ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

- трудовая (производственная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

Внеклассная работа – это составная часть учебно – воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся, проведения социально – педагогической работы с ними [16]

Другое определение дано в справочнике Пидкасистого П. И.:внеклассные занятия влияние на развития лидерских качеств – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые педагогом во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развитие самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а так же удовлетворение их интересов и обеспечение активного и разумного досуга.

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению «внеклассные занятия» можно сделать вывод о том, что все авторы делают акцент на развитие способностей и склонностей учащихся, к которым можно отнести формирование лидерских качеств у младших школьников.

При анализе литературных источников были выделены общие принципы внеклассной работы, такие как – добровольности (принцип, учитывающий желание школьников принять участие во внеклассной работе), учета индивидуальных особенностей учащихся (принцип, учета различия направленности интересов и черт характера учеников), коммуникативной активности (принцип, стимулирующий и вовлекающий учащихся в использование новых, неизвестных им материалов, познавательная ценность и занимательность которых вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень, что способствует развитию лидерских качеств школьника).

Существуют следующие формы внеклассной работы: информационный кружок, факультатив, конкурсы, викторины, экскурсии, КТД, игры.

В качестве основных компонентов внеклассной работы так же можно выделить несколько форм этих занятий, классифицирующие нами по 8 признакам:

1. По влиянию на развитие лидерских качеств основных педагогических целей:
-воспитательные;
-образовательные;
-развивающие;
-комбинированные;

2.  По направлению деятельности:

-мировоззренческие;
-трудовые;
-познавательные;
-этические;
-культурно – развлекательные;

-физкультурно – оздоровительные;

3. По количественному охвату и влияют на развития лидерских качеств младших школьников:

-массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы и т.п.);
-групповые (кружки, объединения, экскурсии);
-индивидуальные (работа над моделью, творческие задания);

4. По временным показателям:          

-едино разовые (вечера);

-циклические (кружки);

-комбинированные (экскурсии);

5. По характеру познавательной деятельности:

-творческие;

-репродуктивного плана;

-комбинированные;

6. По возрастным особенностям:

-для отдельных групп школьников (старшие, средние, младшие);

-для отдельных классов (параллелей);

-для смешанных групп;младших школьников

7. По контингенту учеников:

-с успешно обучающимися;

-со слабо успевающими;

-комбинированные;

-комплексные;

8. По характеру работы:

-практические;

-творческие;

-комбинированные;

Данная классификация позволяет учителю творчески с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету.

Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению и организации кружков. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общении в школьных объединениях, во время школьных вечеров, фестивалей и т. п.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого «хорошего ученика», в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая собственно результаты своей работы, не отличая их от эффектов, не умея внятно предъявить результаты и эффекты социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

 











Дата: 2019-02-02, просмотров: 325.