Уровень Интернет-зависимости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

%

1

Минимальный риск возникновения

Интернет-зависимости

 

37,84

2

 

Склонность к возникновению

Интернет-зависимости

 

43,24

3

 

Выраженная и устойчивая

Интернет-зависимость

 

18,92

 

Вызывает тревогу, что больше половины подростков (62,16%) попадают в группу риска, т.к. имеют склонность или выраженную интернет-зависимость.

Процентные показатели по методике «Шкала Интернет-зависимого поведения(CIAS)» представленные на рисунке 1 наглядно показывает тревожную тенденцию склонности современных подростков к возникновению Интернет-зависимости. Вместе с тем достаточно высокий процент подростков в выборке имеет уже сформировавшуюся зависимость.

 

Рис. 1. Процентные показатели по методике «Шкала Интернет-зависимого поведения(CIAS)»

 

Используемый в исследовании инструментарий (Chen Internet addiction Scale-CIAS) позволил не просто диагностировать факт наличия и отсутствия Интернет-зависимости, опираясь на общий CIAS балл, а провести качественный анализ выраженности симптомов, характеризующих паттерн зависимого от Интернета поведения: компульсивные симптомы, симптомы отмены, толерантность, внутриличностные проблемы и способность к управлению временем в Сети.

 

Для полной характеристики статистической совокупности используем количественные показатели, такие как средние величины и показатели вариации. Средние значения показателей отдельных критериев интернет- зависимого поведения по группам (Chen Internet addiction Scale-CIAS) представлены в Таблице 2.

Самые высокие показатели по шкалам компульсивных симптомов (Com=14,42 ± 4,11), симптомов отмены (Wit=13,42 ± 2,43), толерантности (То1= 12,14 ± 2,96), шкале внутриличностных проблем, связанных со здоровьем (Ih=16,14 ± 2,96), шкале управления временем (ТМ=13,85 ± 2,25) наблюдаются в группе подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. В группе подростков со склонностью к возникновению Интернет- зависимости эти показатели ниже, чем в группе подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью (Com = 9,75 ± 2,08; Wit = 10,25 ± 2,26; Tol = 8,93 ± 1,23; Ih = 12,00 ± 2,33; ТМ = 9,25 ± 1,98), однако устойчиво выше, чем в группе подростков с минимальным риском возникновения интернет-зависисмости. (Com = 7,28 ±1,26; Wit = 6,64 ± 0,74; Tol = 6,78 ± 1,31; Ih = 9,5 ± 1,16; ТМ = 7,42 ± 0,85).

Таблица 2

Описательная статистика групп подростков с разным уровнем интернет-зависимости по шкалам опросника CIAS

 

Уровень интернет зависимости

Минимальный риск возникновения Интернет-зависимости

Склонность к возникновению Интернет-зависимости

Выраженная и устойчивая Интернет-зависимость

среднее

ст.откл.

среднее

ст.откл.

среднее

ст.откл.

Компульсивные симптомы

7,2857

1,26665

9,7500

2,08167

14,4286

4,11733

Симптомы отмены

6,6429

,74495

10,2500

2,26569

13,4286

2,43975

Симптом толерантности

6,7857

1,31140

8,9375

1,23659

12,1429

2,96808

Общий балл (симптомы)

20,7143

1,72888

28,9375

4,12260

40,0000

5,16398

Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем

9,5000

1,16024

12,0000

2,33809

16,1429

2,96808

Проблемы с управлением временем

7,4286

,85163

9,2500

1,98326

13,8571

2,26779

Общий балл (последствия)

16,9286

1,73046

21,2500

3,51188

30,0000

4,50925

Общий показатель (последствия)

37,6429

2,81772

50,1875

6,11249

69,8571

7,60326

 

Графическое отображение результатов средних значений по отдельным шкалам интернет-зависимого поведения представлено на рисунке 2 и 3. На графиках можно наглядно оценить, как выраженность отдельных симптомов Интернет-зависимого поведения возрастает в исследуемых группах.

 

Рис. 2. Средние значения по шкалам опросника CIAS в группах подростков с разным уровнем интернет-зависимости

 

Рис.3. Средние значения симптомов Интернет-зависимого поведения в исследуемых группах

 

Результаты значений по двум типам надшкальных критериев - интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой интернет-зависимости и критерий негативных последствий использования Интернета представлены на рисунке 4. Где так же наглядно видны значимые различия между средними значениями по надшкальным критериям. Самые высокие показатели наблюдаются в группе подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью (IA-Sim =40,00; IA-RP=30,00). В группе подростков склонных к возникновению Интернет зависимости эти показатели ниже, чем в группе подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью (IA-Sim =28,93; IA-RP=21,25), однако устойчиво выше, чем в группе подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости. (IA-Sim =20,71; IA-RP=16,92).

