Пророчества о Пастыре и Новом Завете
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следующий раздел начинается с 33 главы. Он содержит в себе пророчества, которые были сказаны уже после падения Иерусалима. Раздел начинается с того, что Иезекиилю напоминается о том, что он страж дома Израилева, что он отвечает за то, чтобы слово Божие было возвещено людям. И если он не будет обличать беззаконника, то кровь этого беззаконника взыщется с него.

В 12-й год после переселения приходит один из спасшихся из Иерусалима и говорит: разрушен город. С того момента как умерла его жена, пророк был безмолвен, как это ему и было сказано. Когда же пришел этот вестник из Иерусалима, разрешились уста его.

Пророк произносит обвинительную речь против пастырей Израиля. Это тема для нас не нова, мы ее уже видели в книге пророка Иеремии, но здесь она обретает некоторую, если хотите, полноту. "И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? […] Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. […] И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей […]. И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, и что вы – овцы Мои, овцы паствы Моей; вы – человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог" (Иез.34:1-2;10-16;23-25;30-31). В ближайшем историческом смысле речь может идти о Зоровавеле. Но дальше, когда пророк возвращается к этой теме, он говорит, что Давид будет князем у них вечно (Иез.37:25), что на Зоровавеле не исполнилось, но исполнилось на Христе. Пастырем изображали Иисуса Христа и пророки Исаия (40:10-11) и Иеремия (23:5-6).

И здесь, как раз, в связи с явлением Пастыря снова говорится о завете. В результате того, что Господь даст им этот новый завет, они и узнают, что Он – Господь Бог их. Свойством Нового завета будет близость Бога, пребывание Бога с людьми и богопознание.

Согласитесь, что в контексте этих слов пророка Иезекииля совершенно по-другому звучит для нас с вами притча о добром пастыре из 10-й главы Евангелия от Иоанна. Взятая вне библейского контекста, она становится милой пасторалью, где овечки пасутся, пастух охраняет их от волков. Но для людей, которые были знатоками Писания, слова о Пастыре означали грозным приговором. Давид здесь – это Христос. Если Пастырь уже пришел, значит кончилось время Ветхого Завета. Вожди Израиля лишаются своей власти и посреднических функций, овцы им более не подвластны. Только безумие Его слушателей и их противление не дало им этого усвоить, так же, как и во многие другие моменты евангельской истории.

Затем говорится о суде над теми, кто Израиль притесняет, пророчество о возвращении израильтян, о том, что Сам Господь их соберет и что сделает Он это не ради них, а "сделаю Я это ради имени Моего". Очень важный здесь открывается момент. Притом, что, казалось бы, все рухнуло, всех вернули туда, откуда когда-то вышел Авраам, оказывается, что Господь верен Себе. Оказывается, что неверность человеков не упраздняет Его Завета, что Господь все равно сделает то, что Он хочет сделать: Я вас избавлю, Я вам дам землю, Я буду вашим Богом, Я вас умножу, Я дам вам Свое благословение. Мы видим, что все это сохраняется по-прежнему и здесь, даже в условиях этого рассеяния, в условиях кажущегося проклятия. Господь подчеркивает, что делает это не по причине превосходства избранного народа над всеми прочими, но по собственной милости, ради Себя: "И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришел. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. […] Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев" (Иез.36:21-29,32). Речь идет о Новом Завете. Как и у пророка Иеремии подчеркивается, что результатом Нового Завета будет то, что человек переменится, что его не будет больше так тянуть на греховный путь, что Господь очистит его и закон Свой сделает внутренним содержанием его жизни, сделает его храмом Духа Святаго, "Дух Мой вложу в вас", говорит Господь.

Пророчество о Воскресении

Возвращение из плена, возрождение страны есть прообраз Нового Завета, когда будет одержана Христом победа над смертью. Раскрывается это посредством видения о сухих костях. Иезекииль видит поле усеянное сухими костями, и Господь спрашивает, "оживут ли кости сии? И сказал я: Господи Боже, Ты знаешь это" (Иез.37:3). И тогда Бог повелевает пророчествовать на эти кости, и вот он видит, как происходит шум и движение и собираются кости между собой и покрываются плотью и сказал Он: "Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище" (Иез.37:9-10). Здесь, конечно, сразу вспоминается сотворение человека. Как сотворен человек? Персть и дух, который вдыхает Господь в него – и становится человек душею живою. И здесь мы видим в каком-то смысле новое сотворение человека: из этих мертвых костей собирает Господь их телеса и снова дух входит в них и снова их оживляет, "и так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву, и узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас из гробов и вложу в вас дух Мой и оживете и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь" (Иез.37:12-14). Здесь в исторической перспективе показывается то, что снова будет жить этот народ на своей земле, а в пророческой, конечно же, речь идет о воскресении. Этот текст уникален по своему богослужебному употреблению. Содержащая его паремия единственная, которая читается на утрене, а не на вечере или часах. Такое исключение сделано только для утрени Великой Субботы. После великого славословия читается именно вот этот отрывок из книги пророка Иезекииля о воскресении и восстании сухих костей, именно из-за его наглядности, яркости и невозможности истолковать его по-другому.

