Богослужебное употребление книги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из первой и второй главы.

Читается книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. В понедельник, вторник, среду на вечерне читаются 1 – 2 главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38-я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов.42:12-17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми.

Вот, по-видимому, все, что я хотел вам сказать о книге Иова. Еще можно дополнить, что большая ее часть, с 3-ей по 42-ю главу, написана в основном стихами – в литературе встречается мнение, что это один из лучших образцов древнееврейской поэзии.

Примечания
1. Служба Иову Многострадальному. Минея, май, 6-й день. Стихира на литии.
2. "И здесь напоследок (диавол) приводит к праведнику жену, как сильнейшее из предпринятых средств [22, т.12, кн.3, с.1038]; "Чтобы яснее видеть осадное орудие, подведенное к этой несокрушимой стене, выслушаем самые слова" [22, т.12, кн.3, с.1034].

Глава 2. Псалтирь

Содержание
2.1. Разделение Псалтири
2.2. Святые Отцы о Псалтири
2.3. Надписание псалмов
2.4. Виды Псалмов
2.5. Хвалебные и благодарственные псалмы
2.6. Учительные псалмы
2.7. Откровение о Христе в псалмах
2.8. Об отношении к врагам – духовное понимание
2.9. Способ исполнения Псалтири

Псалтирь одной стороны изучать очень просто, потому что она у нас все время на слуху, и это наиболее читаемая книга из всего Ветхого Завета, неслучайно она даже нередко издается вместе с Новым Заветом. С другой стороны, по многообразию своего содержания и по известной своей неупорядоченности, она конечно достаточно проблематична именно для систематического изучения в рамках краткого курса. Но изучать надо. Можно выучить наизусть. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению. И в Лествице тоже мы видим, что когда игумен не стал поднимать одного из старцев после земного поклона, тот простоял несколько часов, и за это время по памяти вычитал про себя всю Псалтирь. Вот образцы для нас того, как нужно Священное Писание знать. Но если мы этого не имеем, то хотя бы какие-то общие представления о Псалтири должны себе составить.

По слову святителя Филарета Московского, Псалтирь "вместе с учением благочестия содержит также указания на историю оного, и многие пророчества о Христе Спасителе. Она есть превосходное руководство к молитве и прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном богослужении" [59, с.16]

В еврейской Библии Псалтирь называется "Тегиллим", или "Сефер Тегиллим", то есть "Хваление", или "Книга Хвалений". По-гречески: "Псалтирион". Это название древнего струнного инструмента.

Наибольшее количество псалмов написаны Давидом. Из них 73 имеют в еврейском тексте непосредственное надписание авторства. Еще пятнадцать имеют такое же надписание в греческой и славянской Библии. Кроме Давидовых, в Псалтырь вошли псалмы: Моисея – один (89), Соломона – два (71 и 126), Асафа-прозорливца и его потомков – двенадцать; Емана – один (87), Ефама – один (88), сынов Кореевых – одиннадцать, Аггея и Захарии – два (137 и 138). В книге Паралипоменон говорится, что во времена Езекии славили Бога "словами Давида и Асафа прозорливца" (2Пар.29:30).

В Новом Завете из Псалтири приводится 50 цитат. После книги пророка Исаии она является второй по частоте цитирования.

Для лучшего уразумения мы будем прибегать к русскому переводу Псалтири. Первым удачным опытом такого перевода следует признать "Перевод Псалтири на русский язык с греческого текста 70-и" под редакцией профессора Юнгерова [63]. Этот перевод ценен тем, что выполнен с учетом святоотеческого толкования, а не только лексики и грамматики.

На основании этого труда еще более удачный перевод выполнен Е.Н. и И.Н. Бируковыми. Он издан издательством ПСТБИ с параллельным текстом на церковно-славянском языке.












