ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассное занятие» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся». Рассмотрим некоторые подходы ученых к определению понятия «внеклассные занятия и внеклассная работа».

Внеклассные занятия – влияют на организационные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности индивидуальных способностей и склонностей младших школьников, а также удовлетворения их интересов и обеспечение разумного отдыха [15]

Внеклассные занятия – влияют на развития лидерских качеств, составляющая часть учебного воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся [16].

Внеклассная работа – это общеобразовательная и воспитательная работа, проводимая вне учебного плана и программ, а также– влияют на развития лидерских качеств  разного рода мероприятия, организуемые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глубокого усвоения знаний и развития технического творчества [16]

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.

Выделим формы внеклассной работы, влияющие на формирование лидерских качеств.

Формы внеклассной работы – это конкурсы творческого мастерства, выставки лучших работ, тематические экскурсии. [4]. Широкие возможности внеклассных занятий по формированию лидерских качеств у младших школьников качественно реализуется лишь при создании организации данных занятий.

Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, конкурсы, КТД, игры для лидеров. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, слушательские конференции, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.

Среди ведущих форм, способствующих формированию лидерских качеств у младших школьников выделяют конкурсы. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение. Они применяются для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности, а также в техническом моделировании в школах, районах и областях проводятся конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Конкурсы являются действенной формой развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований, а так же формирования их лидерских качеств.

Еще одной формой внеклассных занятий по формированию лидерских качеств у младших школьников, является игра. Футбол – самостоятельная деятельность младших школьников, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организовывают её. Но в то же время ни в какой другой детской деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учатся действовать согласованно с товарищем, на практике усваивают нормы поведения.

Футбол это игра является действенной формой внеклассной работы по формированию лидерских качеств у младших школьников. В играх развивается самооценка детей, их инициативность и исполнительность, психические процессы, коммуникативные учения и речь, самостоятельность, умение адаптироваться к различным ситуациям, эмоциональность, умение разрешать споры и отстаивать свою точку зрения.

Внеурочные формы работы с младшими  школьниками дают возможность влиять на развития лидерских качеств посредством свободного избранной духовно-творческой, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

Лидерство в спортивной команде, в том числе и в команде футболистов,  необходимо рассматривать с точки зрения структуры команды. В широком смысле слова лидерство можно рассматривать как «поведенческий процесс воздействия на отдельных лиц или группы с целью достижения поставленных целей». Это определение охватывает многие аспекты лидерства. В футболе  и физической культуре эти аспекты включают процессы принятия решения, методы мотивации, обеспечение обратной связи, установление межличностных отношений, ориентацию команды или группы. По Уэйнбергу, «лидерство — это искусство влияния намладших школьников , вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей».

Л.С. Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер: дальновидность, рассудительность, энергичность, выносливость, решительность, справедливость, безжалостность, самопознание, способности, умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы заставить их «выкладываться». Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете

Р.С. Уэйнберг в свою очередь утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующие характеристики: ум (интеллект), настойчивость, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах и оптимизм.

Это – необходимые качества, однако их недостаточно, чтобы стать лидером. Другими словами, наличие всех этих качеств еще не гарантирует, что человек станет лидером. Эти качества необходимы в большей или меньшей степени в зависимости от предпочтения членов группы и определенной ситуации.

Разрабатывая проблему эффективного лидерства, Martensвыделил четыре его компонента, которые были определены в результате сочетания многочисленных и многообразных подходов к изучению этой проблемы. В соответствии с комбинированной моделью, поведение следует рассматривать как результат взаимодействия личностных и ситуационных факторов.

С точки зрения Martens, эффективное лидерство включает четыре отдельных компонента: качества лидера и качества занимающихся, ситуационные факторы и соответствующий им стиль лидерства. В результате, эффективность стиля лидерства определяется способностью индивида менять стиль в зависимости от ситуации.

