Дальше мы выделили группу хвалебно-благодарственных псалмов. Она может быть также разделена на хвалебные и на благодарственные. В чем разница? Благодарственные – песнь благодарения – это выражение благодарности в какой-то конкретной сложившейся ситуации, в частности: в случае избавления от врагов, исцеления от болезни, прощения греха, по поводу чего и воспевается благодарственная песнь, которая имеет обычно в общем виде такую простую структуру:
– вступление, в котором выражается намерение принести хвалу;
– основная часть, где описывается собственно само событие, в котором это избавление произошло;
– некое заключительное славословие.
В качестве примера приведу 29-й псалом. "Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не возвеселил врагов моих из-за меня" (ст. 2). "Превознесу Тебя, Господи" – намерение совершить эту хвалу. Дальше идет: "Господи! Ты извел из ада душу мою, удалил меня от нисходящих в могилу…Услышь, Господи и помилуй меня; Господи! Будь мне помощником" (ст.4,11), – и, наконец: "Ты обратил плачь мой в радость, разорвал вретище мое и препоясал меня веселием. Да воспевает Тебя душа моя, да не буду сокрушаться. Господи, Боже мой! Во век буду исповедовать Тебя" (ст.12-13). Вот эта структура: призыв к хвале, непосредственное описание события, славословие. Причем здесь тоже, смотрите: "Ты же отвратил лице Твое и я смутился" (ст.8), – потеря богообщения воспринимается как одно из самых тяжелых испытаний и несчастий. И человек за что благодарит? – что "услышал Господь и помиловал меня", – снова Он услышал его молитву, снова вошел в общение с человеком.
Обратите внимание, в Псалтири, сам человек, сам факт его существования, сам факт того, что он создан по образу и по подобию Божию, несмотря на его падение, есть уже основание для принесения Богу хвалы и благодарения.
Хвалебные песни или гимны восхваляют Бога вообще за все Его благодеяния вообще, за Его благость, то есть не применяясь к каким-то конкретным сиюминутным событиям, – это просто песни, которые воспевают совершенство и благодеяния Божии; которые, собственно говоря, так же точно устроены:
введение – призыв хвалить Господа,
основная часть – обоснование,
и некое завершающее славословие.
Самый короткий и яркий пример, может быть не самый яркий, но простой для разбора такого псалма – это 116 псалом: "Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди" (ст.1) – призыв к славословию. "Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки" (ст.2). Другой пример– это 112 псалом, который желательно знать: "Хвалите отроки Господа, хвалите Имя Господне. Да будет Имя Господне благословенно отныне и до века" (ст.1-2). И дальше – "высок над всеми народами Господь, выше небес слава Его" (ст.4) – вот основание для хвалы. "Кто как Господь наш, на высоте Живущий, и на смиренных взирающий на небе и на земле, поднимающий с земли нищего, от гноища возвышающий убогого, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего" (ст.5-8). Обратите внимание, переход очень резкий, то есть сначала, что "От востока до запада славно Имя…" (ст.3), "Кто как Господь наш на высоте живущий…" (ст.5), – то есть исповедуется Его величие, слава, как Творца, как Того Кто превыше всего мира, и вдруг сразу резкий переход – "И на смиренных взирающий на небе и на земле, поднимающий с земли нищего" (ст.6-7), – то есть мгновенное изменение плана, переход от вселенской перспективы к какому-то конкретному нищему, что этот Господь, Которого славу не могут вместить небо и земля, при этом озабочен делами какого-то вот грязного нищего, который лежит на земле, Который до этого снисходит, – это тоже является основанием для славословия Бога в Псалтири. Существует известное антихристианское мнение о том, что Бог конечно есть, где-то там, но что Он каждым из скольких-то миллиардов человек занимается, входит в его проблемы – это конечно смешно и странно об этом думать: ну, может быть, следит за тем, как планеты вертятся вокруг Солнца, но, конечно, каждым конкретным человеком Он не занимается, или ими занимаются какие-то мелкие такие божки, разные там Марсы, Афродиты, еще кто-нибудь на посылках. А верховное божество, оно конечно в такие мелочи не входит. Библейское откровение как раз этому резко противоречит и утверждает совершенно обратное. И в этом тоже видят проявление величия, всемогущества и всеведения Божия.
Здесь уместно привести комментарий П.А. Юнгерова: "Миропромышление Божие для псалмопевцев было не внешним фактом, как бы со стороны лишь "наблюдаемым" человеческим разумом, а живою органической силой, без которой мир и человек не могут ни одной секунды жить, и зависимость от которой всем миром постоянно чувствуется и доставляет всему радость. Только такая глубокая вера в Промысл Божий была понятно псалмопевцам, доставляла им радость и возбуждала хвалебные гимны; только при ней возможны ожидаемые псалмопевцами славословия Богу от земли и всего сущего на ней" [64, c.10].
Еще псалом, который содержит в себе хвалу – 33-й.
Я еще раз повторюсь, что разделение носит условный характер, в одном псалме может сочетаться и то, и другое. Например, 33 псалом: "Благословлю Господа на всякое время…" и до "не лишатся всякого блага…" – это классический гимн, правда? А дальше: "Придите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас" – уже классический "учительный" текст, где чада призываются научиться премудрости, основанием которой является страх Господень. Поэтому 33 псалом, смотря с какого конца мы его будем смотреть, может быть отнесен и в ту и в другую группу. И это не единственный пример такого рода.
Учительные псалмы
Учительные псалмы содержат в себе размышления по поводу жизненных обстоятельств, наставления о мудрой и ответственной жизни в согласии с законом Божиим. Их характеризуют те же самые признаки, которые отличают в целом учительные книги. Во-первых, это прямые поучительные наставления; во-вторых, – притчи (Пс.127:3-4) и сравнения, образы, заимствованные из природных явлений. Потом – ряды перечислений. Некоторые из этих псалмов имеют в себе акростих, например 33-й и 118-й псалмы – там каждая строфа по буквам еврейского алфавита расписана. Затем, в таких псалмах часто встречается сравнение со словом "лучше", как в учительной литературе, или указание "блаженны" которые так-то поступают, которые так-то думают, или наоборот, отвращаются от чего-то. Например, первый псалом: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых". Как раз в первом псалме видна связь между Псалтирью и другими учительными книгами. "Но в законе Господнем воля его, и закону Его он будет поучаться день и ночь" (Пс.1:2).
Псалмы 1, 31, 33, 48 обязательно нужно в этой связи назвать. "Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое" (Пс.48:4-5) – это типичная лексика учительной литературы. Потом 126, 127 псалмы тоже имеют выраженный дидактический характер: "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий" (Пс.126:1). То есть, "если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж". Это как раз ритмическая форма, очень характерная для учительной литературы – параллельность стиха. "Блажен, кто исполнит желание свое через них, не устыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими, блаженны все боящиеся Господа, ходящие путями Его" – 126 и 127 псалмы. Псалом 132, пожалуйста, – то же самое в форме поучения: "Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе" (Пс.132:1) – тоже должен будет сюда относиться.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.