Откровение о Христе в псалмах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отдельную группу выделяют иногда мессианские псалмы, то есть те, в которых содержится пророчество о Христе. Разные учебники разное количество этих мессианских псалмов дают, но, по крайней мере, не менее 20-и к ним можно точно отнести.

Если взять Толковую Псалтирь Евфимия Зигабена, то там есть такая тенденция: буквально каждый стих так или иначе толковать в мессианском плане, то есть в каждом стихе находить какое-то указание о Христе. Другие толкователи, например преподобный Исидор Пелусиот, считали, что нет необходимости все совершенно Писание толковать применительно ко Христу, что это приводит иногда к довольно натянутым рассуждениям. Но, тем не менее, есть ряд псалмов, которые являются действительно мессианскими. В них есть пророчества о Христе, которые цитируются в Новом Завете именно в этой связи, которые нужно себе, конечно, представлять. Тем более что в Псалтири действительно многое о времени Христове изложено.

В качестве пособия по этому вопросу, есть таблички в приложении к Брюссельской Библии, в разных учебных пособиях. Есть у святителя Афанасия Великого – в послании к Маркеллину об истолковании псалмов [4], и в предуведомлении о псалмах [4], где у него есть довольно большой раздел, в котором он обобщенно излагает то, что говорится о Христе в псалмах.

Псалом 2. Здесь изображены, во-первых, противление иудеев Христу и восстание на Него, цитируется это место в книге Деяний апостольских: "вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным; Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его" (ст.1-2) – раз; два: "возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя" (ст.7), – о том, что Христос есть Сын Божий. "Аз же поставлен есмь царь от него над Сионом, горою святою Его" (ст.6), – то есть Христос – Царь, который есть Сын Божий. Ну и дальше – я это не буду целиком зачитывать: "Блажени вси надеющиися нань" (ст.12)

Псалом 8, на который ссылается Сам Господь Иисус Христос: "из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради" (ст.3), – и вот те же самые слова говорит Иисус Христос при входе в Иерусалим (Мф.21:16), – стихи знать полезно самим, я указываю только какие-то центральные стихи, вокруг них еще есть нечто такое, на что следует обратить внимание.

Псалом 15: "яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления" (Пс.15:10), – о том, что плоть Христова не увидит тления, и что душа Его не останется во аде.

Псалом 21, в котором подробнейшим образом излагается вид страданий Христа на кресте на Голгофе. С 21-м псалмом по выразительности может быть сравнима только 53-я и сопутствующие ей главы пророка Исаии. Во-первых, то, что этот псалом связан с Голгофой, говорит самый первый стих: "Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси" (Пс.21:2) – это вопль Христа на кресте, и эти Его слова в каком-то смысле подразумевают и всю остальную мольбу: "вси видящие Мя поругашасямися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его" (ст.9) – было? – было. "Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий" (ст.7); "отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. Яко вода излияхся; и рассыпашася вся кости Моя: бысть сердце Мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык Мой прильпе гортани Моему, и в персть смерти свел Мя еси… Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий" (ст.14-19) – и дальше: "помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык: яко Господне есть царствие, и Той обладает языки" (ст.28-29), – как я говорил, что в таких псалмах-плачах, в молебных псалмах в них в конце всегда бывает славословие. Здесь уже вот это славословие имеет форму пророчества о победе и об избавлении, которое крестом Господним будет совершено.

Псалом 23: "возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы" (ст.9) – эти слова истолковываются святителем Афанасием Великим как пророчество о Вознесении Господнем; так же как и 6-ой стих 46 псалма: "взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне", – тоже относят к Вознесению.

Псалом 39, в котором говорится следующее: "жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего" (ст.7-9), – речь идет о том, что Христос, который плотию приносит жертву на кресте, смертью своей упраздняет все жертвы ветхозаветные, и делается это по воле Божией.

Псалом 40, ст.6-10, Иуда и синедрион: "Враги мои говорили обо мне злое: "Когда же он умрет и погибнет с ним имя его?" И если кто из них навещал меня, неправду говорило сердце его; умножал он беззакония свои; уходил от меня, и совещались они. Обо мне шептались рани мои, на меня замышляли злое. Слова беззаконные говорили обо мне: "Неужели спящий восстанет вновь?" Ибо человек близкий мне, на которого я надеялся, вкушавший хлеб мой, поднял на меня пяту"

Псалом 44. Первая его половина вся целиком посвящена Христу: "красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век" (ст.3) и так далее… "Престол Твой, Боже, в век века: …возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих" (ст.7-8). Вторая часть – это часть, посвященная Церкви: "…преста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеянна преиспещренна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое" (ст.10-11). Следует заметить, что это место толкуется также применительно к Пресвятой Богородице. Именно из него берется прокимен на Богордичные праздники: "Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века" (ст.18).