П. Челладура разработал специально для футбола  многоуровневую модель спортивного лидерства. Эта модель рассматривает лидерство как взаимодействующий процесс. Эффективность спортивного лидерства (тренера) зависит от ситуационных особенностей руководителя и членов группы. Таким образом, эффективное руководство изменяется в зависимости от особенностей младших школьников  и ограничительных факторов данной ситуации.

Согласно Челладураи, удовлетворение и выступление (результат) зависят от трех типов младших школьников поведения руководителя: необходимого, предпочитаемого и действительного. Ситуационные характеристики, особенности руководителя и занимающихся обуславливают эти три типа поведения, поэтому они названы предшествующими факторами. [3.]

Если использовать понятия взаимодействия, тогда особенности руководителя будут рассматриваться как личностный фактор, а ситуационные особенности и особенности занимающихся – как ситуационные факторы. Согласно модели Челладураи, положительный результат, то есть оптимальный уровень физической активности и групповое удовлетворение, может быть, достигнут при согласованности всех трех аспектов поведения руководителя. Если руководитель ведет себя соответственно данной ситуации и если его поведение соответствует предпочитаемому членами группы, то они достигнут своих лучших результатов, а также получат удовлетворение.

· Шкала лидерства в спорте была разработана с целью оценить поведение лидеров, включая, какой тип поведения предпочитаютмладших школьников, восприятие детей  поведения тренеров восприятие тренеров своего собственного поведения [3]. Шкала лидерства в футболе  включает пять параметров:

· Внеурочная деятельность (поведение, предполагающее инструктаж). Тренер, ориентированный на тренировку и инструктаж старается повысить уровень физической активности спортсменов за счет инструкций, касающихся выполнения умений и навыков, технических и стратегических аспектов, а также за счет координирования действий членов команды.

· Демократичное поведение (стиль принятия решения). Тренер с таким стилем разрешает спортсменам участвовать в принятии решений касающихся целей команды методов тренировки, тактики стратегии игры.

· Социальная поддержка (мотивационные тенденции). Тренер с высокой ориентацией на социальную поддержку заботится о своих спортсменах и старается установить и теплые дружеские отношения с ними. В отличие от тренера, который использует положительную обратную связь в процессе занятий, поведение тренера с ориентацией на социальную поддержку обычно выходит далеко за пределы сугубо спортивной среды.

· Положительная обратная связь (мотивационные тенденции). Тренер, обращающий большое внимание на обеспечение положительной взаимосвязи, постоянно хвалит и поощряет хорошую работу своих подопечных.

Провели исследование типов поведения, по их мнению, присущих тренерам, на основании которых можно разработать рекомендации для их подготовки. Кроме того, была разработана система оценки поведения тренеров для кодирования и анализа поведения тренеров в естественных полевых условиях. Поведение тренеров, как оказалось, может быть либо реактивным, либо спонтанным. Реактивное поведение представляет собой реакцию на определенное поведение спортсмена, например, когда тренер инструктирует спортсмена после совершения ошибки. Спонтанное поведение инициируется тренером.

Лидерское поведение тренера и установление правильных взаимоотношений в системе «тренер — спортсмен» — дело сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.). Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную .

Анализируя структуру группы с точки зрения лидерства, можно отметить, что поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.

И все-таки, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств и ситуации. В результате деятельности происходят самооценка ивзаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена. В роли лидера спортивной команды, как показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен. В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды.

В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Инструментальный лидер ориентирован преимущественно на решение поставленной перед группой задачи. Их следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.

Экспрессивный лидер ориентирован преимущественно на межличностные отношения. Это ближайшие помощники тренера, прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. [3]

Как видим, возможность участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка.

Таким образом, эффективность лидерства в спортивной команде обусловлено соотношением лидерского потенциала тренера, его стиля руководства, гибкости поведения — с одной стороны, и иерархической структурой команды, особенностями ее состава, наличием экспрессивного и/ или инструментального лидера — с другой стороны. Кроме того, важную роль играют такие факторы, как возраст/зрелость самой команды, уровень мотивации спортсменов, которые также требуют дальнейшего исследования.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 331.