества образования.
В контексте исследования по теме магистерской диссертации курсовая работа предполагает приобретение опыта оценки качества образования, принятие персональной ответственности (как субъекта управленческой деятельности) за состояние и потенциал развития образовательной организации, разработку проекта исследования по теме магистерской диссертации.
Основные результаты такой работы:
− Критический анализ фактических данных по исследуемой проблеме (мониторинга).
− Постановки задач совершенствования системы оценки качества современного образования.
− Решении конкретных задач оценки качества образования и обоснование принимаемых управленческих решений.
− Формирование готовности к проведению исследования по теме магистерской диссертации.
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Мониторинг качества образования»:
1. Анализ современных тенденций с исторической ретроспективой управления качеством образовательных услуг.
2. Качество образования как объект управления.
3. Понятие качества образования и его связь с управлением.
4. Роль руководства в управлении качеством образовательных услуг.
5. Система управления качеством образования.
6. Средства управления качеством образования.
7. Мониторинг качества управления образовательными системами.
8. Условия обеспечения эффективного управления образовательной системой высшего образования.
9. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагога.
10. Управление качеством образования современного вуза.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Оформление курсовой работы должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к форме исследовательских работ. Качество оформления учитывается научным руководителем при оценке работы и выставлении итоговой отметки.
5.1. Общие требования к оформлению текста курсовой работы:
1. Курсовая работа представляется на защиту в печатном виде, выполненная на одной стороне стандартного белого листа бумаги формата А4 (210х297 мм).
2. Объем курсовой работы – минимум 30 страниц, максимум 45 страниц (без учета Приложений).
3. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, цвет черный, контуры букв и знаков четкие, без ореола и расплывающейся краски. Насыщенность букв и знаков должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей работы. Междустрочный интервал – полуторный (одинаковый по всему тексту, за исключением таблиц и рисунков в основном тексте и Приложений. В наглядно-иллюстративном материале и Приложениях допускается размер шрифта 12 и одинарный междустрочный интервал). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Текст печатается с абзацами, абзацный отступ – 1,25 мм. Текст выравнивается по ширине.
4. Нумерация страниц – сквозная по всему тексту, включая страницы с таблицами, схемами, графиками, список использованной литературы и приложения. Каждая страница нумеруется арабскими цифрами с использованием шрифта №10. Порядковый номер располагается в середине нижнего поля страницы без точек и литерных знаков. Титульный лист и оглавление, хотя и включаются в общую нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), однако номера страниц на них не ставятся.
5. Все структурные элементы работы (введение, главы основной части, выводы, заключение, приложения и т.д.) должны начинаться с новой страницы. Новый параграф начинается на той же странице, где закончилось содержание предыдущего, но название параграфа не должно быть последней строкой на странице.
6. Заголовки глав, а также «ВВЕДЕНИЕ», «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует располагать в середине строки и печатать прописными (заглавными) буквами, не подчеркивая, полужирным шрифтом. Точки в конце заголовков не ставятся. Главы нумеруются арабскими цифрами. Например, ГЛАВА 1.
7. Названия параграфов пишутся с заглавной буквы строчными буквами полужирным шрифтом. Выравниваются по левому краю, начиная с красной строки. Параграфы носят порядковую нумерацию в пределах каждой главы, например 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 2.3. и т.д.
8. Выделение текста курсивом и подчеркиванием не используется.
9. Текст на иностранных языках может быть целиком впечатан или вписан от руки (примесь частично напечатанных на компьютере отдельных букв или цифр не допускается).
10. Допускается вписывание в текст работы от руки чернилами черного цвета отдельных слов, математических формул, специальных и транскрипционных знаков, букв редко применяемых алфавитов, а также букв и текстов на редко используемых языках.
11. Используются общепринятые условные сокращения:
1) после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие);
2) при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр. (например);
3) при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).
Внутри предложения не сокращаются слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие». Не допускаются сокращения слов «так называемый», «так как», «около». При использовании автором буквенных аббревиатур (кроме общепринятых), их первое упоминание указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Эти же аббревиатуры и их расшифровка включаются в Перечень условных обозначений.
5.2. Требования к письменной речи и стилю изложения:
1. Результаты проведенного исследования должны быть изложены понятным языком, стилистически и грамматически правильно, логически последовательно, без исправлений и подчисток, без пропусков и произвольных сокращений. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.
2. Используется научная лексика (терминология, принятая в данной науке), недопустимо вкладывать какой-то новый смысл, давать какие-либо собственные толкования устоявшимся в данной области знания терминам.
3. Изложение текста должно осуществляться в форме безличного монолога, ведущегося от третьего лица. Использование форм первого и второго лица нежелательно. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее употреблять местоимение «мы». Допускаются обороты с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…» и т.п.
4. Предпочтителен формально-логический способ изложения материала, то есть использование функционально-синтаксических средств, указывающих на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, затем и др.), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этими и др.), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.... обратимся к.., рассмотрим.., остановимся на.., следует сказать и др.), итог (итак, таким образом, значит, в заключении отметим, подводя итог, сказанное позволяет сделать вывод и др.).
5. Недопустимы грамматические, пунктуационные ошибки, опечатки, небрежность в оформлении работы (их наличие существенно снижает оценку работы, а в отдельных случаях работа может быть не допущена к защите).
6. Должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Не приветствуется излишняя экспрессия письменной речи. Атрибуты культуры письменной научной речи – точность, ясность и краткость.