Разделение Псалтири

В начале надо сказать о нумерации псалмов. Дело в том, что нумерация псалмов в нашей русской и славянской Библии, которая следует греческому тексту, не соответствует нумерации еврейской, которая употребляется сейчас в западных изданиях Библии, поэтому если, скажем, вы возьмете так называемую "брюссельскую" Библию, то увидите, что там даются часто еще один номер в скобочках. Это происходит из-за того, что некоторые псалмы в еврейской Библии имеют другую разбивку, то есть, скажем, у нас это один псалом, а у них он разбит посередине и читается как два псалма. Обычно во всех наших Синодальных изданиях эта разница в нумерации указывается, поэтому имейте в виду, что если вы будете проверять сноску или ссылку в какой-то иностранной книге, то не начинайте сразу возмущаться, если вы не найдете в том псалме в русской Библии, на который указано, того текста. Нужно посмотреть соседний, потому что может на единичку отличие. Кто не ленив, может посмотреть, в каких псалмах там начинается расхождение.

На первый взгляд, Псалтирь может показаться книгой, не имеющей никакой системы и смысла в порядке расположения псалмов. Однако это не так. Святитель Филарет Московский делает по этому поводу следующее замечание: "Вид случайного соединения частей служит покровом тайны не только для Псалтири в целом ее составе, но также и для духа некоторых псалмов в особенности. Но несть нестроения Бог (1Кор.14:33), и хаос не может быть совершенством Его творения. Посему беспорядок столь же недостоин творений Святого Духа, как и рабское художество словесное. Итак, в изыскании духа того или иного псалма, если оно и безуспешно, безопаснее признавать свое неведение и потребность дальнейшего исследования, нежели смешение частей или недостаток единства" [60, кн.1, с.20].

В настоящее время для удобства употребления Псалтирь делится на 20 кафизм. Но существует и другое разделение. С ветхозаветных времен в Псалтири выделяли пять частей, каждая из которых имеет литургическое окончание. Первый раз – после 40-го псалма: "Благословен Господь Бог Израилев во веки! Да будет так, да будет". Это "да будет, да будет" в привычном нам славянском тексте звучит: "Буди, буди", а по-еврейски: "Аминь, аминь".

Затем после 71-го псалма: "Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса, и благословенно славное Имя Его вовеки, и наполнится славою Его вся земля! Да будет, да будет так". Следом идет 20-й стих, или надписание 72-го псалма: "оскудеша песни Давида, сына Иессеова", то есть "окончились песни Давида, сына Иессеева". Хотя после этого надписания дальше тоже встречаются псалмы с надписанием "ле Давид", то есть "псалмы Давида". По-видимому, они окончились не в том смысле, что больше их там не будет, но, это знаменует один из этапов сложения, формирования Псалтири.

Затем после 88-го псалма: "Благословен Господь во веки, да будет, да будет так".

После 105-го псалма есть указание, которое позволяет нам понять смысл этого "аминь, аминь". Здесь говорится так: "Благословен Господь Бог Израилев во все века! И скажет весь народ: Да будет так, да будет!". То есть это благословение, на которое должен следовать общий ответ "аминь". Так же, как это у нас в богослужении до сих пор и делается: в ответ на возглас священника лик отвечает "аминь".

С точки зрения истории указанные 5 разделов показывают нам этапы формирования Псалтири как сборника, который постепенно увеличивался в объеме.

Однако такое деление заключает в себе и духовный смысл. Мы с вами говорили о том, что богодухновенность касается не только момента написания каждого конкретного стиха, но и структура каждой книги тоже имеет определенный смысл.

Согласно святителю Григорию Нисскому в этих пяти разделах представлены пять степеней духовного восхождения, по которым, начиная с отвращения от пути нечестивых, душа, через созерцание различных благ и приобретении добродетелей, возводится к "полноте и главизне человеческого спасения" [13, c.28].

От "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых" (Пс.1:1) в начале, то есть от самой нижней ступеньки, с которой начинается восхождение, до "Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его […] Всякое дыхание да хвалит Господа" (Пс.150:1,6) в конце, изображающего ликование преображенной твари.