Сводная таблица по методике «Шкала Интернет-зависимого поведения (CIAS)» представлена в Приложении 2.

 

 

Рис. 4. Средние значения по шкалам IA-Sim и IA-RP в группах подростков с разным уровнем Интернет-зависимости

 

С помощью теста опросника «Самоотношение» В.В.Столина мы выявили особенности самоотношения подростков с разным уровнем Интернет-зависимости.

Описательная статистика групп подростков с разным уровнем Интернет-зависимости по шкалам Опросника самоотношения представлена в Таблице 3

В группе подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости наиболее высокий результат отмечен по шкалам: глобальное самоотношение, ожидание положительного отношения от других, самоинтерес и самопринятие. Наименьший результат был определен по шкалам: самообвинение и самопонимание.

Показатели по остальным шкалам (самоуважение, аутосимпатия, самоуверенность, отношение других, самопоследовательность) в данной группе подростков находятся в стадии выраженного признака.

 

 

Таблица 3

Описательная статистика групп подростков с разным уровнем интернет-зависимости по шкалам Опросника самоотношения

 

Уровень Интернет-зависимости

Минимальный риск возникновения Интернет-зависимости

Склонность к возникновению Интернет-зависимости

Выраженная устойчивая Интернет-зависимость

среднее

ст.откл.

среднее

ст.откл.

среднее

ст.откл.

Шкала интегральная

19,6429

4,16223

16,0000

4,03320

10,2857

4,99047

 

Шкала самоуважения

 

 

9,7143

 

2,43148

 

7,5625

 

2,68251

 

4,7143

 

2,13809

Шкала аутосимпатии

 

10,7143

2,23361

9,1250

2,52653

5,8571

3,76070

Шкала ожидания положительного отношения других

9,5714

2,13809

7,7500

2,35230

5,8571

1,77281

Шкала самоинтереса 1

 

6,8571

1,16732

5,8750

1,40831

4,1429

1,77281

Шкала самоуверенности

 

5,2857

1,38278

3,6875

1,81544

3,1429

2,19306

Шкала ожидания отношения других

5,2143

1,05090

4,3125

1,70171

3,2857

,95119

Шкала самопринятия

 

5,6429

1,49908

4,6250

1,36015

3,2857

1,97605

Шкала самопоследовательности

4,0000

1,24035

3,6250

1,36015

2,8571

1,06904

Шкала самообвинения

 

3,3571

1,78054

3,8125

2,07264

5,7143

1,25357

Шкала самоинтереса 2

 

5,9286

1,38477

5,2500

1,43759

3,2857

1,70434

Шкала самопонимания

3,0714

1,32806

2,0625

1,56924

1,8571

1,06904

 

Таким образом, подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости характеризует одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе, позитивную самооценку, интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Полученный результат говорит о том, что основные силы подростков, редко пользующихся Интернет, направлены на получение знаний, новой полезной информации, а не на свой внутренний мир, поэтому можно объяснить их высокий уровень контроля за своими словами, поступками, действиями, даже умение оправдать себя с точки зрения анализа своей деятельности. Возможно, это связано с тем, что получение новых знаний в школе позволяет им расширять кругозор и информировать о полученных знаниях других, а также общественная деятельность позволяет им получить желаемый статус среди друзей, что дает подросткам с минимальным риском интернет-зависимости преимущество перед сверстниками.

В группе подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью наиболее высокие показатели выявлены по шкале самообвинение. По остальные шкалам признаки не выражены. В содержательном плане шкалы характеризуют видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). При этом подростки группы ожидают такого же отношения со стороны других людей к себе. Скорее всего, это связано с неумением чувствовать другого человека и с отрывом от социального окружения.

На Рисунке 5 наглядно представлено сравнение профилей самоотношения подростков в исследуемых группах.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

А - глобальное самоотношение Б – самоуважение В – аутосимпатия Г – ожидание положительного отношение от других Д – самоинтерес Е – самоуверенность Ж - отношение других З – самопринятие И – самопоследовательность К - самообвинение

Л – самоинтерес М– самопонимание

Рис. 5. Сравнение профилей самоотношения подростков в исследуемых группах

На Рисунке 6 отображена разница показателей по интегральной шкале между подростками с разной степенью зависимости.

