Неканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Завершает раздел учительных книг книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Эту книгу, в том виде, в котором мы имеем ее в своей Библии, предваряет предисловие переводчика, который говорит о том, что его дед Иисус написал ее на еврейском языке в Палестине, будучи сам знатоком закона и преданий отеческих. И этот его потомок, приехав в Александрию, обнаружил там недостаток образованности, затруднения людей, желающих жить благочестиво, и посчитал необходимым перевести написанную дедом книгу на греческий язык в 38 году при царе Евергете (предположительно в 132 году до Р.Х.). Следовательно, оригинал книги появился на свет где-то на рубеже III и II веков. Это было время, когда в Палестину начало проникать такое явление, как эллинизация – размывание традиционной культуры культурой греческой или, вернее, эллинистической. И вот необходимость противостоять эллинизации, проявлявшейся, в частности, в отступлении от закона, и явилась причиной появления этой книги и ее перевода.

К настоящему времени значительная часть текста книги найдена и на еврейском языке. Заметим, что при этом книга не была автоматически переведена в разряд канонических.

Книга представляет собой это собрание кратких поучений, сентенций, афоризмов и небольших картин, которые достаточно беспорядочно между собой соединяются, и иногда даже повторяют поучения на одну и ту же тему; поэтому, какой-то четкой структуры в ней выделить не удается. Иногда выделяют 1–42 главы в качестве нравоучительной части. Затем следуют несколько небольших разделов: с 42 по 43 главы, где воспевается сила Божия в природе, и с 44 по 50, где рассматривается действие премудрости Божией в истории. Эти последние главы ценны еще и тем, что в них отражены некоторые события и лица, по времени близкие к писателю этой книги, как раз находящиеся в промежутке между книгами Неемии, и Маккавейскими, о котором нам Священное Писание ничего не говорит. В последней главе содержится молитва благодарения и прошение о приобретении премудрости.

Заметим, что деление на главы здесь достаточно условно, и в некоторых книгах (я имею в виду не только книгу Иисуса, сына Сирахова, а вообще во всем Ветхом Завете), иногда даже мешает уловить смысл, потому что мы привыкли, что если глава кончилась, то кончился и смысловой отрывок, а это может быть совсем не так, потому что это разделение на главы сделано достаточно произвольно: иногда удачно, иногда не очень.

"Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек" (Сир.1:1).

Основной акцент книги, по сравнению с предыдущими, стоит в связи с уже упомянутой причиной ее написания. Закон, данный в Пятикнижии, для Сираха является выражением и обоснованием мудрости.

Учение о Премудрости. Центральный момент в смысле вероучения находится в 24-й главе, где мы тоже видим персонификацию премудрости. "Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: "я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном; я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успокоения, и в чьем наследии водвориться мне. Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле. Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки. Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Он дал мне также покой в возлюбленном городе, и в Иерусалиме – власть моя… Я - как виноградная лоза, произращающая благодать, и цветы мои – плод славы и богатства. Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать. Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат. Все это – книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым"…" (Сир.24:1-12,20-26). Здесь присутствуют многие выражения, которые можно назвать ключевыми. Во-первых, "прежде век, от начала" (ст.10) происходит премудрость от Бога; затем: "я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном" (ст.4), – как вы помните, Моисей устроил скинию у подножия Синая по образу того, что было ему открыто на горе. Также здесь отмечено, что Израиль особым образом избирается среди всех народов, с тем, чтобы среди него создать особые условия, в результате которых стало бы возможно Боговоплощение, появилась наконец, Та, Которая произнесла бы знаменательные в истории человечества слова: "Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему" (Лк.1:38).

"Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать" (Сир.24:23), – это не о том, что эта премудрость не насыщает, а о том, что никогда не наступает пресыщения ей, поскольку вкушение ее – блаженство.

И, наконец: "Я - как виноградная лоза, произращающая благодать" (Сир.24:20), – сравним со сказанным в Евангелии от Иоанна: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин.15:5).

Далее сказано: "Все это – книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей" (Сир.24:25-26), – значит, Моисей говорил о Христе.

Нравственное учение. В целом поучения книги имеют несколько более прагматический характер по сравнению с книгой Притчей. Но и в ней есть очень много ценного и назидательного.

Словосочетание страх Господень семь раз повторяется только в первой главе, в разных вариациях, например: "Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться" (Сир.1:21). В этой же главе сказано: "Венец премудрости – страх Господень". В книге Притчей было написано: "Начало мудрости – страх Господень" (Притч.1:7), а здесь страх Господень оказывается ее венцом. Объяснить это можно двояко. Можно сказать, забывая о Песни Песней, что Ветхий Завет еще не получил откровения о любви, и не выходит за рамки законнического страха наказания. Но при этом получается замкнутый круг – от чего ушли, к тому и пришли. Но разве премудрость не ведет человека к совершенству?

Из Нового Завета мы знаем, что "в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (1Ин.4:18). Как же это соотносится с тем, что сказано у Иисуса, сына Сираха?

Преподобный Максим Исповедник объясняет, что под страхом Божиим следует понимать несколько явлений. "Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания и благодаря ему появляются, по порядку, воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из которого [возникает] любовь; другой сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшись доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу.

Совершенная любовь изгоняет (1Ин.4:18) первый страх из души, стяжавшей ее и уже не боящейся наказания; второй же страх она, как было сказано, имеет всегда сопряженным с собой. Первому страху [соответствуют слова Писания]: "страхом же Господним уклоняется всяк от зла" (Прит.16:6) и "начало премудрости страх Господень" (Прит.1:7); второму же [страху слова]: "страх Господень чист пребываяй в век века" (Пс.33:10) и "несть лишения боящимся Его" (Пс.33:10)". [34, кн.1, с.104–105]. Он же в другом месте добавляет: "Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха" [34, кн.2, с.43]. То есть один страх – наказания, другой – отпадения, один начальный, другой – конечный.