Псалом 46, ст.6 уже упоминался в связи с пророчеством о Вознесении (см. псалом 23) "Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне".

Псалом 67, ст.2: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его"; ст.19: "Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися (даже среди непокорных вселишься)". Апостол Павел: "А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Еф.4:9,10).

Псалом 68, ст.10 "ревность дому Твоего снеде мя" – эти слова вспомнили апостолы после очищения Храма Христом. Стихи 13, 18-22 говорят о страданиях Спасителя "Даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиши мя оцта".

Псалом 71 тоже мессианский, речь идет о Соломоне, о сыне Давидовом, но идеальный образ царя, который здесь описан, он конечно исполнился не на Соломоне, а на Христе: "да восприимут горы мир людем и холми правду… И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов" (ст.3,5), – в этой поэзии, конечно, более мессианские черты вырисовываются, чем просто черты какого-то царя. Смотрите: "будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче ливана плоть его, и процветут от града яко трава земная. Будет имя его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его" (ст.16-17), – навряд ли, конечно, такие слова могут быть отнесены к Соломону; ст.6: "снидет яко дождь на руно", особенно, если вспомнить о знамении, данном некогда Гедеону (Суд.6:36-40).

К нему примыкает псалом 88, содержащий обетование Давиду о Сыне (ст.5,26-30,37).

Факт неверия во Христа во время Его служения тоже в Псалтири отмечен. В 94 псалме говорится: "не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни: в оньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя" (ст.8-9), – на эти слова, в частности, апостол Павел ссылается, как раз говоря о том, что здесь речь идет о тех, кто не принимает Христа: "…присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий Моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой" (ст.10-11), – те, кто не веруют во Христа, и те, кто волею уклоняют свое сердце от Него, те не войдут в покои Божии, то есть в Царство Небесное.

Псалом 109: "Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих" (ст.1), – псалом короткий – 7 стихов, и все стихи целиком мессианского содержания: о прославлении, о превечном рождении Христовом: "…из чрева прежде денницы родих Тя" (ст.3), и о том, что Он есть первосвященник Нового Завета: "клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову" (ст.4).

Псалом 117: "Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его" (ст.1). Из этого псалма взяты стихи, которые поются на утренней, после шестопсалмия и мирной ектеньи: "Бог Господь явися нам, благословен грядый во имя Господне!" (ст.25-26), – спрошу обязательно у кого-нибудь на экзамене, с какой стати мы начинаем на утрене трубить: "обышедше обыдоша Мя, и именем Господним противляхся им" (ст.11) и свет, лампады зажигаем. К чему все это, о чем идет речь? – причем здесь стихи переставлены местами относительно того, как они в 117 псалме расположены. Если на них внимательно посмотреть, то мы увидим, конечно, что в них изображается как раз пришествие Бога во плоти, победа Его над всеми неверующими и отвергающими Его: "не умру, но жив буду…" (ст.17); и, наконец, о камне, отвергнутом строителями, что именно о имени Иисусовом "преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних", то, что нет другого имени под солнцем, которым бы нам надлежало спастись – все это в 4-х коротеньких стихах удивительным образом содержится. И для человека, который понимает, о чем идет речь, конечно, в этих стихах и возвещается радость спасения и избавления человека, которая открывается после чтения покаянных псалмов шестопсалмия на утрени.

Псалом 131: "Се, слышахом Я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы" (ст.6), – о рождестве Христовом. "Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем" (ст.11), – тоже о Христе – это вспоминается во время Благовещения. "Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе…Священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему" (ст.13,16-17), – под этим светильником, который уготован Христу, понимается Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорил: "Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его" (Ин.5:35).

Пророчества о Божией Матери – уже упомянутые псалмы 44, 71 (ст.6) и 131 (ст.8): "Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея".

Есть также в Псалтири, – это не собственно мессианские места, – пророчества о призвании язычников: в 46 псалме (ст.1), в 71 псалме (ст.9-10).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 205.