5.3. Требования к оформлению цитат и ссылок
Правила цитирования:
1. Цитирование осуществляется только по первоисточникам (то есть по работам тех авторов, в которых изложены ключевые идеи, на которые опирается студент);
2. Недопустимо дословное переписывание текста из первоисточников в большом объеме (от 0,5 страницы и более);
3. Необходимо разделение цитирования и собственных комментариев по поводу цитируемого (обязателен корректный тон изложения авторских подходов, точек зрения и пр.);
4. Прямые цитаты – дословное воспроизведение отдельных фрагментов, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты (целесообразно использовать, если нужно подчеркнуть точную формулировку мысли автора) – заключаются в кавычки (круглые или квадратные, в зависимости от того, какое оформление принято в данной работе), с обязательным указанием в скобках страниц, на которых находится цитируемый фрагмент. Например, «……» (25, С.123) или [5, С. 236].
Текст прямой цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце).
Косвенные цитаты – мысли автора излагаются в пересказе, информация из источника передается в несколько измененном виде – приводятся без кавычек и без указания страниц. Например, ….. ..(25). В этом случае необходима предельная точность в изложении мыслей автора и корректность при оценке излагаемого.
Если указанные в работе утверждения, тезисы имеются в нескольких литературных источниках, встречаются в работах разных авторов, то делается несколько ссылок, например: [12, 45, 67].
Тезисы – сжатое, лаконичное изложение основных мыслей или ключевых положений прочитанного, позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках – также приводятся без кавычек и без указания страниц. Например, ….. ..(25) или [25].
Допускаются ссылки внизу страницы.
5.4. Требования к оформлению наглядно-иллюстративного материала
Таблицы – это оформление числовых данных и лексических перечней. Каждая таблица должна иметь заголовок, включающий расшифровку условных обозначений. Таблицы, как и рисунки, имеют сквозную нумерацию. Например, «Таблица 1». Номер таблицы и ее название указываются над таблицей. Номер таблицы выравнивается по правому краю. Заголовок таблицы выравнивается по центру, выделяется полужирным шрифтом. Таблицы размещаются в тексте курсовой работы или на отдельных листах, включаемых в общую нумерацию страниц, либо в приложении. Таблицы можно оформлять 12 кеглем шрифта при единичном междустрочном интервале. Примечания и сноски к таблице печатаются непосредственно под таблицей.
Рисунки – это весь наглядно-иллюстративный материал, за исключением таблиц (фотографии, схемы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.). Они нумеруются арабскими цифрами и имеют сквозную нумерацию. Например, «Рис. 1». Каждый рисунок должен сопровождаться подписью, характеризующей его содержание. Она включает название рисунка и необходимые пояснения и размещается под рисунком в одну строку с его номером, выравнивается подпись по расположению рисунка.
5.5. Требования к оформлению списка литературы
Список составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» и ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке».
Правила оформления:
1. В начале списка использованной литературы располагаются описания официальных документов в определенном порядке: Конституция; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановления Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т.д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.
2. Приводятся библиографические описания книг, статей, справочной и иной литературы (строго в алфавитном порядке). Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту. При этом, иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.
3. Указывают электронные ресурсы (Интернет-источники).
4. При большом количестве использованных источников возможна их разбивка на разделы, нумеруемые римскими цифрами, например:
I. Нормативные акты.
II. Монографии.
III. Учебная литература.
IV. Научные статьи.
V. Электронные ресурсы (Интернет-источники).
Однако и в этом случае нумерация включенной в список литературы должна быть сквозной.
1. Сведения о нормативных актах должны включать: наименование, вид, дату вступления в силу, источник официальной публикации.
Например: Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 2001. – 32 с.
2. Сведения о книгах должны содержать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги (по титульному листу), место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Например: Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / В.И. Загвязинский. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2010. – 176 с.
или Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей. Издание второе [Текст] / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 144 с.
3. Описание статьи в сборнике должно включать следующие сведения: фамилию и инициалы автора, полное название статьи, название сборника, место издания, издательство, год издания, номера начальной и конечной страниц статьи по тексту.
Например: Емельянова, И.Н. Воспитательные приоритеты в государственных образовательных стандартах нового поколения [Текст] // Формирование социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса в условиях современной социокультурной среды (региональный аспект): Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15 – 16 марта 2012 года. – Тюмень: Изд-во «Печатник», 2012. – С. 18 – 21.
4. При описании статьи из газеты или журнала приводятся следующие данные: автор статьи, полное название статьи, название периодического издания, год издания, номер журнала (дата выхода газеты), номера начальной и конечной страниц статьи.
Например: Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
5. При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета.
Например: Пещражицкий, Л.И. Техника научного самообразования [Текст] // Татьянин день. – 1995. – №3 (23). – авг. – С. 8-10.
6. При описании диссертации приводятся следующие данные: автор диссертации, полное название диссертации, ученая степень, на соискание которой выполнена диссертация, место выполнения диссертации, год, количество страниц.
Например: Санникова, С.В. Формирование социокультурной компетенции будущих учителей [Текст]: Дисс. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2006. – 221 с.
Возможны различные варианты ссылок на электронные ресурсы, Web-документ:
7. Например: Смольникова, И. А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. / Центр «Информика». – Режим доступа: http//www.informika.ru/text/school/its.htm (дата обращения: 18 февр. 2013) или Бычков, В. В. Взгляды Владимира Соловьева на социальные процессы [Электронный ресурс] / В. В. Бычков. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http//spasil.ru/biblt/bichov2.htm (дата обращения: 18.02.2013).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.