 

Рис.6. Средние значения по шкале глобального самоотношения подростков в исследуемых группах

Сводная таблица по методике «Самоотношение» Столина В.В. представлена в Приложении 3.

Группы имеют статистически значимые различия по общему показателю самоотношения (U=6; p<0,01), а также по шкале ожидания положительного отношения других (U=9; p<0,01), самообвинения (U=7,5; p<0,01). По всем названным показателям (кроме самообвинения) подростки минимальным риском возникновения Интернет-зависимости превосходят подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью.

Результаты сравнительного статистического анализа самоотношения подростков в исследуемых группах представлены в Приложении 6.

Для изучения индивидуально-психологических особенностей подростков так же была использована методика Кеттелла (подростковый вариант).

Результаты опросника нам показали, что из личностных качеств подростков преобладает фактор E, среднее значение у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости – 8,64 баллов, у подростков со склонностью к возникновению Интернет-зависимости – 8,81 баллов и у подростков с выраженной Интернет-зависимостью -11,71 баллов. Данный показатель характеризует подростков как руководителей по отношению к другим. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Демократичны. Высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе /если что-то не устраивает/. Склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других.

Самые низкие баллы у всех групп подростков по фактору Q2. Подростков всех групп можно охарактеризовать как зависимых и ведомых. Предпочитают принимать решения вместе с другими людьми. Любят процесс общения. Любят, когда ими восхищаются. Не хватает решительности.

Остальные факторы довольно занижены во всех группах.

Описательная статистика групп подростков с разным уровнем Интернет-зависимости по шкалам теста-опросника 14PF представлена в Таблице 4.

Таблица 4

Описательная статистика групп подростков с разным уровнем

Интернет-зависимости по шкалам теста-опросника 14PF Кетелла

Уровень интернет-зависимости

Минимальный риск возникновения Интернет-зависимости

Склонность

к возникновению Интернет-зависимости

Выраженная

и устойчивая Интернет-зависимость

среднее

ст.откл.

среднее

ст.откл.

среднее

ст.откл.

A

7,4286

3,29835

8,1875

4,26175

9,5714

3,82349

B

5,9286

2,55597

5,3750

1,99583

4,5714

3,10146

C

7,7857

2,54735

8,5625

4,06561

7,5714

2,82000

D

8,0000

4,20622

7,9375

3,41504

12,0000

3,46410

E

8,6429

3,79488

8,8125

4,49027

11,7143

3,72891

F

9,3571

2,64886

9,0625

2,59406

10,2857

2,87021

G

8,8571

3,15880

9,9375

4,52355

7,5714

2,57275

H

8,5714

3,56725

9,3125

4,01196

7,8571

2,67261

I

8,2143

3,88644

7,8750

3,28380

7,8571

3,62531

J

6,5000

2,71038

6,7500

2,40832

9,7143

4,82059

O

6,2143

3,16662

6,9375

2,76812

9,8571

3,80476

Q2

6,4286

2,62281

7,4375

2,03204

7,8571

2,79455

Q3

7,4286

2,79324

9,6250

3,84491

10,0000

3,21455

Q4

6,9286

3,51840

7,5000

2,92119

9,0000

3,55903

 

Значение показателей по фактору А соответствуют 3-4 стенам и показывают, что все три группы подростков имеют выраженную ригидность, холодность, скептицизм и отчуждённость. Вещи их привлекают больше, чем люди. Подростки, принявшие участие в исследовании, предпочитают работать сами, избегая компромиссов. Однако самые низкие показатели по данному фактору у группы подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости.

На основании показателей фактора С, можно сказать, что у подростков невысокая способность к обучению, к анализу и обобщению материала, причём самые низкие баллы у подростков имеющих выраженную и устойчивую Интернет-зависимость..

По фактору F все группы подростков можно охарактеризовать, как осторожных, молчаливых, неторопливый. Осторожность иногда выступает в комплексе с мрачностью и пессимизмом. Впечатлительны, склонны к субдепрессиям. На них можно положиться, но не эффективны как организаторы. На второстепенных ролях функционируют очень хорошо.

Значение фактора G во всех группах свидетельствует о тенденции к непостоянству цели, непринуждённом поведении. Подростки не прилагают усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований.