В книге есть замечательное выражение: "Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе" (1:26). Оно перекликается с известными словами Спасителя из прощальной беседы: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин.14:15); "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин.14:21). Явление премудрости есть явление Христа.

Автор дает множество полезных советов, касающихся самых разных сторон человеческой жизни, личной, семейной и общественной. Ограничусь лишь несколькими цитатами.

"Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению:[…] Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу – в горнили уничижения" (Сир.2:1,4-5).

"Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием — и преступающий закон" (Сир.19:21).

"Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им… Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его… Лелей дитя, – и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему волю в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его" (Сир.30:1,7,9-13).

"Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино" (Сир.31:29).

"Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими" (Сир.38:4).

"Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая — от младенца" (Сир.19:10-11).

"Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему" (Сир.6:6-7).

"Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа" (Сир.3:18).

"Высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй" (Сир.3:21-24).

"Помни последня твоя, и во веки не согрешиши" (Сир.7:39; 14:12).

Егоров Геннадий, свящ.
Священное Писание Ветхого Завета. Часть вторая
Глава 1. Пророки. Введение

Содержание
1.1. Смысл пророческого служения
1.2. История пророческого служения
1.3. Истинное и ложное пророчество
1.4. Способы получения откровения
1.5. Восприятие пророческой проповеди
1.6. Характерные черты пророческой проповеди
1.7. Порядок изучения пророческих книг

Последний раздел книг Священного Писания Ветхого Завета составляют пророческие книги. Греческий термин, который мы переводим словом "пророк" – "профитис" – означает "вещатель, предсказатель". Этим словом могут быть названы и языческие гадатели, прорицатели, пифии и т.п. Еврейский термин, который переводится этим словом – "нави" или "наби" – может быть переведен как "глашатай", а также как "человек, призванный к какому-то служению". Среди народа Божиего пророки назывались еще прозорливцами, провидцами или людьми Божьими. В одном месте, где говорится о Самуиле, специально сделано такое замечание: "тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем" (1Цар.9:9).










Смысл пророческого служения

Для понимания смысла пророческого служения важен следующий эпизод. Когда Моисей пытался отказаться от своей миссии под предлогом того, что он косноязычен, Господь ему сказал, что у него есть брат Аарон и ему Моисей будет говорить, а он будет возвещать это вслух всего народа. Говорится об этом так: "…он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога" (Исх.4:16). И в другом месте Господь говорит: "смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исх.7:1). То есть то, что Моисей говорит Аарону, последний возвещает людям.

Итак, в установившемся библейском словоупотреблении пророк – это человек, который возвещает людям волю Божию. Остановимся пока на этом определении, дополнив его чуть позже. Возвещение воли Божией – это центральная функция пророческого служения. А как же тогда предсказания будущего? Ведь в катехизисе святителя Филарета сказано, что пророческие книги отличаются тем, что "содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче об Иисусе Христе". Оказывается, они вполне укладываются в рамки данного определения. Предсказание будущего пророками делается не просто для того, чтобы удовлетворить людское любопытство: что будет? Откровение о будущем пророк изрекает не для того, чтобы просто предупредить людей об этом событии, а для того, чтобы раскрыть причины этих событий: каким образом воля Божия проявляется в этих событиях будущего. Точно так же, когда пророки вспоминают и показывают события прошлого, то тоже для того, чтобы показать, как Господь действовал в истории, показать примеры проявления воли Божией в этих бывших событиях для научения своих современников.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) поясняет это таким образом: "Предсказывать, угадывать будущее может не только потемненный совестью человек, но и животные: крысы, лошади, собаки… Крысы бегут с корабля, который должен потонуть, собаки воют перед смертью любимого хозяина и т.д. – такое пророчество, угадывание не чуждо зверям и птицам. Но оно не есть пророчество. Это лишь – предчувствие, выход из трехмерности мира. Более совершенно, чем зверь, может предчувствовать человек. Даже видеть будущее он может. И это еще не пророчество. Пророчество есть способность в Божием свете видеть не только будущее, но и настоящее и прошедшее. Можно видеть внешнюю сторону жизни, как прошедшей и настоящей, так и будущей. Но и это не пророчество. Пророк – тот, кто зрит единое и вечное в настоящем, прошедшем и будущем, озаряя этим Вечным всю жизнь. Пророк – тот, кто умеет видеть великое и сокровенное в обыденном. … Ясновидение делается прозорливостью и видение делается пророчеством лишь тогда, когда от Единого Истинного Света – Логоса – дан дух Его правды, Его разумения и Его суда. Когда Царствие Божие отражается в откровении будущих, настоящих и прошедших событий". [24, c.204–205]. То есть пророк – это не просто тот, кто говорит, что будет нечто: поезд с рельс сойдет или еще что-то случится – это, в конце концов, и просто сообразительный человек может предсказать. Если рельсы разъехались, то, скорее всего, когда поезд приедет, он с них свалится. А пророк – это тот, кому открыто то, на что еще нет никаких указаний, что известно одному всеведущему Богу, и, кроме того, открыт духовный смысл происходящего и имеющего произойти. Пророчество – это проекция вечности в истории, вечного в преходящем. И это – от Бога. "Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам.3:7).

Кроме того, пророческое слово обращено и к будущим поколениям, современники могут и не понимать его. Об этом свидетельствуют слова книги пророка Иезекииля: "И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк" (Иез.33:32-33).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.