ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Психолого-педагогические аспекты формирования лидерских качеств у детей. ………………………………………………………………….

1.1 Понятие и типы лидерства в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………...

1.2  Особенности развития лидерских качеств у школьников………………..16

1.3 Внеурочная деятельность школьников: понятие, виды, формы организации…………………………………………………………………...

Глава 2 Развитие лидерских качеств у школьников во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности………………………………………………….

2.1  Влияние уроков по физической культуре на развитие лидерского потенциала школьников…………………………………………………….

2.2  Внеурочные занятия по спортивно-оздоровительной деятельности как средство развития лидерских качеств у школьников…………

2.3 Проектная деятельность как средство формирования лидерских качеств во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников…….30

2.4 Разработка и реализация проекта «Футбол – страна здоровья» как средство по формированию лидерских качеств у школьников.

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………34

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема лидерства играет важную роль в динамике групповых процессов, она имеет конкретно исторический характер и отображает существующие в обществе социально-экономические отношения. В своем общем значении, лидерство – это способность человека воздействовать на других, побуждая их тем самым достигать поставленных целей способами, которые необходимы лидеру.

Развитие лидерской целеустремленности, социальной активности необходимо начинать с самого детства. Именно в это время закладывается основа характера, развиваются разнообразные отношения к людям, самому себе, различным видам деятельности. Лидерские качества начинают активно формироваться со школьного возраста. Со школьной скамьи формируются такие лидерские качества, как организаторские способности, управленческие качества, умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед группой необходимые задачи.  Среди теоретиков и практиков психологической и социальной работы с группами, до сих пор ведется дискуссия о том, рождаются ли люди лидерами или они становятся ими в процессе воспитания и обучения. Однако, лидерство это не только способность вести других за собой, но и умение управлять своей жизнью. Мы можем отметить, что даже «эксперты» по феномену лидерства не могут найти единого верного решения проблемы. Проблема формирования лидерских качеств освещена в трудах таких ученых, как Ф. Гальтон, Петровский А. В., Р. Стогдилл, Р. Хоманс и многих других.

Тема «Формирование лидерских качеств на уроках физической культуры и во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности» нам представляется наиболее актуальной т.к. в современной научной литературе по психологии мало освещена и разработана проблема развития лидерских качеств в условиях учебных заведений, а особенно во внеурочной деятельности. Анализ различных подходов к пониманию происхождения лидерства позволяет сделать вывод о возможности развития лидерских качеств личности в период обучения в школе, в частности через занятия во внеурочное время. Тем не менее, вопрос влияние дополнительного образования на формирование и развитие лидерских качеств у детей не достаточно полно освещен в специальной литературе, надежных методов в диагностике и развитии лидерских качеств подростков по-прежнему недостаточно.

Цель исследования: изучить влияние занятий секции по футболу во внеурочное время на развитие лидерских качеств у детей.

Объект исследования: лидерские качества у детей.

Предмет исследования: внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность  школьников как средство развития лидерских качеств у детей.

 Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта и предмета, были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и типы лидерства в психологии.

3. Проанализировать особенности развития лидерских качеств у школьников.

4. Изучить особенности внеурочной деятельность школьников.

5. Проанализировать роль уроков по физической культуре в развитии лидерского потенциала школьников.

6. Рассмотреть различные формы внеклассных занятий как средство развития лидерских качеств младших  школьников.

7. Проанализировать особенности организации работы секции по футболу по формированию лидерских качеств младших школьников.

8. Разработать и внедрить проект по внеурочной деятельности «Футбол – страна здоровья».

Структура курсовой работы: введение, глава 1 «Психолого-педагогические аспекты формирования лидерских качеств у детей», глава 2 «Развитие лидерских качеств у школьников во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности», заключение, список литературы, приложение.

Этап - подготовительный

1. Создание рабочей группы проекта, подготовка специалистов к работе по реализации проекта, разработка плана мероприятий. 20-23.04 Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры. 2. Организационно-методическое оформление (определение источников информации, разработка Концептуального положения, комплекса мероприятий, издание приказа). 20-24.04 Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры. 3. Диагностика предполагаемых участников проекта. 20 -25.04 Педагог-психолог, социальный педагог. 4. Выбор соисполнителей проекта, проведение переговоров, заключение договоров о сотрудничестве.   20-24.04 Зам.директора по ВР. 5. Проведение PR – компании проекта через сайт учреждения, распространение объявлений, оформление брошюр и просветительской рекламы среди целевой группы и соучастников проекта.   20 – 25.04 Зам.директора по ВР, учителя физической культуры.

