1. Методология и методика социального воспитания
2. Преподаватель высшей школы
3. Управление образованием
Курсовая работа может носить обзорно-теоретический или опытно-поисковый характер (в отдельных случаях – формирующий характер).
1. Работа обзорно-теоретического характера (1 семестр) предполагает изучение истории вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа подходов, моделей, систем, опыта и т.д.; написание заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы. Такую работу рекомендуется дополнять пилотажным исследованием (опрос общественного мнения, анализ статистических данных, обзор интернет-материалов и пр.), цель которого – подтвердить актуальность изучаемой темы, выявить отношение респондентов к проблеме исследования, оценить состояние изученности феномена или процесса.
2. Работа опытно-поискового характера (2 семестр для студентов очной формы обучения, 3 семестр – для студентов заочной формы обучения), помимо углубленного теоретического исследования, предполагает:
− проведение констатирующего исследования для выявления актуального уровня развития изучаемого феномена или процесса, выявления частных закономерностей или тенденций;
− разработку методических рекомендаций и программ, предназначенных для педагогов, родителей, учащихся (воспитанников) на основе результатов констатирующего исследования;
− подготовку плана формирующего исследования – разработку педагогических средств (психолого-педагогических методик, технологий, программ) для решения проблемы, выявленной на первом этапе эмпирической работы.
3. Работа формирующего характера (2 семестр для студентов очной формы обучения, 3 семестр – для студентов заочной формы обучения) осуществляется в том случае, если диссертационное исследование предполагает пролонгированный эксперимент и предполагает апробацию подобранных (разработанных, модифицированных, адаптированных) методических средств (форм, методов, методик, программ, технологий, моделей и пр.); описание содержания и «технологии» решения той или иной педагогической задачи.
Планируемые результаты работы
В ходе и результате выполнения курсовой работы по дисциплине студент должен:
Знать программный материал в соответствии с направлением образовательной подготовки и учебной дисциплиной; требования к выполнению исследовательской работы.
Уметь анализировать актуальные проблемы современного образования, педагогической теории и практики, применять теоретические знания для решения задач исследовательской и педагогической деятельности; диалогически взаимодействовать с научным руководителем и другими субъектами образовательного процесса, имеющими отношение к теме исследования; проектировать и конструировать учебно-воспитательный процесс, осознавать и творчески решать психолого-педагогические и социально-педагогические задачи; самостоятельно разрабатывать, проектировать, моделировать, апробировать, оценивать разработки по теме исследования.
Владеть навыками планирования и организации исследовательской деятельности; оперативной работы с информацией (осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по теме исследования, обобщать и систематизировать информацию); грамотного научного изложения материала; методами социально-педагогических исследований; методами качественной и количественной оценки результатов исследования; навыками работы с современными информационными образовательными средствами и технологиями; навыками оформления результатов исследования; навыками адекватной оценки результатов своей деятельности.
Понимать ценностные основы современного образования и педагогической деятельности; роль педагога в современном образовании; меру своей персональной ответственности за ход и результаты исследования.
Ценить свой труд, возможность повышения своей профессиональной компетентности и подтверждения искомой квалификации, понимать социально-профессиональное значение и практическую значимость своего труда, иметь сформированное ценностное отношение к субъектам образовательного процесса, способность и готовность к дальнейшему повышению своего образовательного уровня.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА
При выполнении курсовой работы студент проходит несколько организационно-содержательных этапов.
I. Подготовительный:
1. Определение темы исследования и выбор научного руководителя.
2. Утверждение темы и научного руководителя.
II. Основной:
1. Составление индивидуального плана-графика работы (совместно с научным руководителем) и получение задания на выполнение работы от научного руководителя.
2. Теоретический анализ состояния проблемы.
3. Описание (конструирование) методологического аппарата исследования (Введение).
4. Подготовка и оформление первой (теоретической) главы.
5. Планирование исследования, выбор методов и методик.
6. Проведение эмпирического исследования (сбор эмпирических данных, проведение констатирующего исследования).
7. Оформление эмпирической части исследования (второй главы), выводов, заключения, списка литературы, приложений, презентации.
III. Завершающий:
1. Оформление курсовой работы в соответствии с требованиями, обозначенными в данном методическом пособии.
2. Процедура защиты и оценивания.
В организации продуктивной работы над курсовым исследованием принципиальное значение имеют следующие моменты.
1. Выбор темы исследования:
− тема должна соответствовать программе образовательной подготовки студента;
− тема должна быть не только интересна студенту и научному руководителю и находиться в зоне компетенции последнего, но и быть проблемной, актуальной, востребованной современной социально-педагогической теорией и практикой;
− тема может быть выбрана, исходя из плана научно-исследовательской, хоздоговорной работы кафедры;
− тема может быть выбрана в соответствии с запросом (заявкой) образовательной организации.
2. Формулировка темы исследования:
− в формулировке темы должен быть представлен объект или/и предмет исследования, но не в дословном повторении. Например, «Арт-педагогические «технологии» в профессиональном обучении будущего учителя». Не рекомендуются слишком широкие темы (например, «Духовно-нравственная культура студента»);
− если в формулировке темы встречаются понятия «условия, аспекты, средства, педагогические основы, принципы, методы, способы, факторы, формы», очень важно, чтобы автор хорошо разбирался в этих понятиях и они нашли полное отражение в работе;
− если в формулировке темы встречаются термины «влияние, зависимость» и т.п., необходимо использование методов математической статистики;
− в формулировке темы не допускаются неопределенные формулировки (например, «Анализ некоторых вопросов...») и штампы («К вопросу о...», «К изучению ...», «Материалы к...»).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.