По фактору Н мы можем судить о том, что подростки не склонны вникать во всё, что происходит вокруг, застенчивы. Причём застенчивость как черта характера менее выражена у подростков со склонностью к возникновению Интернет-зависимости.

Значение фактора I позволяет нам характеризовать подростков, как личностей, обладающих чувством ответственности, реалистичными, независимыми, порой циничными, жестокими, скептичными и самоуверенными. Руководя группой, такие люди заставляют её работать на практической и реалистической основе.

По фактору J можно определить, что подростки исследуемых групп предприимчивы, предпочитают групповые действия, любят внимание, энергичны. Принимают общие нормы и оценки. Для них важна совокупность людей.

Значение фактора Q3 позволяют нам судить о том, что подростки с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости имеют низкий волевой контроль. Не обращает внимания на социальные требования. Не слишком чувствительны, но импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам. Часто чувствуют себя неприспособленными к жизни, а подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют средний контроль поведения. Социально чувствительны. Имеют устойчивые интересы. Склонны к упрямству, необидчивы.

Фактор Q4 показывает, что подростки склонны к расслабленности, уравновешенности, удовлетворённости. В некоторых ситуациях такая удовлетворённость может вести к лени, к достижению низких результатов.

Наиболее значимые различия мы можем увидеть по следующим факторам:

Фактор D. Характеризует подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости как сдержанных, осторожных, благодушных, неторопливых подростков, не склонных к резкости, постоянных в своих интересах, привязанностях, упорных в достижении цели. Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью напротив - возбудимы, нетерпеливы, требовательны, сверхактивны, несдержаны.

Фактор O. Подростки 1 группы безмятежны, доверчивы, невозмутимы, уверенны в себе и своих близких. А подросткам 3-ей группы свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что не принимает группа.

Средние значения по шкалам теста-опросника 14PF-142 Р.Кеттелла отражены на Рисунке 7.

 

Рис. 7. Средние значения по шкалам теста-опросника 14PF-142 Р.Кеттелла

 

Сводная таблица по методике теста-опросника 14PF-142 Р.Кеттелла представлена в Приложении 4.

Группы различаются по факторм D (U=21,5; p<0,05) и О (U=20,5; p<0,05). Обе личностные черты значимо сильнее выражены у подростков с интернет-аддикцией.

Результаты сравнительного статистического анализа индивидуальных психологических особенностей подростков в исследуемых группах представлены в Приложении 6.

Анализ данных методики "Самооценка психических состояний Айзенка" показал, что группы различаются по всем измеренным психическим состояниям (Таблица 5).

 

Таблица 5

Описательная статистика групп подростков с разным уровнем Интернет-зависимости по тесту Самооценки психических состояний Г.Айзенка

Уровень интернет-зависимости

Минимальный риск возникновения Интернет-зависимости

Склонность к возникновению Интернет-зависимости

Выраженная

и устойчивая Интернет-зависимость

среднее

ст.откл.

среднее

ст.откл.

среднее

ст.откл.

Тревожность

5,6429

3,49961

7,6250

2,39096

11,7143

3,30224

Фрустрация

5,0714

3,70995

8,5625

2,33720

11,4286

2,76026

Агрессивность

6,3571

3,47756

10,6250

4,74517

14,0000

4,79583

Ригидность

6,2857

2,72957

9,5625

2,58118

13,8571

3,38765

 

В группе подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости обнаружен низкий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Подростки данной группы не чувствуют напряжения или нервозности, спокойны, выдержаны, имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боятся трудностей, легко адаптируются к новым обстоятельствам.

Подростки с устойчивой и выраженной Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Их характеризует наличие субъективно переживаемых эмоций. Они имеют низкую самооценку, стремятся избегать трудностей и боятся неудач, невыдержанны, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии с другими людьми.

На Рисунке 8 наглядно видны различия значений по всем измеренным психическим состояниям в исследуемых группах.

Сводная таблица по методике «самооценка психических состояний Айзенка» представлена в Приложении 5.

Группы достоверно различаются по всем измеренным психическим состояниям. Интернет зависимые подростки имеют значимо более высокий уровень тревожности (U=10,5; p<0,01), фрустрации (U=10; p<0,01), агрессивности (U=10,5; p<0,01) и ригидности (U=3,5; p<0,01).

Результаты сравнительного статистического анализа психических состояний подростков в исследуемых группах представлены в Приложении 4.