Святые Отцы о Псалтири

Многие святые отцы отзывались о Псалтири в превосходной степени, называя ее Писанием в миниатюре. О самом названии книги святитель Василий Великий говорил: "Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, и приятностию пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самым устройством сего орудия, показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к горнему" [8, ч.1, c.180]. Псалтирь, по его мнению, превосходит и духовые инструменты, поскольку, когда трубишь в трубу или играешь на свирели – невозможно говорить слово и прославлять Творца.

Псалтирь, по словам того же святителя содержит все себе все полезное, что содержится в Писании [8, ч.1, с.177].

По мнению святителя Афанасия Великого, "в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке" [4, т.4, с.32].

Подводя итог святоотеческому учению о Псалтири, проф. П.А. Юнгеров говорит еще, что "богословие свв. псалмопевцев представляет ту особенность, что оно носит не столько рассудочный, сколько сердечный характер. Псалмопевцы своим богопросвещенным сердцем переживали и перечувствовали вероучительные истины ветхозаветного богословия" [64, c.6]. И как результат, эти переживания делаются доступными каждому, читающему Псалмы, чего не происходит при чтении других книг Писания.

Надписание псалмов

Вы, наверное, замечали, что у псалмов есть, помимо их текста, и еще надписание, которое тоже требует иногда толкования. Некоторые надписания указывают на авторство. Об этом уже шла речь выше. Кроме того встречаются такие, которые указывают на характер псалма:

"Аллилуия" – "Хвалите Бога";

"Разума" или "в научение";

"Хвала", "молитва";

Отдельная группа надписаний содержит указания на обстоятельства, в связи с которыми псалмы были написаны.

И еще одна группа указывает на время, или способ исполнения. Например, надписание "песнь"; "псалом песни" и "песнь псалма" указывают на инструментальное или вокальное исполнение. Или, например:"на духовых орудиях", то есть указывается вид аккомпанемента для этого псалма. Некоторые тексты предположительно имеют значения указания на "подобен", то есть песнопение, по образцу которого должен исполняться псалом. Например "в конец" – указание на мелодию, или, возможно, на то, что они должны петься по окончании субботы или праздника.

Но мы не должны останавливаться только на возможном буквально-прагматическом значении надписаний. Если вы откроете святоотеческие толкования, то увидите, что здесь может быть раскрыт и духовный смысл:

"В конец (начальнику хора)" – то, что относится в пророческом смысле к последним временам;

"О возлюбленном" – о Христе;

"О наследствующей" – о Церкви;

"В столпописание" – откровение, за глубину и важность достойное быть высеченным на камне для последующих родов;

"О точилех" – о церквях христианских, и т.п.

Виды Псалмов

Для удобства изучения псалмы разделяются иногда на три группы по преимущественному содержанию. Есть псалмы молитвенные, где человек обращается к Богу с прошением о помощи, покаянием, выражением печали. Есть псалмы учительные. Как правило, в надписании к этим псалмам принадлежат все те, в которых стоит слово "учение" или "в научение". Есть псалмы хвалебно-благодарственные. К ним относятся, в частности, все, которые в надписании содержат слово "песнь", "аллилуия", "хвала", "во исповедание".

Молитвенные псалмы иногда называют по-другому: жалобы или плач. Но плач, строго говоря, – это название конкретного специфического жанра: надгробные погребальные песни (напр. 2Цар.1:19-27). По отношению к псалмам такое наименование может быть применено в том случае, когда речь идет уже о каком-то совершившемся необратимом событии: то есть не когда, скажем, враг наступает, утесняет, а когда он уже победил, разрушил, взял в плен, уничтожил. В качестве примера вспомним 136-й псалом "На реках вавилонских" – там уже все совершилось: плен, изгнание. Классический плач – это пророческая книга Плач Иеремии. Поэтому лучше их тогда назвать жалобами. Следует заметить, что такой плач, жалоба может быть или коллективным, или индивидуальным, в зависимости от того, от имени кого этот псалом произносится.