Этап – основной

1. Проведение бесед с учащимися о ЗОЖ. 26.04 Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры, педагог-психолог социальный педагог, мед. работник. 2. Создание символики и девиза команд-участников. 26.04 - 4.05 Руководитель проекта -учитель физической культуры, классные руководители. 3. Проведение конкурса стенгазет. 26.04 - 4.05 Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры, педагог-психолог социальный педагог. 4. Проведение соревнований «Мама, папа, я – здоровая семья». 11.05 Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры. 5. Участие в военно-спортивной игре среди школ Серпуховского района «Зарница» 15.05 Зам.директора по ВР, руководитель проекта, учитель физической культуры, учитель ОБЖ.

Этап - заключительный

1. Проведение мониторинга эффективности реализации проекта.   14-16.05 Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры. 2. Внесение корректировок для дальнейшей реализации проекта.   16.05 Руководитель проекта, педагог-психолог, социальный педагог. 3. Размещение информации о проекте на сайте школы 16.05 Зам.директора по ВР.

Цель и задачи, поставленные в ходе реализации проекта «Футбол – страна здоровья» и сформулированные в программе, могут быть частично не достигнуты под влиянием следующих рисков (см. Таблица 3).

Таблица 3.

Основные риски проекта «Футбол – страна здоровья»

№ п/п Описание риска Описание путей минимизации риска
1. Несоответствие и несформированность представлений у специалистов при проведении рабочих встреч с целью организации и координации деятельности в рамках проекта и формирование рабочей группы, которая будет осуществлять координацию и организацию работы по реализации мероприятий проекта. Проведение дополнительных встреч.
2. Формальное отношение к реализации проекта со стороны сотрудников. Выявлять подобные тенденции на раннем этапе, проводить работу по убеждению замещающих родителей в социальной значимости проекта.
3. Риски организационно-управленческого характера, связанные с неготовностью специалистов, которые войдут в рабочую группу проекта «ЗОЖ – путь к счастливому будущему»» координировать, управлять и осуществлять мероприятия проекта. Возможностью преодоления данного риска является готовность руководителя распределять текущую нагрузку на сотрудников, занятых в реализации проекта.
4. Нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях. Моральное стимулирование участия родителей в процессе детей к самостоятельной жизни.
5. Нежелание детей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях. Использование разнообразных форм проведения занятий.
6. Непрогнозируемое изменение количества участников целевой группы, как в сторону уменьшения (в связи с занятостью, болезнью и другими обстоятельствами), так и в сторону увеличения (в случае массовой рекламы). Регулярный мониторинг ситуации.
7. Недостаточно средств на материально-техническую базу для реализации проекта. Поиск внебюджетных источников для реализации проекта.
8. Отсутствие помещения для проведения занятий на базе «Васильевской ООШ». Заключение Договоров о сотрудничестве с СБ «Красные крылья», КСК «4 сезона».
9. Безынициативность соисполнителей проекта «ЗОЖ – путь к счастливому будущему». Поиск методов стимулирования участия соисполнителей в проекте: PR-компания, моральное стимулирование.

 

Описание реализации и результатов проекта

«ЗОЖ – путь к счастливому будущему».

В ходе реализации мероприятий проекта, благодаря действиям педагогического состава школы и руководителя проекта, учащиеся школы не просто были вовлечены в проект, но и проявили заинтересованность и приняли в нем активное участие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.

В первой главе я попытался раскрыть сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 2016. – 464 с.

2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения /Г.М.Бреслав. – М.:Просвещение, 2017. – 263 с.

3. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности /П.Вайнцвайг. –М.:Прогресс, 2016. – 192 с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский. –М.:Педагогика, 2016. – 536 с.

5. Гуревич, К.М. Что такое психодиагностика /К.М.Гуревич. – М.:Просвещение, 2015. – 261 с.

6. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /А.Б.Добрович. – М.:Просвещение, 2016. – 207 с.

