В условиях научно-технической революции количественные и качественные изменения в общественном производстве негативно сказываются на природе.
В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качеств дополнительных источников сырья в России приняты нормативные положения, регулирующие обращение с отходами производства. Прежде всего, надо отметить Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2000) «Об отходах производства и потребления», который устанавливает правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот. В целях реализации вышеуказанного закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 (ред. От 29.08.2007) N 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», который определяет порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В экологии под отходами понимаются:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства в результате физического или морального износа;
- твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей;
- вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения;
- породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты.
Опасными считаются отходы, в которых содержатся вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво- и пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Все отходы, в зависимости от их опасности, делятся на четыре класса токсичности: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные. От категории отходов зависит размер платы за их размещение и сам порядок размещения.
Нетоксичные отходы от добывающей или перерабатывающей промышленности складируются на общих площадках, отведенных под городские свалки решением местной администрации.
Токсичные отходы подвергаются захоронению по разрешению территориальных органов охраны окружающей среды на специально отведенных для этих целей полигонах. В составе полигона предусматриваются завод по переработке и обезвреживанию отходов, земельные участки для захоронения отходов и хозяйственная зона. Вокруг полигонов устанавливается санитарно-зищитная зона, которая отделяет места захоронения от населенных пунктов, открытых водоемов, культурно-оздоровительных объектов.
Под радиоактивными отходами понимаются не подлежащие дальнейшему использованию вещества (в любом агрегатном состоянии), материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровень, установленных нормативными актами.
Радиоактивные отходы образуются:
- при добыче и переработке радиоактивных руд, производстве ядерного топлива; в процессе производства энергии на атомных электростанциях;
- при переработке отработавшего ядерного топлива;
- при производстве оружейных ядерных материалов;
- в процессе эксплуатации и утилизации корабле и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
- при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов;
- при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике;
- при подземных ядерных взрывах.
В настоящее время на территории Росси накопилось большое количество отходов. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов. Все природопользователи обязаны очищать, использовать, обезвреживать, утилизировать или размещать отходы производства.
Под обезвреживанием понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Использование - вовлечение отходов в хозяйственных оборот (переработка отходов в целях получения новых видов продукции). Утилизация - обезвреживание с одновременным извлечением полезных свойств, необходимых для дальнейшего производства. Размещение - любая операция по хранению и захоронению (удалению) отходов. Хранение - изоляция с учетом временной нейтрализации (складирование) отходов, направления на снижение их опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования. Захоронение - изоляция отходов, направленная на исключении попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и возможности дальнейшего использования этих отходов (как правило, в специальных контейнерах в недрах земли).
Согласно законодательству Российской Федерации отходы являются объектом права собственности, которые принадлежат собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, и иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых они образовались Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2000) «Об отходах производства и потребления»..
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Осуществлять деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, могут индивидуальные предприниматели и юридические лица на основании методических указаний.
Основными требованиями, предъявляемые к ним при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами:
- лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1999 N 556 «Об утверждении положения лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами»;
- внедрение малоотходных технологий;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения;
- проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставление в установленном порядке необходимой информации;
- соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятие неотложных мер по из ликвидации.
При размещении отходов применяются следующие меры по обеспечению безопасности населения и окружающей среды:
· разрешение на размещение отходов устанавливает объем (массу) отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровье человека, с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристики объектов для их размещения. Запрещается производить захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях возникновения угрозы загрязнения мест залегании полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов;
· порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений предусматривает их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и др.). Такой порядок определяется органами местного самоуправления;
· нормирование, то есть установление нормативов образования отходов и лимиты на их размещение с учетом нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
· государственный кадастр отходов учитывает федеральный классификационных каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов;
· экономическое регулирование (стимулирование) - платность размещения отходов (дифференцированные ставки устанавливают с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях на основании базовых нормативов платы за размещение отходов). Экономическое стимулирование осуществляется посредством:
· понижения размера платы при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
· применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
Также разрабатываются правовые меры по обращению с радиоактивными отходами. За деятельностью в области обращения с отходами осуществляется контроль как государственный, так и производственный и общественный.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает:
- контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований;
- контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности;
- контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;
- контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
- контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
- контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- контроль за достоверностью предоставляемой информации и отчетности об отходах;
- выявление нарушений законодательства и контроль за принятием мер по их устранению
- привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства.
За нарушение законодательства в области размещения отходов предусмотрена ответственность административная (ст. 8.19 КоАП РФ) и уголовная (ст. 247 УК РФ).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.