Пророк начинает свое пророчество с того, что он совершает символические действия. Почему? Потому что слова, очевидно, уже мало действовали, и вот пророк совершает много разных символических действий, которыми он пытается привлечь внимание своих соотечественников. Причем эти действия иногда имеют скандальный, соблазнительный характер, и даже в его речах мы увидим потом нечто такое, что я даже затрудняюсь зачитывать эти места здесь на лекции из-за их необычайной выразительности и натурализма. Пророк Иезекииль, конечно, более чем все другие пророки может быть назван ветхозаветным юродивым, то есть он странно себя ведет, странно говорит и вызывает постоянно всеобщее недоумение, по-видимому, единственный такой способ достучаться до тех, кто его видит или слышит. В это самое время рыдал в Иерусалиме Иеремия, который пытался обратить народ к покаянию и пытался отвратить его от ложных шагов, поскольку предвидел уже гибель и разрушение. То же самое делал на Ховаре пророк Иезекииль.
Первое, что совершает пророк – он берет кирпич и делает на нем изображение Иерусалима, устанавливает этот кирпич посреди селения и начинает вести против него планомерные осадные работы. Насыпает вал и располагает там стан и строит стенобитные машинки и ведет штурм этого кирпича на удивление соплеменникам и объясняет потом, что это знамение осады Иерусалима, которая приближается. Вы представляете себе, как штурмовали города в древнем мире? Если были силы и возможность, то обычно против стены насыпали вал из земли такой же высоты, как стена и потом начинали с этого вала двигать такую же кучу грунта к стене, чтоб можно было выйти на одном с ней уровне. Вот он строит тоже такой же вал вокруг этого кирпича, и затем объясняет смысл происходящего.
Принадлежа к избранному народу, и он в каком-то смысле несет на себе ответственность за то, что происходит. И он должен лежать сначала 390 дней на левом боку, неся на себе, как бы, беззакония дома Израилева по числу дней его, потом должен лежать на правом боку тоже неподвижно и 40 дней нести на себе беззакония дома Иудина день за год и день за год, всего триста девяносто. При этом ему дается указание о том, что здесь именно обличение грехов, за которые гибнут эти народы, говорится: "И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него. Вот, Я возложил на тебя узы, и ты не повернешься с одного бока на другой, доколе не исполнишь дней осады твоей" (Иез.4:7-8).
Затем он полагает на себя пост, то есть из всех видов зерна, которые есть в его распоряжении, он делает себе хлеб, и в те дни когда он лежит на боку, если перевести в наши привычные меры, то годе-то 300 граммов хлеба в день и 600 граммов воды в день он выпивает, изображая этим меру хлеба и питья, которые будут иметь люди в осажденном городе. Более того, его Господь заставляет делать нечистый хлеб, и только когда тот взмолился о том, что от юности и доныне ничего нечистого и скверного он не ел, Господь отставляет это повеление и говорит, что вот так в Иерусалиме не будет хлеба и будут есть все нечистое, как это повелено делать тебе.
Следом за этим участь народа изображается следующим образом. Пророку повелевается обрить голову и обрить бороду; волосы, которые он сбреет разделить на три части и одну часть сжечь огнем посреди этого города, который он соорудил, другую часть рассыпать вокруг этого города и мечем изрубить, а третью часть просто развеять по ветру, говоря, что также произойдет и с жителями Иерусалима. Часть его погибнет в городе, часть вокруг него и часть будет рассеяна среди всех народов, но и из той части, которую он должен развеять по ветру, он должен часть удержать и сжечь потом в огне.
Главным грехом, в котором Господь обвиняет через Иезекииля иудеев, есть идолопоклонство, то есть отступление от завета с Богом, отступление от самой главной и первой заповеди: "да не будут у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх.20:3).
Дальше описывается грядущее разрушение капищ и избиение идолопоклонников, и говорится, что только остаток, только праведные сохранятся.
Почему же не внимали пророкам? Поймите правильно, это нам с вами ситуация видна такой, какой ее изображают пророки: разные непотребства, неправда, отступление от Бога и т.д. Если же на нее посмотреть глазами внешними, то не все так очевидно. Все еще довольно респектабельный столичный город Иерусалим, приличные люди, которые писали книги, вели торговлю, строили что-то. Трудно было, наверное, поверить, что вот сейчас всего этого не будет, сейчас все это разберут и развалят по камушкам, сожгут и всех поубивают. И, конечно, наверное, можно было услышать: ну, да, есть какие-то грехи, ну у кого их нет? Ну служим мы Ваалам и Астартам, но ведь никого не убиваем и т.д. Отсюда такая беспечность. Господь говорит Иезекиилю: "И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк" (Иез.33:31-33).
Так же можно вспомнить и Ноя. Наверное, забавно было смотреть на старичка, который год за годом строил себе огромное судно такое на сухом месте, и наверное были такие любители, которые каждый день приходили посмотреть, как он строит, посудачить, как строительство идет и дальше идти заниматься своими делами, пока не пришел потоп и всех не потопил, потому что открыто для пророчествующего часто бывает закрыто для простого человека. Ну, и мы тоже смотрим так: конечно, плохо живется вокруг, но стоит же все; ну, неужели может такое вот случиться, что все закончится? Если выйти и начать вопиять об этом, наверное, посмеются, в психбольницу отвезут. Точно так же, наверное, относились и к этим пророкам. Не случайно сам Господь предупреждает, что не будут они верить, но пусть знают, что был среди них пророк, когда все это случится.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.