В первом отделе описывается призвание Иезекииля к пророческому служению. Здесь мы видим невероятно сложное описание или, скорее, попытку описания того, что он увидел на реке Ховар, а именно видение подобия Славы Божией. Приведу описание, заимствованное из учебного пособия епископа Сергия (Соколова) [46, c. 120–212]:
"Пророк увидел большое грозное облако, движущееся с севера, вокруг него было необыкновенное сияние, внутри его – "как бы свет пламени из средины огня" и в нем – подобие четырех животных, с четырьмя лицами и четырьмя крыльями и руками у каждого животного, при одной голове. Лица были подобны человеческому (спереди), львиному (с правой стороны), тельца (с левой стороны) и орла (на обратной стороне по отношению к человеческому лицу).
Вид этих животных, которые в 10-й главе называются херувимами, был подобен виду горящих углей, быстрота их движений сравнивалась со сверканием молнии; между ними – огонь, из которого исходят сияние и молнии.
Внизу ("на земле") возле каждого из четырех лиц животных было двойное колесо ("колесо в колесе"); высокие ободья колес были усеяны множеством очей (символ ведения). Колеса эти, образующие неземную (ангельскую) колесницу, двигались вместе с животными, "ибо дух животных был в колесах", причем двигались "на четыре свои стороны" не оборачиваясь.
Херувимы своими крыльями поддерживали утверждавшийся над ними небесный свод (греч. stereoma – твердь), имевший вид кристалла, чем обозначается его прозрачность; над этим сводом, выполняющим роль помоста или подножия – престол, по виду как бы из сапфира (драгоценного камня небесно-голубого цвета); на престоле восседал Подобный Человеку в сиянии как бы радуги.
Это видение пророк воспринял и назвал как "подобие славы Господней".
Бога, восседавшего на престоле в образе царя, видели и другие пророки: Исаия (гл.6), Михей, сын Иемвлая (3Цар.22:19), – но откровение Иезекиилю славы Божией прямо поражает своей оригинальностью, грандиозностью и символизмом.
Четыре лица животных, также как и очи неземных (ангельских) колесниц, обращенные на четыре стороны света, символизируют всеведение и власть Бога, управляющего всем миром чрез Своих служителей – ангелов.
Свод небесный и твердь, которую поддерживали херувимы – это изображение небесной тверди, которую создал Бог во второй творческий день для разделения небесных и земных вод (Быт.1:6), но престол Божий – вне (выше) этой тверди,
Радуга – символ завета Бога со всем человечеством, а не только с евреями (Быт.9:12).
В целом это видение изображает Бога Всемогущим, Всеведущим и в то же время благостным Творцом и Промыслителем всей вселенной и всех народов; тем самым оно имело целью ободрить Иезекииля и чрез него всех пленников, внушить им мысль о том, что владычество всемогущего Бога не ограничивается никакими пределами, что в земле переселения они находятся под Его властью и поэтому должны сохранять Ему верность, не терять надежды на спасение, сохраняя себя в чистоте от языческого нечестия. Таков смысл этого видения в отношении к современникам пророка.
Церковь находит в этом видении еще мессианское значение. Так "Сидящий на престоле" Подобный Человеку – это Сын Божий; колесница же знаменует Божию Матерь, Которая в церковных песнопениях называется "колесницею Солнца Умного", "огнеобразною колесницею Слова". Четыре различных лика херувимов – образы четырех евангелистов".
Начальная часть этой книги, а именно видение подобия Славы Божией, и заключительная часть – видение новой обновленной Святой Земли исключительно сложны для толкования. Очень важно отметить, что откровение Славы Божией оказывается связанным с "подобием человеческим". И здесь мы, конечно, сразу вспоминаем первую главу Евангелия от Иоанна, о том что "Бога никтоже виде нигдеже, единородный Сын, сый в лоне Отчем, той яви" (Ин.1:18). Слава Божия является именно Сыном Божиим.
Обратите внимание, где ему это открывается. Не в Иерусалиме, не в храме, а где-то в совершенно чужой заброшенной языческой земле. Вдруг ему там открывается Господь, что уже само по себе, как бы с самого начала противоречит представлениям о том, как все это должно происходить. Где, скажем, открывался Господь Моисею? В скинии над крышкой Ковчега, оттуда ему Господь говорил. Храм должен был быть центром этого откровения, ведь это все происходит в момент, когда Иерусалим еще стоит на месте, храм стоит на месте, там совершается служение и странно, почему он видит вдруг Славу Божию совсем не там, где ей полагается быть.
После этого Господь призывает Иезекииля на служение, и говорит: "Посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, […] с огрубелым лицем и жестоким сердцем, - к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: так говорит Господь Бог! Будут ли они тебя слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них" (Иез.2:3-5). К нему простирается рука, держащая свиток, который разворачивается перед ним и на котором написано: "плач, и стон, и горе". Пророк получает повеление съесть этот свиток, и он съел его и было в устах его "сладко, как мед", притом, что такие страшные были написаны слова на этом свитке.
И снова Господь обращается к пророку: "Встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами; ибо не к народу с речью невнятною и с непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву, не к народам многим с невнятною речью и с непонятным языком, которых слов ты не разумел бы; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя; а дом Израилев не захочет слушать тебя; ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лице крепким против лиц их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их и не страшись перед лицем их, ибо они мятежный дом" (Иез.3:4-9).
И вот, после того как пророк проводит семь дней в изумлении, Господь говорит, что он отныне страж, хранитель дома Израилева, и что он будет говорить и обличать. Если он обличит беззаконника в его грехах, и тот не отвратится от грехов своих и погибнет, то пророк чист от крови его. Но если он не будет говорить ему слова Господа, не будет его обличать, и тот погибнет, то кровь его на пророке, беззаконие грешника обратится на него. Господь поставляет судьбу пророка в зависимости от судьбы тех людей, к которым он посылается, и говорит, что исполнение того, что ему поручается вне его власти, но говорить, но пророчествовать, то есть рисковать жизнью, он должен, даже не имея никакой надежды на то, что его слово будет услышано.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 222.