7. Кондратьева, С.В. Учитель – ученик /С.В.Кондратьева. – М.:Просвещение, 2017. – 149 с.

8. Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человек /М.А.Менчинская. – М.:Просвещение, 1914. – 241 с.

9. Матюхин, М.В. Мотивация учения младших школьников /М.В.Матюхин. – М.:Просвещение, 1984. – 144 с.

10. Немов, Р. Психология /Р.Немов. – М.:Просвещение, 2016. – 651 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Психолого-педагогические аспекты формирования лидерских качеств у детей. ………………………………………………………………….

1.1 Понятие и типы лидерства в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………...

1.2  Особенности развития лидерских качеств у школьников………………..16

1.3 Внеурочная деятельность школьников: понятие, виды, формы организации…………………………………………………………………...

Глава 2 Развитие лидерских качеств у школьников во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности………………………………………………….

2.1  Влияние уроков по физической культуре на развитие лидерского потенциала школьников…………………………………………………….

2.2  Внеурочные занятия по спортивно-оздоровительной деятельности как средство развития лидерских качеств у школьников…………

2.3 Проектная деятельность как средство формирования лидерских качеств во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников…….30

2.4 Разработка и реализация проекта «Футбол – страна здоровья» как средство по формированию лидерских качеств у школьников.

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………34

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема лидерства играет важную роль в динамике групповых процессов, она имеет конкретно исторический характер и отображает существующие в обществе социально-экономические отношения. В своем общем значении, лидерство – это способность человека воздействовать на других, побуждая их тем самым достигать поставленных целей способами, которые необходимы лидеру.

Развитие лидерской целеустремленности, социальной активности необходимо начинать с самого детства. Именно в это время закладывается основа характера, развиваются разнообразные отношения к людям, самому себе, различным видам деятельности. Лидерские качества начинают активно формироваться со школьного возраста. Со школьной скамьи формируются такие лидерские качества, как организаторские способности, управленческие качества, умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед группой необходимые задачи.  Среди теоретиков и практиков психологической и социальной работы с группами, до сих пор ведется дискуссия о том, рождаются ли люди лидерами или они становятся ими в процессе воспитания и обучения. Однако, лидерство это не только способность вести других за собой, но и умение управлять своей жизнью. Мы можем отметить, что даже «эксперты» по феномену лидерства не могут найти единого верного решения проблемы. Проблема формирования лидерских качеств освещена в трудах таких ученых, как Ф. Гальтон, Петровский А. В., Р. Стогдилл, Р. Хоманс и многих других.

Тема «Формирование лидерских качеств на уроках физической культуры и во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности» нам представляется наиболее актуальной т.к. в современной научной литературе по психологии мало освещена и разработана проблема развития лидерских качеств в условиях учебных заведений, а особенно во внеурочной деятельности. Анализ различных подходов к пониманию происхождения лидерства позволяет сделать вывод о возможности развития лидерских качеств личности в период обучения в школе, в частности через занятия во внеурочное время. Тем не менее, вопрос влияние дополнительного образования на формирование и развитие лидерских качеств у детей не достаточно полно освещен в специальной литературе, надежных методов в диагностике и развитии лидерских качеств подростков по-прежнему недостаточно.

Цель исследования: изучить влияние занятий секции по футболу во внеурочное время на развитие лидерских качеств у детей.

Объект исследования: лидерские качества у детей.

Предмет исследования: внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность  школьников как средство развития лидерских качеств у детей.

 Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта и предмета, были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и типы лидерства в психологии.

3. Проанализировать особенности развития лидерских качеств у школьников.

4. Изучить особенности внеурочной деятельность школьников.

5. Проанализировать роль уроков по физической культуре в развитии лидерского потенциала школьников.

6. Рассмотреть различные формы внеклассных занятий как средство развития лидерских качеств младших  школьников.

7. Проанализировать особенности организации работы секции по футболу по формированию лидерских качеств младших школьников.

8. Разработать и внедрить проект по внеурочной деятельности «Футбол – страна здоровья».

Структура курсовой работы: введение, глава 1 «Психолого-педагогические аспекты формирования лидерских качеств у детей», глава 2 «Развитие лидерских качеств у школьников во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности», заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.