Имущественная ответственность за экологические правонарушения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В области охраны окружающей среды применяют такой вид (форму) юридической ответственности, как гражданско-правовая или имущественная ответственность, регулируемая в основном гражданским законодательством, но имеющая в экологии свою специфику.

Возмещение убытков пользователям природных ресурсов (собственникам, владельцам, арендаторам и др.) есть не что иное, как гражданско-правовая (имущественная) ответственность перед лицом, которому причинены эти убытки. Она предусматривается ст. 15, 16, 329, 1064 и другими статьями ГК. В них содержатся правила о возмещении убытков предприятиям, организациям, учреждениям, которые причиняются лицом вследствие всякого совершенного правонарушения, в том числе экологического.

Убытки могут быть также вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. Кроме этого, имеется специальное отраслевое (земельное, лесное, водное и экологическое) законодательство, устанавливающее имущественную ответственность в области использования и охраны различных природных ресурсов. В нем отражены особенности применения ответственности за экологические правонарушения.

Необходимо различать правомерное причинение убытков и причинение их неправомерно, т.е. вследствие нарушения законодательства. Для спорящих сторон о размере возмещения убытков различия здесь могут заключаться в том, что при отсутствии нарушений законодательства, т.е. в тех случаях, когда убытки причиняются правомерно, например в силу заключенного договора, возможны отступления от общего правила полного возмещения убытков. При неправомерном причинении убытков уменьшения возмещения их объема не может быть, так как в противном случае поощрялся бы правонарушитель, что, конечно, нелогично и несправедливо.

Статья 15 ГК, определяя общее содержание убытков, имеет в виду оба названных случая, но не смешивает их из-за различий в их правовой сущности. Положения ст. 15 сформулированы следующим образом: "Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере".

Если убытки были причинены какому-либо участнику природоресурсных отношений, не состоящему в договорных отношениях с причинителем вреда, то убытки также в полном объеме возмещаются на основании ст. 1064 и других статей гл. 59 ГК. Такие ситуации возникают часто, например, при самовольном захвате чужого земельного участка, его порче, при разрушении гидротехнических сооружений, что приводит еще и к порче сельскохозяйственных угодий или гибели урожая.

Для терминологического различия убытки, причиненные вследствие недолжного исполнения обязательств, принято называть ущербом (гл. 25 ГК). Убытки, причиненные при отсутствии обязательств, предусмотренных договором или специальным нормативным актом, – вредом (гл. 59 ГК). Применительно к правовым отношениям, связанным с природопользованием, убытки могут выражаться в расходах, которые предприятия или организации произвели, но по чьей-то вине они были для них потеряны, не оказав благотворного воздействия на состояние природного объекта.

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств, например, вывоз токсичных отходов производства в предназначенное для их захоронения или утилизации место и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.

 

Правовой статус Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

· осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации;

· согласовывает лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косуль, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси и соболя;

· согласовывает квалификационные требования к руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

· осуществляет охрану и воспроизводство объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· осуществляет охрану водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· регулирует численность объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· ведет государственный учет численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира, находящихся на этих территориях;

· осуществляет меры по воспроизводству объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и восстановлению среды их обитания, нарушенной в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

· ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения;

· принимает решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ;

· согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон;

· выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами;

· осуществляет оформление охранных обязательств, паспортов и других документов памятников природы федерального значения;

· утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;

· осуществляет учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

· осуществляет надзор (контроль) за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, лесных отношений с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;

· обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

· организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

· давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства;

· учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания;

· привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

· создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

· учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств;

· учреждать по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства.

Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

· осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя:

· федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

· государственный земельный надзор;

· государственный надзор в области обращения с отходами;

· государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

· государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

· государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

· государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

· государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

· государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

· федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

· федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки);

· федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

выдает в установленном порядке разрешения на:

· использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

· содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, на гибридизацию объектов животного мира;

· ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций;

· вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру;

· создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации;

· выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение

· осуществляет охрану водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· координирует деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в пределах своей компетенции;

· осуществляет прием от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

· ведет государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV классов опасности;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

· запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

· привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;

· применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

· приостанавливать использование лесов в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;

· направлять в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представления по ограничению, приостановлению или запрещению использования объектов животного мира на определенных территориях и акваториях в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;

· создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

· разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений государственных инспекторов Службы, а также порядок ношения форменной одежды.

