РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ФУТБОЛ – СТРАНА ЗДОРОВЬЯ» КАК СРЕДСТВО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ
Внеурочная спортивно - оздоровительная деятельность предполагает на уровне личности обучающегося создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в различных областях социальной, культурной, познавательной жизнедеятельности; развитие лидерского потенциала, их эмоциональной сферы, духовно-нравственных качеств, социальной активности и гражданской ответственности.[23, 9 c.]
Проанализировать как формируется лидерский потенциал школьников в процессе занятий физической культурой и спортом, во внеурочной деятельности, можно, используя метод проектов.
В период прохождения педагогической практики в МОУ «Васильевская ООШ» нами был разработан и внедрен проект «Футбол – страна здоровья» (см. Приложение 1).
Цель проекта: развитие лидерского потенциала подростков через внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность; приобщение детей к здоровому образу жизни, физическое развитие и воспитание подростков.
Задачи проекта:
1. Внедрение методики работы по развитию лидерского потенциала подростков через внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность.
2. Создание условий для развития лидерского потенциала и повышения физической подготовленности и формирование двигательного опыта подростков.
3. Укрепление здоровья, формирование умений и навыков игры в футбол.
4. Воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности.
Целевая группа проекта: обучающиеся школы
Участники проекта: обучающиеся ????? класса
Соисполнители проекта:
Сроки реализации проекта: апрель- май 2018 год
Ожидаемые результаты проекта:
1. Внедрение методики работы по развитию лидерского потенциала подростков через внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность.
2. Создание условий для развития лидерского потенциала обучающихся школы.
3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, физическое развитие и воспитание школьников.
3. Обобщение и осмысление успешного воспитательного опыта по вопросам развития лидерства подростков через внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность и организации здорового образа жизни подростков.
4. Повышение родительской компетенции в вопросах развития лидерских качеств детей и организации здорового образа жизни обучающихся подросткового возраста.
Комплекс мероприятий проекта «Футбол – страна здоровья» представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Комплекс мероприятий проекта «Футбол – страна здоровья»
№ п/п | Содержание мероприятий проекта | Сроки проведения | Ответственный |
Этап - подготовительный
Этап – основной
Этап - заключительный
Цель и задачи, поставленные в ходе реализации проекта «Футбол – страна здоровья» и сформулированные в программе, могут быть частично не достигнуты под влиянием следующих рисков (см. Таблица 3).
Таблица 3.
Основные риски проекта «Футбол – страна здоровья»
№ п/п | Описание риска | Описание путей минимизации риска |
1. | Несоответствие и несформированность представлений у специалистов при проведении рабочих встреч с целью организации и координации деятельности в рамках проекта и формирование рабочей группы, которая будет осуществлять координацию и организацию работы по реализации мероприятий проекта. | Проведение дополнительных встреч. |
2. | Формальное отношение к реализации проекта со стороны сотрудников. | Выявлять подобные тенденции на раннем этапе, проводить работу по убеждению замещающих родителей в социальной значимости проекта. |
3. | Риски организационно-управленческого характера, связанные с неготовностью специалистов, которые войдут в рабочую группу проекта «ЗОЖ – путь к счастливому будущему»» координировать, управлять и осуществлять мероприятия проекта. | Возможностью преодоления данного риска является готовность руководителя распределять текущую нагрузку на сотрудников, занятых в реализации проекта. |
4. | Нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях. | Моральное стимулирование участия родителей в процессе детей к самостоятельной жизни. |
5. | Нежелание детей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях. | Использование разнообразных форм проведения занятий. |
6. | Непрогнозируемое изменение количества участников целевой группы, как в сторону уменьшения (в связи с занятостью, болезнью и другими обстоятельствами), так и в сторону увеличения (в случае массовой рекламы). | Регулярный мониторинг ситуации. |
7. | Недостаточно средств на материально-техническую базу для реализации проекта. | Поиск внебюджетных источников для реализации проекта. |
8. | Отсутствие помещения для проведения занятий на базе «Васильевской ООШ». | Заключение Договоров о сотрудничестве с СБ «Красные крылья», КСК «4 сезона». |
9. | Безынициативность соисполнителей проекта «ЗОЖ – путь к счастливому будущему». | Поиск методов стимулирования участия соисполнителей в проекте: PR-компания, моральное стимулирование. |
Описание реализации и результатов проекта
«ЗОЖ – путь к счастливому будущему».
В ходе реализации мероприятий проекта, благодаря действиям педагогического состава школы и руководителя проекта, учащиеся школы не просто были вовлечены в проект, но и проявили заинтересованность и приняли в нем активное участие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.
В первой главе я попытался раскрыть сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 2016. – 464 с.
2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения /Г.М.Бреслав. – М.:Просвещение, 2017. – 263 с.
3. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности /П.Вайнцвайг. –М.:Прогресс, 2016. – 192 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский. –М.:Педагогика, 2016. – 536 с.
5. Гуревич, К.М. Что такое психодиагностика /К.М.Гуревич. – М.:Просвещение, 2015. – 261 с.
6. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /А.Б.Добрович. – М.:Просвещение, 2016. – 207 с.
7. Кондратьева, С.В. Учитель – ученик /С.В.Кондратьева. – М.:Просвещение, 2017. – 149 с.
8. Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человек /М.А.Менчинская. – М.:Просвещение, 1914. – 241 с.
9. Матюхин, М.В. Мотивация учения младших школьников /М.В.Матюхин. – М.:Просвещение, 1984. – 144 с.
10. Немов, Р. Психология /Р.Немов. – М.:Просвещение, 2016. – 651 с.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 315.