Господь говорит о том, что соберет Израиль и Иуду рассеянных вместе, как два жезла сложенные в одну руку, и что не будут больше враждовать, не будут оскверняться идолами, "А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. […] и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки" (Иез.37:24-28). Эти слова подтверждают, что новый завет будет заветом вечным, заветом непреходящим в отличие от ветхого завета.

Великая битва

В подтверждение грядущей славы Господней и защиты Им своего народа описывается великая битва народов. Некий царь, называемый Гогом из земли Магог, придет с великими полчищами, но Господь поразит их так, что долгие дни будут погребать павших и в течение семи лет не будут иметь нужды в дровах, сжигая древки оружия врагов. В связи с этим пророчеством святитель Иоанн Златоуст говорит: "Некоторые разумеют это в иносказательном смысле о Церкви и о диаволе, и о гонениях, которые в разное время воздвигаемы были нечестивыми царями" [22, т.6, кн.2, c.688]. Однако все гонения есть лишь прелюдия гонения последнего. О Гоге сказано: "не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них? И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей. […] И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. […] И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, […] и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле. И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь. Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог, – это тот день, о котором Я сказал" (Иез.38:17-18,20; 39:6-8). Изображаемая здесь картина может быть отнесена к последним временам. Образ этой последней битвы присутствует и в Апокалипсисе: "Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное" (Откр.20:7-10).

Видение Нового Иерусалима

В последних восьми главах, начиная с 40-й, идет описание видения нового царства Божия, инструкция для вернувшихся из плена, как должен быть устроен храм, как должны совершаться там жертвы и приношения, как должен быть устроен там город, и как должна быть разделена земля между людьми. И здесь мы сразу видим, что это установление не было исполнено после того, как израильтяне вернулись в землю обетованную. Но в описании этого нового Иерусалима, нового храма несомненно присутствуют черты, которые повторяются затем в книге Откровения апостола Иоанна Богослова. Эти повторения показывают, что действительно завет, который Господь заключит с Израилем, не есть завет, который заключен с кем-то – с Ездрой или с Зоровавелем, а именно завет, который Христом приносится на землю. Видение этого города – это не отстроенный после разрушения Иерусалим, поскольку он был отнюдь не так славен и величественен, а как раз это видение уже нового Иерусалима, это видение откровения и явления Царства Божия на земле. И вот описывается город с равным измерением своих стен, описывается 12 ворот над которыми имена колен Израилевых, точно также как мы видим потом и в Апокалипсисе, причем видение это сопровождается явлением Господа и ангела, который имеет некую трость для измерения, точно так же, как это происходит в Апокалипсисе.

Размеры и устройство храма описаны так тщательно не случайно. "Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтоб они устыдились беззаконий своих, и чтобы сняли с него меру" (Иез.43:10). Следует искать духовный смысл.

Иезекииль видит, как Слава Господня возвращается в храм снова (мы помним, что Слава Божия оставила храм в Иерусалиме) и проходит через восточные врата храма и снова оказывается там, где ей и должно быть. Отрывок из 44 главы читается в качестве паремии на Богородичные праздники, потому что там говорится, что Господь войдет затворенными вратами, и никто более кроме Него не сможет этими вратами прийти, что Он воссядет после этого, как князь и произойдет это тогда, когда в течение семи дней будет совершаться очищение, в течение семи дней будут приноситься жертвы. И по окончании этих дней, в восьмой день войдет уже Господь Сам для того, чтобы воссесть в этом храме. Читается это как вторая паремия, изображая нетленное рождение Девою Богородицею Христа, который есть откровение и явление Славы Божией и снова совершает явление пребывания Бога среди Своего народа.

Описывается поток, который истекает из-под храма и превращается в великую реку и эта река впадает в мертвое море, и оживляет это мертвое море, и исцеляет его, и оно снова населяется рыбами и другой живностью. Конечно, этот источник, этот поток живой воды, у которого растут деревья – это тоже пророчество о благодати Духа Святого, которым исполнена будет Церковь. В откровении Иоанна Богослова очень много текстуальных заимствований как раз из книги пророка Иезекииля, которые, по-видимому свидетельствуют о том, что речь идет об одном и том же. Например: "И был я в духе и вот престол стоял на небе и на престоле был сидящий и сидящий был видом подобен камню… и радуга была вокруг престола, а вокруг престола 24 престола, а на них видел я 24 старца, которые были облечены в белые одежды" (Откр.4:3-4). Причем посреди престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади и "первое было подобно льву и другой тельцу и третье лицо, как человека" и т.д., то есть снова оживает перед нами видение Иезекииля.

