Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К книге пророка Иеремии примыкает еще три книги. Первая книга – это "Плач Иеремии", стихотворное произведение, написанное в классическом жанре плача о разрушенном Иерусалиме. Состоит она из пяти плачей, в соответствии с разбиением по главам. Каждый из них имеет стихотворную форму. Четыре из них имеют алфавитный акростих, то есть имеют 22 строфы, каждая из которых начинается на соответствующую букву еврейского алфавита. Первая, вторая и четвертая песни имеют просто 22 стиха, каждый из которых начинается на букву, а третья имеет 66 стихов, по 3 стиха в строфе. Пятая глава, плач-молитва, тоже имеет 22 стиха, но там акростих не содержится. Один из толкователей говорит, что этим нарушением формы изображается смущенное и расстроенное состояние Иудеи.

Пророк оплакивает опустошение Иерусалима, разрушение его, гибель. Он описывает ужасы осады, о том как матери ели младенцев своих, как умирали от голода, от меча, непогребенные тела лежали среди развалин. Описывает свои собственные страдания и переживания во время этого разрушения и говорит о тех грехах, о нарушении суда и справедливости, о лжепророках, о притеснениях, которыми наполнился перед этим Иерусалим. Затем он возносит молитву к Богу, в которой исповедует сознание своей от имени народа греховности, молит о милости и помощи.

Изображение падшего Иерусалима перекликается с евангельским повествованием. Во второй главе 15 и 16 стихи звучат так: "Руками всплескивают о тебе все проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: "это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?" Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались и увидели!"

О себе пророк Иеремия говорит: "Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения Господа, благо человеку, когда он несет иго от юности своей, подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением" (Иер.3:27-30). Здесь, конечно, перекличка с Нагорной проповедью. Преподобный Ефрема Сирин видит здесь таинственное указание на путь монашеского подвига [17, т.5, с.520].

Еще две неканонические книги – Послание Иеремии и Книга пророка Варуха. Обращаю ваше внимание на них, потому что при подсчете канонических и неканонических книг обычно эти две стабильно выпадают из поля зрения учащихся. Лично Иеремии они не принадлежит, но иногда их обе усваивают Варуху, ученику Иеремии.

Первая содержит в себе обличение идолопоклонства, довольно развернутое изображение тщетности почитания идолов и различные доказательства того, что идол не есть бог.

Книга пророка Варуха, книга, как в ней самой сказано, написана Варухом уже во время плена вавилонского. В ней он во многом повторяет сказанное в книге пророка Иеремии, возвещает израильтянам о причинах плена и о том, что они вернутся впоследствии обратно. Из этой книги, несмотря на то, что она неканоническая, один отрывок читается в качестве паремии на вечерне Рождества Христова. Правда, мы с вами наверное не слышали, чтоб там было пророчество пророка Варуха, потому что провозглашается она, как пророчество Иеремии, что, видимо верно, поскольку многие тексты, которые в этой книге встречаются, явно заимствованы у Иеремии. Центральный момент этого текста, это 38-й стих 3-й главы: "После того Он явился на земле и обращался между людьми" (слав. "на земле явися и с человеки поживе"). Этот отрывок понимается, как отрывок о Боговоплощении, но, интересно посмотреть его и целиком. В целом, в этом отрывке речь идет скорее о законе Божием, о книге закона: "Кто взошел на небо и взял ее, и снес с облаков? Кто перешел моря и нашел ее, и кто принесет ее, лучшую чистого золота?" (Вар.3:29). "Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут" (Вар.3:36–4:1). Сошедший с небес Сын Божий – ипостасная Премудрость – даровал людям истинную премудрость, восстановил утраченное богообщение в Себе Самом, открыв тем самым путь жизни. "Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын сый в лоне Отчем, Той яви" (Ин.1:18). Можно прочитать этот текст и так, что книга заповедей и закон, пребывающий вовек, это как раз та самая "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1Тим.3:16), и, что "всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога" (1Ин.4:3). Вот эта вера и известие, спасительное для всех людей.