 

Правовой статус Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

· осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации;

· осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

осуществляет:

· в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

· формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;

· государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции);

· государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции);

· государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

· государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

· руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции;

· обеспечение функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации;

· обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;

· обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

· метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации;

· обязательную сертификацию метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов;

· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

· привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

· применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

· создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

· учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

Правовой статус Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет контроль и надзор:

· за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

· за ядерной, радиационной и технической безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

· за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

· за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

· за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

· за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики;

· за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

· за соблюдением требований пожарной безопасности на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ и при ведении взрывных работ;

· за соблюдением обязательных требований юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);

· за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами;

· за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;

· за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности;

выдает разрешения:

· на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;

· на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;

· на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;

· на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;

· на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации);

· устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты;

· регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;

· проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;

согласовывает:

· квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;

· перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий;

· правила эксплуатации гидротехнического сооружения;

· границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства;

· организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении на них аварий;

· создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы;

· руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами;

· выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;

· утверждает декларацию безопасности гидротехнического сооружения;

· обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

· разрабатывает, утверждает и вводит в действие руководства по безопасности при использовании атомной энергии (в пределах своей компетенции);

· участвует в работе по аккредитации в области использования атомной энергии;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

· осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

· привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

· применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

· создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

· разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, а также порядок ее ношения и нормы обеспечения;

· учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Службы и официальных объявлений, а также для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Службы.

Правовой статус Федерального агентства по недропользованию.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

организует:

· государственное геологическое изучение недр;

· экспертизу проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых;

· проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

· проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

· проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

осуществляет:

· отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;

· правомочия обладателя геологической информации о недрах от имени Российской Федерации;

· выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;

· организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

· учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

· принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

· принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

· выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;

· внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий;

· принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;

· установление конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в том числе расположенному на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора (если иное не установлено международным договором), в пределах минимальных и максимальных ставок, установленных законодательством Российской Федерации о недрах;

· составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса;

Федеральное агентство по недропользованию в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере

· привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;

· создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

· создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Агентства;

· запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства.

Правовой статус Федерального агентства водных ресурсов.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:

организует:

· территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;

· осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;

· осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

· осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

осуществляет ведение:

· государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования;

· в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности;

· разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов;

· государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;

· разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· устанавливает режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;

· существляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

· взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

Федеральное агентство водных ресурсов в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;

· запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам сферы деятельности Агентства;

· привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;

· создавать совещательные и экспертные органы для обсуждения актуальных вопросов сферы деятельности Агентства.

Правовой статус Федерального агентства лесного хозяйства.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет:

· установление возрастов рубок;

· рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

· рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции;

· государственную инвентаризацию лесов;

· организацию лесного семеноводства;

· формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений;

· установление лесосеменного районирования;

· государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

· обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепления на местности местоположения их границ;

· контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений,

· меры пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

· контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений с правом отмены не носящих нормативного характера правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

· разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации в случае, когда осуществление указанных полномочий не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

· рассмотрение проекта лесного плана субъекта Российской Федерации и направление заключения на него;

· согласование сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

· государственный мониторинг воспроизводства лесов;

· ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

· определяет количество лесничеств и лесопарков, а также устанавливает их границы;

Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности Агентства;

· проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства;

· осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных ему организаций;

· привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

· разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· учреждать в установленном порядке средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Агентства и официальных объявлений, для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства;

Правовой статус Федерального агентства по рыболовству.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

· по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;

· по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства), производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Федеральное агентство по рыболовству осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

организует:

· комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания;

· мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

· проведение конкурсов на право заключения договора о пользовании рыбопромысловым участком;

· профессиональное обучение и повышение квалификации специалистов для рыбного хозяйства в соответствии с международными и российскими требованиями;

· искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных биологических ресурсов;

· проведение рыбохозяйственной мелиорации;

осуществляет:

· разработку и представление на государственную экологическую экспертизу предложений об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов;

· государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга;

· определение ежегодно общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и Каспийском море (далее - общие допустимые уловы водных биологических ресурсов);

· распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленных Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, применительно к видам квот;

· заключение договоров пользования рыбопромысловым участком;

· заключение договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов;

· согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;

· обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации в области рыболовства, рыбного хозяйства и торгового мореплавания (в части, касающейся промысла водных биологических ресурсов), в том числе подготовка предложений, касающихся позиции Российской Федерации по вопросам добычи (вылова) водных биологических ресурсов для иностранных государств, а также выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской

· охрану на внутренних водных объектах анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем таких водных биологических ресурсов, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

· ведение государственного рыбохозяйственного реестра;

принимает решения:

· о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

· о продаже на аукционах права на заключение договора о закреплении долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства или добыча (вылов) которых осуществляется в новых районах их добычи (вылова), либо договора пользования указанными водными биологическими ресурсами;

выдает разрешения в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, а также проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности Агентства;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг, включая выполнение работ по строительству рыбопромысловых судов для федеральных государственных нужд, в установленной сфере деятельности;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Агентства;

осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

Федеральное агентство по рыболовству с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности Агентства;

· проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства;

· осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций Агентства;

· учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности Агентства и награждать ими работников центрального аппарата Агентства и его территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

· привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

· разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды;

· учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства;

· создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы и коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Агентства;

Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.