 

 

Рис. 8. Средние значения по шкалам теста «Самооценка психических состояний» Г.Айзенка

 

Выводы по 2 главе

Таким образом, на основании проведённого исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкале глобального самоотношения и по шкале ожидания положительного отношения других, чем у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью.

У подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью достоверно выше показатели по шкале самообвинение в отличаи от подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости.

Группы достоверно различаются по факторам D (флегматичность-возбудимость) и О (самоуверенность - склонность к чувству вины)

Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью, что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.

Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа посвящена изучению психологических особенностей Интернет-зависимых подростков.

В последние годы стремительно возрастает популярность сети Интернет. Интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий. Вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды, налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний.

Проведенное теоретическое исследования проблемы Интернет – зависимого поведения среди детей среднего подросткового возраста позволяет сделать следующие выводы:

Интернет-зависимость представляет собой наличие навязчивого желания подключиться к Интернету и болезненной неспособности отказаться от него.

Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.

Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.

Для подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.

Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.

Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.

На основании проведённого эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкалам глобального самоотношения и ожидания положительного отношения других и достоверно ниже по шкале самообвинение, чем у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью.

Группы достоверно различаются по факторам D (флегматичность-возбудимость) и О (самоуверенность - склонность к чувству вины)

Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. Что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.

Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о существовании различий между психологических особенностями подростков с различным статусом Интернет-зависимости подтвердилась.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980. - 338 с.

2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете: Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.

3. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред А.Е.Войскунского - М.: Можайск-Терра, 2000. - с. 11-39.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 с.

6. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета. – 1996. - №12. - с. 4-6.

7. Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития. Ред.- сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. - 279с.

8. Войскунский А. Е. Симпозиум по проблеме зависимости от Интернета. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2009. - № 4. - с. 165–167.

9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал. - М.: Наука, 2004 - т.25. № 1. - с. 90-100.

10. Войскунский А. Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности. Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. - №1. Серия 14: Психология - с. 51-66.

11. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии. Интернет и российское общество: Под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002- с. 235-250.

12. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - М.: Смысл, 2002. - Выпуск 1. - с. 82-101.

13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции. Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - с. 251-253.

14. Войскунский А. Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии. Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Аспринт Иркутск, 2016. - с. 17-26.

15. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - с.100-131.

16. Выготский Л.С. Педология подростка Т.4. Собр. соч.: В 6 Т. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

17. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

18. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психического здоровья детей и подростков. - т.5. № 2 - 2005 - с. 20-27

19. Егоров А.Ю. Психология девиантного поведения. - СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. - 282 с.

20. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

21. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета. Труды по социологии образования. - М.: ЦСО РАО, 2000. - Т.5. Вып.7. - с.431-460.

22. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1991. - №1. - с. 8-15.

23. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., Академический проект, 2000. – 460 с.

24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.

25. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1998. - № 3. - с. 70-78.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

27. Личко А.Е. Подростковая наркология: руководство для врачей/ А.Е. Личко, B.C. Битенский. - Л.: Медицина, 1991. - 301 с.

28. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. - 407 с.

29. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.- М.: Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта, 1998 - с. 211-225.

30. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

31. A.A. Рукавишников, М.В. Соколова; под науч. ред. В.И. Чиркова. Методическое руководство по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. - СПб.: ИМАТОН, 2002. - 95 с.

32. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? Вестник психотерапии. - СПб.: МИРВЧ, 2011. - №40 (45). - с. 23-34.

33. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.

34. Толстых H.H. Изучение мотивации подростков имеющих пагубные привычки. Вопросы психологии. – М.: Педагогика,1989. - №2. - С. 35- 38.

35. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.

36. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" Психологический журнал, 2002. -т. 22. № 1. - с.113-117.

37. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

38. Эриксон Э. Детство и общество. - М.: Летний сад, 2000. - 416 с.

39. Юсупов P.M., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. - СПб.: Наука, 2000. – 455 с.

40. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость. Мир Интернет. 2000. - №2. - с.24-29.

41. [Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246-250.].

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

42. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения. В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.Б. Искандирова, A.A. Антоненко [Электронный ресурс] Мед. психология в России : электрон. науч. журн. - 2011. - № 6. – Режим доступа: http/medpsy.ru. – Загл. с экрана – Яз. рус.

43. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4(33). – с. 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mprj.ru– Загл. с экрана – Яз. рус.

44. Интернет в России: динамика проникновения. Интернет газета Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru – Загл. с экрана – Яз. рус.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дата: 2019-02-02, просмотров: 17827.