Обращу ваше внимание вот на что: мы помним, что в пророческих книгах у Исаии, у Иеремии звучит тема отвержения культа, отвержения жертвоприношений не сопровождаемых праведностью. И возникает в какой-то момент такое ощущение, что действительно ничего это не нужно, никакой культ, никакое богослужение, а требуется только справедливость, добро, разные хорошие дела, вера в Бога. Здесь же как раз оказывается, что вот это устроение новозаветной земли тоже сопровождается очень четким уставом о том, как надо совершать богослужение, что нельзя от этого устава отступать; и любопытно, что когда мы видим здесь в Апокалипсисе этих старцев вокруг престола, то мы видим их совершающими богослужение, что четверо животных, которые стоят вокруг престола, вопиют: "Свят, Свят Господь Вседержитель, Который был, есть и будет". И животные воздают славу, и старцы поклоняются, то есть видение вот этого Нового Иерусалима, новой реальности, тоже сопряжено с богослужением. Это заставляет нас задуматься и о смысле нашего с вами богослужения, что это не просто некоторая такая устарелая обрядность, которую нужно отменить, изменить и вот только собираться для того, чтоб вместе попеть под гитару и почитать Священное Писание, но что здесь, конечно, тоже есть некое явление новой небесной реальности, которая в Писании перед нами предстает именно в виде стройного и согласного славословия и поклонения Богу Вседержителю.

Отличие видения Иезекииля от видения Иоанна Богослова в том, что Иезекииль подробно описывает храм, а евангелист Иоанн говорит, что в этом городе нет храма, потому что Сам Господь является храмом для людей своих, то есть некоторое окончательное исполнение и завершения вот этого пророчества, что "Я буду их Богом, Я буду их городом, Я буду ограждением, Я буду их храмом", что не бывает никогда ночи в этом городе, потому что там Господь – освящение его и Слава его. "Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: "Господь там"" (Иез.48:35).

Глава 9. Книга пророка Даниила

Содержание
9.1. Даниил и Анания, Мисаил и Азария в Вавилоне
9.2. Сон Навуходоносора
9.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской
9.4. Безумие Навуходоносора
9.5. Пир Валтасара
9.6. Даниил во рву львином
9.7. Видение четырех зверей
9.8. Видение овна и козла
9.9. Пророчество о седминах
9.10. Видение великой брани
9.11. Неканонические добавления

Книга пророка Даниила относится к группе пророческих книг, исторически связанных с вавилонским пленением. Она отличается от прочих пророческих книг тем, что в ней практически нет того, что мы называем пророческими речами. В основном, это запись событий из жизни пророка и его окружения, бывших ему или другим видений и объяснения этих видений, записанные пророком.

В еврейском каноне книга пророка Даниила отнесена к "писаниям", а не к "пророкам". Некоторые современные исследователи объясняют это вышеназванными особенностями книги, говоря, что она носит учительный характер. Блаженный Феодорит Кирский говорит об этом по-другому. "Справедливо же будет плакать об иудеях, которые пророка сего осмелились исключить из пророческого списка, и притом опытом дознав истинность его пророчества. Известно, что нынешние иудеи к иным нечестивым своим делам присоединили и эту хулу, отрицанием пророчества стараясь затемнить ясное свидетельство о пришествии Спасителя нашего" [53, т.29, c.208].

Об особенностях книги профессор П.А. Юнгеров писал: "Как при изъяснении книги пророка Иезекииля, так и в книге Даниила толковники обращали внимание на особенный — символический характер изложения пророчеств. Даниил разъяснял сны и сам получал откровения во сне (Дан.2:19; 4:11; 7:1). Символы и сновидения нередко открывал и разъяснял ему Ангел (Дан.7:16–8:15); через Ангела же он иногда получал символические откровения (Дан.9:24; 10:11). Часто встречающаяся апокалипсическая форма получаемых Даниилом и излагаемых им откровений (особ. 7–12 глл.) также отличает эту книгу от других ветхозаветных писаний. Поражает читателей и грандиозность символики Даниила, превосходящая с этой стороны символику Иезекииля и Захарии (особ. Дан. 7 гл.). Заметно в символике Даниила некоторое единообразие: Сын человеческий, муж, человек (Дан.7:13-15; 8:15-19; 10:5-6,16,18; 12:5-8) являются представителями ангельского мира, царства Божия и царства святых, а звери разных пород и борьба между ними являются символами язычества и взаимоотношений языческих царств (Дан.7:3-8; 8:3-25). В этой разности символов толковники справедливо видели указание на человечность и богоподобие царства Божия и его символов и на зверство язычества, его характера и символов" [62, кн.2, с.337–338].

Книга пророка Даниила по содержанию может быть разделена на две части: историческую (1–6 глл.) и пророческую (7–12 глл.). В первой части излагаются жизнь пророка Даниила и современные ему исторические события в вавилонском и мидо-персидском царствах. Во второй части излагаются видения и откровения, которых Господь удостаивал Даниила, открывая ему события будущего, касающиеся не только его эпохи, но и пришествия Спасителя, а также последних времен.












Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.