Обычно псалмы, относящиеся к этой группе, построены примерно по одной и той же общей схеме, хотя могут быть и варианты. Схема эта такова [31, c.471–472]:

– в начале идет призыв, обращение к Богу, вступительная мольба о помощи;

– затем формулируется конкретная жалоба, то есть обычно это указание на физическое или нравственное страдание, а часто и то и другое вместе; или только на приближение этого страдания, грозящего человеку;

– затем идет прошение о спасении, об избавлении от страдания, часто это прошение приобретает форму прошения о наказании и истреблении врагов, от которых исходит угроза или которые являются источником этого страдания;

– затем практически всегда идет исповедание веры, часто в форме выражения полного доверия и предания себя в руки Божии, часто это исповедание веры формулируется в виде воспоминания об уже бывших благодеяниях;

– наконец последним обычно бывает восхваление Бога. Похвала Богу воздается иногда в форме обета, то есть обещания о совершении хвалы, благодарения личного или общественного, о принесении жертв.

Вот таким образом построены обычно эти псалмы.

В качестве наглядного примера жалобы или плача могут быть взяты 12-й или 21-й псалом. 12 псалом я считаю полезным сейчас разобрать с точки зрения структуры.

Сначала – призыв, обращение к Богу с просьбой о помощи: "Доколе, Господи, забудеши мя до конца; доколе отвращаеши лице Твое от мене" (Пс.12:2) – здесь уже конкретное указание проблемы: Ты, Господи, отвращаешь лицо Твое от меня – это страдание. "Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя" (ст.3) – вот источник страдания. Прошение об избавлении: "Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающие ми возрадуются, аще подвижуся" (ст.4-6). "Аз же на милость Твою уповах" – исповедание веры, предание себя в руки Божии. "Возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго" (ст.7) – славословие, которое приносится в конце; при том, что избавления еще не наступило, но тем не менее, конец псалма – это славословие, в котором также проявляется вера.

То же самое и в 21-м псалме: "Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси" (ст.1); и дальше – перечисление страданий, а в конце: "и семя мое поработает Ему: возвестит Господеви род грядущий: и возвестят правду Его людям родшымся, яже сотвори Господь" (ст.32).

Сразу скажу еще, что плач, жалоба, может иметь характер покаянный. Причиной бедствий, причиной страданий в таком случае является собственный грех или грехи того, от имени кого произносится этот псалом. Классический пример – это 37-й и 50-й псалмы, которые содержат в себе те же самые элементы, которые я перечислил.

"У других ветхозаветных писателей раскрывается учение о грехе с внешней объективной стороны […] Но внутреннего душевного состояния грешника касаются только псалмопевцы" [64, c.15].

Можно выделить ряд аргументов к исполнению прошения. В основном это, конечно, касается просьбы о помиловании.

Первое – это собственное благо и милосердие, величие и всемогущество Божие. Затем прежние благодеяния Божии: "раньше Ты помогал – помоги и сейчас, раньше Ты избавлял – избавь и сейчас". Затем тот факт, что сам человек есть творение Божие.

В 29 псалме есть интересный аргумент: "Что пользы в крови моей, когда я должен истлеть? Ужели прославит Тебя прах? Или будет он возвещать истину Твою?" (ст.10). Помимо всего прочего, молящийся говорит о том, что, если он погибнет, то одним верующим, возносящим хвалу Богу будет меньше; это представляется как возможный ущерб для Бога и как побуждение к тому, чтобы человек был помилован. Если он умрет, у него уже не будет возможности исповедовать Бога, у него не будет уже возможности как-то исправиться, и одним хорошим человеком будет меньше. Или плохим, но который может все-таки исправиться, который этого хочет. И затем обещание исправления, и обещание какой-то благодарственной жертвы в случае, если такая милость будет оказана.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.