Примечания
10. Служба пророку Иеремии. Минея, май, 1-й день. Канон, песнь 6, тропарь 3.

Глава 8. Книга пророка Иезекииля

Содержание
8.1. Призвание к пророческому служению
8.2. Пророчества о гибели Иерусалима (символические действия)
8.3. Видение беззакония Иерусалима. Второе видение славы Божией
8.4. Обетование спасения
8.5. Предсказание о переселении
8.6. Обличение лжепророков и старейшин-идолопоклонников
8.7. Обличительные и пророческие притчи
8.8. Пророчество о Наследнике
8.9. Разорение Иудеи – подтверждение истинности обетований
8.10. Тема личной ответственности
8.11. Пророчества о языческих народах. Царь Тирский
8.12. Пророчества о Пастыре и Новом Завете
8.13. Пророчество о Воскресении
8.14. Великая битва
8.15. Видение Нового Иерусалима

Сама книга дает нам весьма и весьма мало биографических сведений об этом пророке. Сам он в книге называется Иезекиилем, сыном Вузия священника, то есть принадлежит к роду священническому, так же, как и пророк Иеремия. Само это имя может быть на русский язык переведено как "Бог укрепляет" или "Бог дает силы". Мы видим его уведенного в плен вместе с царем Иехонией в 597 году, и в пятый год своего пленения он начинает пророчествовать. И все даты он всегда приводит, именно начиная от года своего переселения. Самая поздняя дата, которая встречается в книге – это 27 год от переселения (Иез.29:17), то есть как минимум 22 года пророческого служения мы здесь можем видеть. Как минимум, потому что не все эти его пророчества каким-либо образом датированы. Из этой же книги нам известно, что по переселении в Месопотамию в месте, которое называется Тель-Авив у реки или у потока Ховар, который был притоком или каналом, может быть, примыкающим к Евфрату недалеко от Вавилона, Иезекииль обладал собственным домом, у него была жена – об этом мы узнаем, поскольку упоминается о ее смерти, и в целом жизнь переселенцев, судя по книге, достаточно мирная. Причем пророком Иезекииля, худо-бедно, но все-таки признавали, потому что мы видим, по крайней мере, один момент, когда старейшины приходят к нему для того, чтобы он вопросил для них Господа. Более ничего мы почерпнуть из книги не можем. Святым Епифанием Кипрским зафиксировано предание, согласно которому пророк Иезекииль был чудотворцем: благодаря ему переселенцы Тель-Авива были избавлены от хотевших их истребить разгневанных халдеев, когда пророк перевел их через Ховар, как по суху; он спас их от гибели во время голода, который там был; и последнее, что говорит о нем святой Епифаний, это то, что за свое ревностное обличение идолопоклонства пророк был убит своими единоплеменниками [61, с.98].

Служение этого пророка значительно отличается от всех других библейских пророков. Чем? Тем, что и призвание, и служение его происходит за пределами не только Иерусалима, не только Иудеи, а вообще вне Святой Земли от начала до конца. Это обстоятельство является весьма важным и очень тесно связано с самим смыслом этой книги, со смыслом происходящих событий.

Даже самые ревностные любители оспаривать каноничность и целостность библейских книг против единства книги пророка Иезекииля, как правило, ничего не имели. Книга имеет достаточно стройный план, и по содержанию она условно разделяется на четыре части.

Призвание к пророческому служению (главы 1–3). Обличение иудеев и предсказание падения Иерусалима (главы 4–24). Затем пророчества о других народах (главы 25–32). Обетования о возвращении из плена и даровании Нового Завета (главы 33–39). И, наконец, видение нового устройства Святой Земли, Иерусалима и храма (главы 40–48).

Некоторые пророчества, в частности пророчества, относящиеся к другим народам, все-таки сгруппированы по смысловому, а не по хронологическому принципу.

















Дата: 2019-02-02, просмотров: 207.